Программа реформирования Армии обороны Израиля

Государственное и военное руководство Израиля проводит комплекс мероприятий по реформированию национальных вооруженных сил. В конце 2002 г. по распоряжению начальника генерального штаба генерал-лейтенанта М. Яалона было создано несколько рабочих групп для выработки конкретных предложений по реорганизации израильской армии. Координирующую роль в выполнении данной задачи осуществлял отдел стратегического планирования управления планирования генштаба, возглавляемый бригадным генералом Э. Гилади. После тщательного анализа высшим командованием ВС Израиля эти предложения легли в основу новой программы реформирования армии, рассчитанной на период до 2008 г.

В настоящее время в Израиле действует оборонная доктрина, которая была предложена еще первым премьер-министром страны Д. Бен-Гурионом. Согласно ей, Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), учитывая малую глубину территории страны, обязана брать инициативу на себя и в случае нападения противника быстро переносить военные действия на его территорию или даже наносить превентивные удары. Превентивный удар призван, по расчетам израильских стратегов, деморализовать вооруженные силы и население противника, подорвать его военно-экономический потенциал, перенеси боевые действия на чужую территорию, сократить потери израильской армии и за счет этих факторов обеспечить исход войны в пользу Израиля. Численность армий противника всегда была превосходящей, но ЦАХАЛ поддерживает качественное преимущество за счет современных видов вооружения и высокого уровня подготовки личного состава.

Второй принцип доктрины состоит в том, что, поскольку Израиль не может позволить себе постоянно содержать большую по численности армию, ее основу составляют немногочисленные, но высокоэффективные и оснащенные по последнему слову военной науки части из солдат срочной службы. В случае начала военного конфликта они при поддержке авиации должны сдерживать продвижение противника до прибытия основных частей резервистов и после этого переходить в контрнаступление. В соответствии с этой концепцией, ЦАХАЛ соединяет в себе небольшую регулярную армию, состоящую из призванных на срочную службу и сверхсрочников, службы раннего оповещения, регулярных военно-воздушных и военно-морских сил. Основную силу армии составляют резервисты, ежегодно призываемые на сборы; в случае войны или кризиса они могут быть быстро мобилизованы в свои подразделения со всех концов страны.

Однако военные специалисты Израиля считают, что доктрина Бен-Гуриона устарела. Разработка новой, современной доктрины ведется израильскими специалистами уже несколько лет. Новая стратегическая концепция принимает во внимание изменения, произошедшие в мире за последние годы, а именно:

— распад такого мощного государства, как СССР, в результате которого фактически единственной мировой сверхдержавой остались США;

— угроза использования оружия массового поражения и средств его доставки;

— уже подписанные, а также разрабатываемые мирные соглашения;

— социальные и идеологические изменения в израильском обществе;

— развитие в Израиле новых военных технологий;

— вспыхнувшая с новой силой израильско-палестинская проблема.

В министерстве обороны Израиля разработана также программа «Эра 2000», в соответствии с которой ЦАХАЛ будет комплектоваться и вооружаться на протяжении ближайших 5-10 лет.

Прежней программой строительства вооруженных сил «Армия 2010» были определены следующие направления развития сухопутных войск:

совершенствование системы связи и управления войсками;

оптимизация организационно-штатной структуры сухопутных войск (СВ);

повышение огневых возможностей бронетанковых дивизий, а также механизированных и мотопехотных бригад за счет оснащения их новыми образцами вооружения и военной техники (ВВТ), внедрения новых автоматизированных систем управления огнем артиллерии;

повышение ударной мощи соединений и возможностей по борьбе с танками и авиацией противника, а также при ведении боевых действий в особых условиях;

унификация систем вооружений сухопутных войск с акцентом на оснащении частей и соединений техникой собственного производства или выпускаемой в США и странах НАТО;

продление жизненного цикла систем вооружений за счет проведения комплексной модернизации;

развитие основ боевого применения войск и совершенствование методики подготовки личного состава, исходя из реальных потребностей и складывающейся военно-политической обстановки (ВПО).

Основной причиной, вынудившей военно-политическое руководство страны приступить к корректировке планов военного строительства «Армия 2010», является существенное изменение военно-политической обстановки в ближневосточном регионе, а также вынужденное сокращение оборонного бюджета.

