ХАМАС – «новый фронт» в турецко-американских отношениях

В мае 2017 г. президент США Дональд Трамп прибыл с первым официальным визитом в Саудовскую Аравию, где сделал ряд заявления. Некоторые заявления и действия Трампа в Саудовской Аравии должны обеспокоить власти Турции. Это в первую очередь относится к оружейной сделке между США и Саудовской Аравией. Во время первого визита в королевство Дональд Трамп подписал с королем Саудовской Аравии Сальманом соглашение на поставку оружия. Подписанные соглашения включают в себя сделку на поставки оружия и военного оборудования на сумму около $110 млрд сейчас, и еще $350 млрд – в ближайшие 10 лет. Соглашение о сотрудничестве в области обороны направлено на повышение безопасности в регионе Персидского залива на фоне действий Ирана. Кроме того, оно также предназначено для поддержания способности Саудовской Аравии внести свой вклад в антитеррористические операции в регионе, снижая нагрузку на американских военных. Саудовская Аравия входит в возглавляемую США международную коалицию, которая с 2014 г. наносит удары по позициям боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ)[i].

Несмотря на то, что между Турцией и Саудовской Аравией сложились, в общем-то, тесные отношения, Эр-Рияд является, пожалуй, самым большим соперником Анкары за лидерство в суннитском исламском мире. Поэтому для Турции невыгодно, чтобы Саудовская Аравия так усилилась в военном плане. Кроме того, Турция рассматривает Саудовскую Аравию как одного из потенциальных крупнейших богатых покупателей своего оружия.

В рамках саммита «США — Исламский мир» в Эр-Рияде, Трамп выступил перед лидерами 55 мусульманских государств и в своем выступлении выделил организации ХАМАС и «Хизбалла», причислив их к списку ИГ и «Аль-Каиды» в качестве крупнейших поставщиков терроризма. «По некоторым оценкам, более 95% жертв терроризма сами являются мусульманами. Это трагедия эпических масштабов. Никакое описание страданий не может даже приблизительно отразить его в полной мере. ИГ, «Аль-Каида», «Хизбалла», ХАМАС – это не только бесчисленные погибшие, но поколения разрушенной мечты», — добавил президент США[ii].

В секторе Газа резко отреагировали на слова Д.Трампа о ХАМАСе. Палестинские женщины в провели акцию протеста против высказываний президента США Дональда Трампа, обвинившего движение ХАМАС в связях с террористами. Десятки женщин собрались перед зданием Законодательного собрания Газы, держа в руках плакаты с надписями «Сопротивление — единственный путь!», «Арабы — не террористы!». «Решение Трампа назвать нас террористической организацией лишь доказывает его предвзятость в пользу Израиля, — заявил пресс-секретарь ХАМАСа Фаузи Бархум. – Мы категорически отвергаем это утверждение. Это искажение нашего имиджа и доказательства предпочтения Трампом режима сионистской оккупации». Одна из лидеров движения ХАМАС Мушир аль-Мысри в свою очередь отметила, что ХАМАС никогда не откажется от сопротивления. «ХАМАС никогда не откажется от сопротивления и продолжит отстаивать права палестинского народа вместе со всем исламским миром», — сказала она. По ее словам, президент США Д.Трамп принял израильскую сторону в конфликте с палестинским народом, о чем свидетельствует его посещение Стены Плача в Иерусалиме[iii].

То, что Дональд Трамп ХАМАС и «Хизбаллу» причислил к списку ИГ и «Аль-Каиды» в качестве крупнейших поставщиков терроризма, действительно примечательное событие, хотя все эти группировки считаются террористическими организациями в США не один год. Несмотря на то, что власти Турции предпочитали не комментировать это заявление Д.Трампа (МИД Турции в своем заявлении только напомнил, что глава министр Мевлют Чавушоглу принял участие в саммите «США — Исламский мир»[iv]), очевидно, что они недовольны Трампом за это. Напомним, что в январе 2012 г. премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что ХАМАС – не террористы, а бойцы сопротивления. Тогда лидер движения ХАМАС Исмаил Хания получил теплый прием со стороны членов правящей партии Турции во время посещения турецкого парламента. К изумлению палестинского лидера, его встретили овациями из рядов Партии справедливости и развития (ПСР), когда он вошел в парламент Турц ии. Тогда же премьер-министр Турции высоко отозвался о внутрипалестинском примирении между движением ФАТХ и ХАМАСом[v].

Эта позиция Эрдогана не менялась и в следующие годы. Например, в ноябре 2016 г. он в первом интервью израильскому ТВ заявил, что «ХАМАС – не террористы». На вопрос об отношении к ракетным обстрелам израильской территории из сектора Газы, Р.Т.Эрдоган ответил, что он не считает ХАМАС террористической организацией. «ХАМАС — это политическое движение, родившееся из национального возрождения», — заявил он. Президент Турции также признал, что постоянно встречается с представителями ХАМАС в надежде найти решение, которое бы положило конец палестино-израильскому конфликту[vi].

