Турция: 2017 год в судьбе Стамбульского канала

В конце февраля 2015 г. президент Турции Реджеп Тайып Эрдоган призвал государственные органы ускорить строительство Стамбульского канала. В проект были внесены некоторые изменения. Предполагалось, что протяженность канала составит 43 км, глубина 25 м, а ширина 400 м (ранее расстояние составляло 50 км, а ширина 120-150 м). Таким образом, правительственные эксперты до некоторой степени учли критику экологов.   Реанимация стамбульского проекта была воспринята как очередной политический лозунг накануне всеобщих парламентских выборов. Что касается внесенных в проект изменений, то они не носили принципиального характера, поскольку в случае постройки канала  европейская часть Стамбула, находящаяся между  Мраморным и Черным морями неизбежно  превратилась бы в остров со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее в декабре 2015 г. было осуществлено технико-экономическое описание (ТЭО) проекта Стамбульского канала. Тендер планировалось провести в течение полугода. Были  проведены предварительные переговоры с местными и зарубежными компаниями. Министр развития Турции Джевдет Йылмаз сообщил, что законодательно все процедуры, предусмотренные при прокладке канала, будут определены в течение шести месяцев.

В феврале 2016 г. в проекте строительства Стамбульского вновь произошли изменения. Новый маршрут должен пройти много западнее первоначального варианта. Были скорректированы и чисто технические детали проекта. Отныне длина канала должна была составлять от 45 до 50 км. Расходы на строительство Стамбульского канала были оценены в $ 20 млрд.

Несмотря на сомнения скептиков, внешне все говорило о том, что турецкие власти намерены довести стамбульский проект до практического осуществления. В апреле 2016 г. турецкий парламент принял новый закон о выделении земельных участков для канала. Неудавшийся военный переворот также не сказался на планах Р.Т.Эрдогана. 20 июля 2016 г. президент Турции заявил, что процедура тендера будет ускорена, и он пройдет до конца года.

27 июля 2016 г. Турция и Панама подписали соглашение о сотрудничестве для обмена опытом по вопросам управления и строительства канала.  Отмечалось, что реализовать грандиозный проект Турция намерена прежде всего за счет собственных ресурсов. При этом вновь были внесены технические коррективы. Министр транспорта Турции Ахмет Арслан заявил, что правительство прогнозирует, что ширина Стамбульского канала составит 500 метров на поверхности и 400 у основания, а глубина достигнет 30 метров. «Таким образом, танкеры, угрожающие безопасности в проливе Босфор, будут в состоянии использовать новый маршрут», — отметил А.Арслан. 20 декабря 2016 г. был открыт Евразийский железнодорожный подводный туннель, соединяющий Европейскую и Азиатскую Турцию по дну Мраморного моря. Во время своего выступления на церемонии открытия Р.Т.Эрдоган заявил, что работы по реализации стамбульского проекта продолжаются. В ходе строительства Стамбульского канала турецкие власти намерены построить в Мраморном море три искусственных острова, создав там со временем  спортивно-развлекательную и жилищную инфраструктуру. Все проекты связаны между собой, а потому проект Стамбульского канала является не только целью, но и средством реализации ряда мегапроектов.

Таким образом, подготовка к  реализации проекта Стамбульского канала вроде бы продолжается. Однако не все так просто. В декабре 2016 г. Р.Т.Эрдоган заявил, что для канала «Стамбул» тендер будет объявлен в 2017 г. Напомним, что еще ранее тендер на строительство канала  предполагалось провести в середине 2016 г, а затем в конце этого года. При этом первоначально строительные работы  планировалось начать в июне 2013 г.  Однако этого не случилось, и теперь строительство предполагается начать в 2017 г. В 2012 г. турецкая пресса писала, что в 2017 г. канал уже будет сдан эксплуатацию. Постоянный перенос сроков строительства свидетельствует о неподготовленности проекта и, кроме того, делает сомнительным  завершение строительство Стамбульского канала к 2023 г. Более реалистичной датой называют 2025 г. Однако это снижает идеологическое значение проекта, анонсированного Р.Т.Эрдоганом в  2011 г.

