Новые реалии взаимоотношений Ирана с палестинскими организациями

Первый зарубежный официальный визит Дональда Трампа на Ближний Восток стал доказательством важной роли региона во внешней политике Вашингтона. Особое внимание во время ближневосточного турне было уделено палестино-израильскому конфликту. Новая администрация президента всерьез взялась за налаживание переговорного процесса между Израилем и Палестинской национальной администрацией (ПНА). Учитывая жесткую антииранскую позицию Д.Трампа, возникает вопрос: какая роль предусмотрена для Исламской Республики Иран с учетом того, что именно Тегеран оказывает наибольшую поддержку палестинским оргнизациям.

Проблема ПНА заключается в том, что среди основных участников национального движения –  ХАМАСом и  ФАТХом — отсутствует единство.

В начале мая прошли выборы лидера ХАМАСа,  на которых был избран премьер-министр правительства ХАМАСа в секторе Газа Исмаил Хания, который, в отличие от своего предшественника, намерен укреплять отношения в первую очередь с Ираном и Египтом. Один из лидеров движения Махмуд аль-Захар заявил, что Палестина должна держаться тех стран, которые ее поддерживают, и во главе этих стран – Иран. «Мы стремимся улучшить отношения со всеми странами, которые нас поддерживают, будь то Иран, Турция, Корея или любая другая страна, т.к. это в интересах палестинского сопротивления. Арабская сторона (арабские страны региона) ничего, кроме удовлетворения Америки не желают», — отметил М.аль-Захар. Напомним, что первый вооруженный конфликт между ХАМАСом и ФАТХом произошел именно после попытки покушения на Исмаила Ханию.

Следует отметить также, что новый лидер ХАМАСа был избран в результаты проведенного впервые голосования, а это значит, что его позицию разделяет большинство членов движения, и отношения с ИРИ находятся в приоритете для его руководства. А тот факт, что новый лидер намерен перенести  бюро ХАМАСа из-за рубежа в сектор Газа, говорит о том, что влияние военного крыла в процессе принятие решений политическим крылом усилится.

После нескольких лет напряженности в отношениях в связи с позицией ХАМАС по отношению к сирийскому конфликту, Иран воспринял информацию об избрании И.Хании с удовлетворением. Именно Тегеран одним из первых поздравил нового лидера ХАМАСа с избранием. Спикер иранского Меджлиса  Али Лариджани, переназначенный после президентских выборов на эту должность, в поздравлении Исмаилу Хании подчеркнул, что Иран считает поддержку палестинского народа первостепенным приоритетом, похвалив стойкость ХАМАС и Газы.

Поздравительные телеграммы И.Хании направили министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф и глава комиссии по внешней политике Меджлиса Хосейн Амир Абдоллахиан, в которых они отметили, что Иран продолжит поддерживать палестинское сопротивление.

Поздравил избранного лидера ХАМАС и командующий подразделением «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции бригадный генерал Касем Сулеймани, участвующий в боевых действиях против террористов в Сирии и Ираке. В своем поздравительном послании, генерал отметил, что Иран с нетерпением ждет «сотрудничества с мудрым руководством ХАМАСа и союзниками на оси сопротивления, возглавляемой Ираном». Он выразил надежду на то, что новое руководство ХАМАСа «продолжит укреплять свой избранный путь сопротивления и джихада, чтобы восстановить палестинское движения в центре глобальной борьбы мусульман за освобождение Иерусалима и всей Палестины». К.Сулеймани добавил, что он также надеется, что ХАМАС будет противодействовать попыткам «глобального высокомерия» (т. е. Западу) и «сионистам, стремящимся убрать джихад с пути ислама и захватить Иерусалим».

По словам представителя ХАМАСа в ИРИ Халеда Каддума, 2017 год является началом нового этапа взаимоотношений Ирана с ХАМАСом. Он также подчеркнул, что финансовая, политическая и военная поддержка Ираном ХАМАСа в разных размерах никогда не прекращалась. По его мнению, отношения с Ираном «не зависят от внутренних выборов в организации, но, тем не менее, они помогут в восстановлении отношений с Тегераном».

В свою очередь представитель ХАМАСа в Газе Абдуллатиф аль-Кану, подтвердив сближение с Ираном, заявил, что если лидер ХАМАСа отправится в зарубежный тур, то он наверняка первым посетит Тегеран. По данным арабских СМИ, в конце мая состоялась встреча лидеров ХАМАСа с представителями КСИР и «Хизбаллы», на которой стороны договорились о возобновлении финансовой поддержки и укреплении двустороннего сотрудничества. Однако, официального подтверждения данной информации нет.

Возвращаясь к разногласиям между ХАМАСом и ФАТХом, отметим, что дискурс о сближении Ирана и ХАМАСа появился тогда, когда помощник министра иностранных дел ИРИ  Хусейн аль-Ислам 30 апреля назвал действия руководства ПНА в отношении сектора Газа преступлением, совершенным по указанию США и Израиля. На это заявление в тот же день ответил представитель главы ПНА Набиль Абу Рудейна, осудив враждебность Ирана против Махмуда Аббаса, обвинив Иран в создании палестинских подразделений.

К сближению с Ираном ХАМАС подталкивают и внешние факторы. В ходе арабо-американского саммита в Саудовской Аравии, в котором приняли участие 55 исламских стран и президент США Дональд Трамп, он назвал ХАМАС террористической группировкой. Подобное отношение заставляет искать надежных союзников, коим являются Иран и «Хизбалла».

Иран оказывает поддержку не только ХАМАСу, но и таким палестинским организациям, как «Исламский джихад», «Мученики Аль-Аксы», «Бригада Абу Али Мустафы» и др.. На конференции в поддержку Палестины, прошедшей в Тегеране, верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи заявил, что Иран будет поддерживать любое движение, которое «борется против сионистского режима», независимо от политических и идеологических различий с Ираном и их собственной идеологии.

Опасения у Тегерана вызывает позиция ФАТХа, лидером которого и является глава ПНА Махмуд Аббас. Дело в том, что после саммита в КСА появилась информация о том, что палестинские представители не только не воздержались от принятия антииранской резолюции, которая предусматривает сокращение связей с ИРИ, сообщает агентство Tasnim. Представлял ПНА на саммите сам Махмуд Аббас. Тегеран обвиняет правительство М.Аббаса в «угнетении палестинского народа, вместо сионистского режима, что стало возможным благодаря установленной США при помощи Иордании системы безопасности на Западном берегу».

Таким образом, можно наблюдать условное разделение региона на два лагеря: страны Персидского залива, Египет, Иордания и ПНА, и второй – ХАМАС, «Хизбалла» и Иран.

Таким образом, с приходом Д.Трампа к власти на Ближнем Востоке начались новые политические процессы, которые могут оказаться опасными для всего региона и привести к новым очагам нестабильности. Согласно иранской версии развития событий, далее следует ожидать изоляции Катара, признания «Братьев-мусульман» террористической организацией и перекрытие их поддержки и финансирования. Следующим этапом станет  новая агрессия Израиля по отношению к сектору Газа и приход Мухаммеда Дахлана – ставленника ОАЭ — в качестве преемника Махмуда Аббаса, отставка наследного принца КСА Мухаммеда бен Наефа и избранием королем наследника наследного принца и сына нынешнего монарха  Мухаммеда бен Сальмана. Следующим шагом станет ликвидация палестинского вопроса и установление официальных отношений между арабами и Израилем.

52.24MB | MySQL:103 | 0,782sec