Пересмотр избирательного закона в Ливане: урок для Сирии

Ливанский парламент в настоящее время пытается до истечения своих нынешних полномочий 20 июня все-таки сдвинуть с мертвой точки процесс кардинального пересмотра избирательного закона. При этом рискнем предположить, что вряд ли депутатам удастся решить этот вопрос до времени официального окончания их   полномочий, но то, что этот вопрос сейчас является центральным и вокруг него ломается множество копий — несомненно. Если говорить более упрощенно, то вопрос стоит о новом принципе формирования ливанского парламента, что некоторые обозреватели считают чуть ли не началом реформирования знаменитой ливанской системы квотирования между основными конфессиями государственных постов исполнительной и законодательной ветвей власти. Мы эту точку зрения не разделяем: Ливан явно не дорос до той степени политической корректности, которая могла стать гарантом отказа от системы квотирования, но предлагаемый проект реформы избирательного закона в части парламентских выборов представляет на наш взгляд большой интерес с точки зрения прежде всего попыток создать проект новой конституции Сирии. Напомним, что попытки реформирования этого закона предпринимались и ранее, но всегда надежно блокировались представителями основных политических сил страны. Неким оптимистичным сигналом в этом направлении стали итоги встречи лидеров всех основных политических партий Ливана 1 июня во дворце Баабда. По их итогам прессе было сообщено, что участники «очень близки» в подходах к изменению избирательного закона. Это еще не сам результат и реформа, но, по крайней мере, четкий сигнал того, что политическая элита страны понимает ее необходимость. Предложенный проект предполагает уменьшение избирательных округов с 26 до 15, и переход на пропорциональную систему представительства в парламенте при отказе от ныне существующей формулы «победитель забирает все». В этой связи, конечно, учитываются интересы, в первую очередь, христианских и других малых ливанских конфессиональных общин, которые за счет укрупнения округов и размывания таким образом чисто мусульманских районов за счет христианских, смогут увеличить свое представительство в парламенте. В этой связи три вновь формируемых округа планируется перенести из преимущественно мусульманских районов в преимущественно христианские (из Триполи в Батрун, из Западного Бекаа в Джбейли, из Баальбек-Хермейль в Бшари). В основе предполагаемого реформирования лежит, прежде всего, демографический фактор. Перепись населения в Ливане не проводилась с тридцатых годов прошлого века, но и так очевидно, что мусульманское население сейчас пропорционально доминирует по численности.
Особенно это заметно на примере резкого увеличения численности шиитов. В этой связи, безусловно, представители христианских общин и кланов стараются крайне четко прописать детали будущего реформирования округов с целью не допустить размыва собственных голосов за счет их укрупнения. Друзы вообще полагают, что укрупнение округов будет означать снижение их численности в парламенте. Ранее они выбирали своих депутатов фактически в своих моноконфессиональных округах в горных районах и части столицы, но теперь они будут поглощены более крупными образованиями. Министр иностранных дел Ливана и зять президента М.Ауна, комментируя ход последних консультаций, далек от оптимизма и полагает, что «стороны могли бы продемонстрировать большее стремление к достижению компромисса». Специальная сессия парламента, которую президент М.Аун созвал 1 июня, должна пройти с 7 по 20 июня с.г., должна стать, по мнению главы государства, решающий с точки зрения принятия нового избирательного закона. Отметим, что напористость президента объясняется и тем, что он достиг соответствующей поддержки своей инициативы изменить закон со стороны «Хизбаллы» и шиитского движения «Амаль». Процесс тормозят сунниты и находящиеся с ними в союзе представители маронитских кланов. По мнению экспертов, принятие нового закона на предстоящей сессии в связи этим маловероятна, а это означает, что выборы в парламент пройдут только через полгода. За это время, если не появится новой редакции закона, парламенту и президенту придется искать юридические причины для продления срока полномочий законодательного органа. И этот сценарий сторонников нынешнего премьера С.Харири, видимо, устраивает больше, поскольку новый состав парламента означает и новый кабинет министров.

Вся эта ситуация очень поучительна с точки зрения возможных проектов новой конституции Сирии, необходимость разработки которой усиленно отстаивает российский МИД вкупе со специальным представителем ООН по Сирии С.де Мистурой. Вбрасывать сейчас проект такой конституции в женевский и астанинский  форматы переговоров, по нашей оценке, сильно преждевременно. Именно по той причине, что ни Женева, ни Астана не доказали пока свою жизнеспособность. До сих пор в том же женевском формате не удалось решить ни одного серьезного вопроса, и в принципе это является нереальным по причине нежелания сил оппозиции, которые находятся под плотным контролем КСА, вообще о чем-то договариваться. Женевский формат превратился для оппозиции и ее зарубежных спонсоров просто в способ своего международного представительства, и ничего более. В этой связи предлагать какой-то проект новой конституции возможно только тогда, когда в самой Сирии будет достигнуто глобальное и устойчивое перемирие, а сами форматы переговоров начнут в рабочем порядке успешно решать чисто практические вопросы сосуществования отдельных регионов страны с Дамаском. В этой связи принципиальным является успех эксперимента с зонами деэскалации, которые являются неким инструментом будущего существования Сирии в режиме федеративного устройства. До этого попытки «загрузить» оппозицию проектами конституции непродуктивны и бессмысленны, поскольку напоминают установку телеги впереди лошади. А это дает критикам российского присутствия в Сирии лишние доводы в пользу своей версии о том, что Москва лихорадочно ищет пути своего достойного выхода из сирийского конфликта.

62.81MB | MySQL:102 | 0,688sec