Маршрут самого канала менялся уже несколько раз и это не единственный его недостаток. Над многострадальным стамбульским проектом по-прежнему висит тень экологических угроз.  Неясно также, по каким правилам будет определяться судоходство по новому каналу. Несомненно, что Анкара попытается сама регулировать плавание  по каналу «Стамбул». Однако уже сейчас непонятно, каким образом турецкое правительство сможет перенаправить судоходство из Босфора в Стамбульский канал, поскольку это означало бы ничто иное, как пересмотр действующей конвенции Монтрё, на что у Анкары нет исключительного права. При этом перенаправление судоходных потоков ударило бы по интересам стран-транзитеров  нефти (и в первую очередь, по интересам России), поскольку  означало бы их отказ от бесплатного прохода через Босфор. Игнорирование турецким правительством политической стороны вопроса, является серьезным недостатком стамбульского проекта.

По мнению зарубежных экспертов, Р.Т.Эрдоган стремится не только использовать мегапроекты для стимулирования экономического роста страны, но и стать благодаря им самым значительным лидером Турции после Мустафы Кемаля Ататюрка. Применительно к Стамбульскому каналу  это особенно заметно, поскольку экономическое обоснование проекта является его наиболее слабым местом. На это указывают отсутствие необходимых маркетинговых исследований, а также проблемы с  технической осуществимостью самого проекта ввиду сложной географии местности. Пожалуй, лучше всего об экономической  сомнительности Стамбульского канала свидетельствует неопределенность его бюджета. Официальная стоимость проекта по версии правительства составляет $ 20 млрд. Однако еще в мае 2013 г. минимальная стоимость Стамбульского канала оценивалась некоторыми экспертами уже в $ 40 млрд. На сегодняшний с учетом того, что после строительства канала придется строить еще и 6 мостов через него, а также и другую инфраструктуру, стоимость проекта может увеличиться до $ 50 млрд. Самоокупаемость Стамбульского канала также под большим вопросом. Огромное количество грунта, которое придется вынуть при прорытии канала, турецкая сторона собирается пустить на строительство трех искусственных островов на выходе из Мраморного моря в Черное. На этих островах планируется построить жилье, а, кроме того, причалы и порты, чтобы использовать их для финансирования строительства Стамбульского канала. Однако подобную же схему правительство уже хотела применить при строительстве нового аэропорта в Стамбуле.  В результате планы по строительству третьего аэропорта  были изменены, поскольку подрядчики планировали вывозить грунт, извлеченный при  строительстве будущего канала, на территорию аэропорта. Это сыграло не последнюю роль в переносе сроков сдачи первой очереди  аэропорта с 2016 г. на 2018 г., а также в повышении  стоимости самого проекта.

Таким образом, вопрос о прибыльности стамбульского проекта, наряду с возможными экологическими проблемами, оставляют много вопросов. Более того, находясь в стадии «проектного долгостроя»  он  является показателем непроработанности грандиозных планов Турецкой Республики. Разумеется, нельзя полностью сбрасывать со счетов возможность реализации стамбульского проекта, который наряду с другими мегапроектами  рассматривается в качестве одного из локомотивов турецкой экономики. Однако из-за непроработанности экономических, политических и экологических аспектов перспектива этого представляется маловероятной. Политика с самого начала довлела над «безумным» и «блистательным» проектом Р.Т.Эрдогана, о чем свидетельствует постоянный перенос сроков строительства. Идеологическая составляющая Стамбульского канала на сегодняшний  день полностью исчерпана, поскольку завершить строительство к 100-летию основания Турецкой Республики уже вряд ли  удастся. В этих условиях очередной перенос сроков (с 2017 на 2018 г.) будет означать фактический отказ от строительства Стамбульского канала.

52.19MB | MySQL:103 | 0,456sec