Основные факторы, повлиявшие на изменение документа «Армия 2010»:

нынешний ход и возможные варианты продолжения израильско-палестинского конфликта на территории Западного берега реки Иордан (ЗБРИ) и в секторе Газы (с. Газы);

результаты действий армии США и их союзников по коалиции в Ираке, анализ эффективности деятельности различных по предназначению и принадлежности соединений, частей и подразделений в ходе крупных операций на ближневосточном театре военных действий (ТВД);

изменение баланса сил в арабо-израильском противостоянии из-за ликвидации в ближайшей перспективе потенциальной угрозы со стороны Ирака, значительное расширение масштабного военного присутствия непосредственно в регионе Ближнего Востока стратегического союзника Израиля — США;

общее ухудшение экономического положения в стране и связанные с ним вынужденные значительные сокращения оборонных ассигнований.

Основная цель программы по реформированию вооруженных сил (ВС) заключается в поддержании количественного и качественного уровня вооруженных сил, достаточного для гарантированной защиты еврейского государства от вероятных противников, исходя из реально складывающейся на Ближнем Востоке обстановки с учетом запланированного на ближайшие 3-5 лет сокращения бюджетных ассигнований на армию.

В конце мая 2003 г. кабинету министров были представлены предложения по реформированию армии на период до 2008 г., после чего представителями израильского оборонного ведомства были сделаны выкладки, которые основывались на планируемом сокращении оборонного бюджета страны в 2003 г. на 500 млн долл. США и на более чем 200 млн долл. США в течение двух последующих лет. Его размер в 2004 г. составил около 15% валового внутреннего продукта страны, исключая ежегодную безвозмездную военную помощь США в размере около 2,25 млрд долл. США.

Основными элементами представленного плана реформирования являются: сокращение численности и боевого состава ВС, дальнейшая реорганизация органов военного управления, изменение организационно-штатной структуры соединений и частей, техническое перевооружение армии, первоочередное совершенствование сил и средств разведки и ВВС, изменение системы подготовки и использования резервного компонента, а также порядка прохождения службы офицерского и генеральского состава армии. В частности, планируется общее сокращение численности личного состава вооруженных сил на 10% (со 190 до 171 тыс.).

Существенному изменению также подвергнется боевой состав армии. Так, парк бронетехники израильских СВ в ближайшие 5 лет планируется сократить на 20% путем вывода из боевого состава устаревших образцов танков и боевых машин. В результате сухопутные войска оставят на вооружении только последние модели танков типа «Меркава-Мк3, Мк4», бронетранспортеры американского производства, а также планируемые к закупке немецкие боевые машины. Министерство обороны (МО) Израиля смогло добиться финансирования проекта по ежегодному производству 50 танков типа «Меркава-Мк4» на сумму 800 млн шекелей в год (178 млн долл. США), поступающих на вооружение вместо устаревших американских танков М-60 и предыдущих модификаций «Меркава-Мк2, Мк3». В августе 2004 г. был запланирован ввод в боевой состав израильской армии первого танкового батальона с танками типа «Меркава-Мк4». В 2004 г. СВ начали развертывание беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Скайларк» (компания «Элбит»). В соответствии с контрактом, планируется развертывание до 70 БЛА (по одному комплекту в каждый батальон). Кроме того, в 2005-2006 гг. предусмотрена закупка 200 американских боевых машин типа «Страйкер» («Stryker») на сумму 300 млн долл. США (вместо М-113А3), 110 легких бронированных машин производства израильской компании «Рафаэль» на сумму около 16,5 млн долл. США, а также 40 тыс. 5,56-мм автоматических винтовок типа «Тавор-21» (в дополнение к 15 тыс., закупленным в 2003 г.) у компании «Израильская военная промышленность» на сумму около 50 млн долл. США в счет ежегодной американской военной помощи.

В рамках реорганизации органов военного управления намечены мероприятия по расширению функций созданного в апреле 2003 г. главного управления связи и телекоммуникаций. Предполагается, что придание новых и расширение старых полномочий этого органа управления будет способствовать повышению эффективности действующей в ВС системы управления войсками и связи. В течение пяти лет предусмотрена установка на всех танках, боевых бронированных машинах цифровых широкодиапазонных радиостанций для организации управления и связи в звене «отделение — бригада».