Интересно, что во время переговоров 2016 г. Израиль поднял вопрос сотрудничества между Турцией и ХАМАСом, потребовал, чтобы турецкие власти положили конец деятельности ХАМАСа в Турции. Однако глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу отрицал, что Израиль выдвинул такое условие, а пресс-секретарь Р.Т.Эрдогана Ибрагим Калын заявил, что ХАМАС не имеет офиса в Стамбуле, а ее лидер Халед Машаль иногда приезжает в Турцию, и изменить место встречи с ним не будет правильным (Р.Т. Эрдоган 24 июня, а Б. Йылдырым 25 июня в Стамбуле встретились с главой Политбюро ХАМАС Х. Машалем, и обсудили вопрос предстоящей нормализации турецко-израильских отношений)[vii].

Получается, что Д.Трамп косвенно обвинил Турцию в пособничестве терроризму. Турция поддерживает ХАМАС, которая, как заявил Трамп, является террористической организацией. Ответом Турции на слова Трампа можно считать то, что через 10 дней – 31 мая премьер-министр Турции поздравил нового лидера ХАМАС с новой должностью. Бинали Йылдырым поздравил Исмаила Ханию с избранием на пост главы Политбюро ХАМАСа, указав на значимость обеспечения единства и солидарности во имя будущего палестинского народа. В канцелярии турецкого премьера сообщили, что телефонный разговор состоялся по инициативе турецкой стороны[viii].

Отметим, что в последнее время Турция все время косвенно и прямо обвиняла США в поддержке терроризма, имея ввиду исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого турецкие власти называют вдохновителем и организатором попытки путча 15 июля 2016 г. Как в январе 2017 г. заявил вице-премьер и пресс-секретарь правительства Турции Нуман Куртулмуш, новая администрация США должна сделать свой выбор: или главарь террористического течения, который управляет парой-тройкой бандитов, или Турция с ее 80-миллионным населением[ix].

Итак, заявление Трампа о том, что ХАМАС — террористическая организация, можно рассмотреть в том плане, что это в числе прочего является ответом США на обвинения Турции о поддержке терроризма, и что США теперь в свою очередь обвиняют Турцию в поддержке терроризма. Турция, как показал телефонный разговор Бинали Йылдырыма с Исмаилом Ханией, не намерена менять свою позицию. Турция имеет огромное влияние в секторе Газн и не хочет потерять его (в 1517 г. Газа была завоевана османами под предводительством султана Селима I и в течение 400 лет она оставалась частью Османской империи). Кроме того, поддержка сектора Газа служит улучшению имиджа Турции в арабском (исламском) мире. Не случайно, что в последнее время Турция самопровозгласила себя «защитником прав мусульман» в мире. Роль «самозванного защитника» прав мусульман привела к тому, что Турция просто и далее «обречена» на критику правительства тех стран, которые, по ее мнению, ущемляют права мусульман.

Это в первую очередь относится к действиям Израиля, с которым Дональд Трамп имеет очень тесные связи. Таким образом, создается новый очаг напряженности, «новый фронт» в турецко-американских отношениях в которых и без этого достаточно проблем. Эта было ожидаемым событием, учитывая скандальные заявления Трампа по поводу мусульман и реакцию Эрдогана на них в прошлом году, когда в апреле 2016 г. Эрдоган сообщил о популярности исламофобии в США, заявив, что исламофобия пользуется популярностью в США, а кандидаты в президенты используют мусульман в качестве мишеней в своей избирательной кампании[x].

[i] Трамп подписал сделку с Саудовской Аравией на 110 миллиардов долларов, Российская газета, 20.05.2017

[ii] Трамп назвал ХАМАС террористической организацией, Cursorinfo, 21.05.2017

[iii] В Газе резко отреагировали на слова Трампа о ХАМАС, Anadolu Ajansı, 24.05.2017

[iv] No: 148, 20 Mayıs 2017, Sayın Bakanımızın Arap İslam-Amerikan Zirvesi’ne İştirakleri Hk., http://www.mfa.gov.tr

[v] Эрдоган: ХАМАС – не террористы, а бойцы сопротивления, Голос Ислама, 05.01.2012

[vi] Эрдоган в первом интервью израильскому ТВ: «ХАМАС – не террористы», Newsru.co.il, 21.11.2016

[vii] Габриелян Айк, Отношения Израиля и Турции на современном этапе, Институт Ближнего Востока, 21.12.2016

[viii] Премьер Турции поздравил нового лидера ХАМАС, Anadolu Ajansı, 31.05.2017

[ix] Трамп не должен повторить ошибок Обамы в отношениях с Турцией, Anadolu Ajansı, 23.01.2017

[x] Эрдоган сообщил о популярности исламофобии в США, Gazeta.ru, 02.04.2016

62.83MB | MySQL:102 | 0,497sec