Командование ВС Израиля полагает, что проведенная американцами операция в Ираке значительно снизила уровень угроз нанесения по территории страны ракетных ударов, в том числе с применением неконвенционального (радиологического) оружия. Тем не менее генеральный штаб планирует создание Центрального командования ВС Израиля для координации в военное время деятельности трех военных округов, военно-воздушных сил (ВВС) и военно-морских сил (ВМС) в ходе возможных совместных операций, а также при выполнении боевых задач за пределами государства.

В значительной степени сокращения численности личного состава и боевой техники предусматривается достичь путем организационно-штатных изменений. В частности, планируется перейти на новую структуру бронетанковых дивизий. В их состав будут включаться наиболее полнокровные бригады (постоянной готовности и первой очереди), которые станут основным соединением для выполнения задач по охране и обороне определенных районов (областей) как внутри страны или при проведении операций на территории ЗБРИ и в с. Газы, так и при защите государственных границ. При этом дивизионные органы управления, переданные в подчинение боевых бригад, будут упразднены. В результате общая численность бронетанковых дивизий сократится на 20%. На этом фоне намечено продолжение мероприятий по формированию армейских комплектов за счет использования ранее созданных органов управления более высокого звена — штабов трех армейских корпусов соответственно на ливано-сирийском, иорданском и египетском направлениях.

Кроме того, планируется оптимизировать действующую систему материально-технического обеспечения. В частности, структурные изменения коснутся вспомогательных служб тылового обеспечения бригадного и дивизионного звена, которые, по планам разработчиков реформы, будут сводиться в единые органы обеспечения окружного подчинения. В этой связи наибольшему сокращению, по мнению израильского командования, подвергнутся службы и подразделения Командования тылом (тыловым округом), в чье ведение входит решение всего круга задач по организации гражданской обороны. В результате данных изменений намечено сокращение численности личного состава Командования тылом более чем на 30%. Не исключается вариант расформирования его структур, выполняющих функции гражданской обороны, с передачей служб, органов управления, учреждений и баз в подчинение главному управлению тыла и технологий генерального штаба (ГШ), а также, частично, командованиям видами ВС.

Предусматривается, что общая стратегическая линия строительства ВС будет по-прежнему носить не только оборонительный характер. За основу доктринальных установок вооруженных сил намечено принять концепцию ведения превентивных операций и действий. В этой связи приоритетное значение в вопросах развития армии по-прежнему будет отдано качественному совершенствованию и более масштабному перевооружению наиболее мобильных и боеспособных сил военной разведки и ВВС. Именно эти компоненты вооруженных сил будут иметь первоочередное финансирование в рамках оборонного бюджета на ближайшие 3-5 лет.

В ВВС предусмотрено усовершенствовать авиационный парк путем принятия на вооружение последовательно самолетов F-16I, а затем и многоцелевого истребителя пятого поколения F-35 (Joint Strike Fighter), разрабатываемого в настоящее время группой западных стран во главе с США и при частичном участии военно-промышленного комплекса (ВПК) Израиля. До 2008 г. на вооружение ВВС Израиля поступит 102 многофункциональных истребителя F-16i американского производства на сумму 4,5 млрд долл. США, а также 18 ударных вертолетов АН-64 «Апач» на сумму 200 млн долл. США. В рамках программы будет создана эффективная многоуровневая система противоракетной обороны (ПРО) со своими органами управления. Не исключается формирование отдельного вида ВС для ее управления. В структуру национальной системы ПРО войдут система обнаружения и оповещения на основе РЛС «Green Pine», противоракетный комплекс «Хец» («Эрроу») для борьбы с баллистическими ракетами, высокоэнергетический лазер «THEL» для борьбы с РСЗО противника, современные БЛА с повышенным временем патрулирования (до 2 суток) для обнаружения и оповещения о нападении, а также ударные БЛА — носители противоракет.

В техническом управлении штаба ВВС Израиля в направлении разработок создан сектор космоса. Его работы сосредоточены в трех областях — сбор данных, спутниковая связь и космические технологии. К 2006 г. запланированы создание и запуск военного спутника связи производства компании «Израильская военная промышленность» (ИВП) совместно с американскими фирмами. Данное подразделение курирует программу научно-исследовательских и опытно-констукторских работ (НИОКР) по разработкам разведывательных спутников нового поколения, осуществляемых в тесном взаимодействии с Сингапуром.

Вместе с тем ВВС затронут и организационно-штатные изменения. Из состава обеспечивающих служб военно-воздушных сил планируется уволить около тысячи военнослужащих. Ряд функций по обслуживанию и ремонту транспортной и учебной авиации (самолеты типа «Бичкрафт», «Фуга», вертолеты типа «Белл 206») будет передано в ведение гражданских компаний. Для подготовки пилотов некоторых типов самолетов на специальных тренажерах предусматривается использование потенциала частных израильских фирм.

В соответствии с существующей программой строительства ВМС, в ближайшие 10 лет предполагается придать ВМС статус стратегического вида ВС, с учетом решения задач на стратегическую глубину, используя соответствующее новейшее вооружение.

Программа предусматривает совершенствование надводного флота страны, увеличение вдвое количества подводных лодок типа «Долфин» и оснащение их современными видами вооружения, включая крылатые ракеты морского базирования большой дальности, а в последующем баллистические ракеты с боеголовками, несущими оружие массового поражения (ОМП).

Командование ВМС Израиля утвердило долгосрочную программу модернизации. Первоначально планировалось ввести в состав ВМС модернизированные ракетные катера «Саар-5» израильской постройки. Однако позже предпочтение было отдано более современным многоцелевым кораблям «Шильдаг» и «Супердвора-3», которых еще нет на вооружении других стран. Они заменят катера «Двора», состоящие на вооружении ВМС Израиля с семидесятых годов прошлого века.

Особое внимание будет уделено увеличению количественного и качественного состава разведывательных и специальных подразделений израильской армии. На их основе не исключается создание по американскому образцу единых сил специальных операций с элементами всех видов вооруженных сил. Предположительно, в их состав могут войти:

из СВ — подразделение разведывательного управления (РУ) ГШ (отдельный разведывательно-диверсионный батальон (ордб) РУ ГШ «Саерет Маткаль»), отряды специальных операций («Дувдеван», «Эгоз» и «Маглан»), отдельная воздушно-десантная бригада «Цанханим», разведывательные подразделения двух отдельных мотопехотных бригад, специальные подразделения артиллерии и инженерно-саперных войск;

из ВВС — «Подразделение 5101» (другое название — «Шальдаг», «зимородок»), «Подразделение 5707» (подразделение «ТЗАСАН»), «Подразделение 669», а также несколько эскадрилий транспортной авиации;

из ВМС — ордб «Шаетет 13» и подразделения боевых катеров.

Именно эти, наиболее боеготовые силы, по взглядам израильтян, в случае развязывания конфликта с одной из арабских стран должны уже в угрожаемый период или на начальном этапе войны создать предпосылки для успешного завершения войны или вооруженного конфликта.

На фоне дальнейшей модернизации ВВС и разведки планируется сокращение общего оборонного заказа на поставки ВВТ местными производителями. В 2005 г. оборонный заказ израильских концернов и компаний планируется уменьшить почти на 10%, что составит около 350 млн долл. США.

В результате сокращения военного бюджета целый ряд армейских программ по созданию новых спутниковых средств, беспилотных летательных аппаратов, систем связи, разведки и управления, а также высокоточного оружия окажется недофинансированным. Кроме того, армия откажется от продления ряда контрактов на поставку боеприпасов и средств материально-технического обеспечения (МТО) со сроком годности до конца 2005 г.

Существенному изменению подвергнется система израильского резервного компонента ВС. Так, срок пребывания военнослужащих в резерве уменьшится с 45 до 40 лет, что позволит к декабрю 2005 г. сократить около 60 тыс. резервистов, а также поэтапно снизить число призываемых ежегодно военнослужащих на срок до одного месяца на службу в резерве. В перспективе не исключается полный отказ от данной практики. В настоящее время призыв резервистов уже уменьшен. В текущем году практически полностью свернута программа боевой подготовки данного компонента. В ближайшие два года данная категория не будет привлекаться для несения службы в приграничных частях. По замыслам командования, такой подход позволит отчасти решить бюджетные проблемы армии.

Планы реорганизации предусматривают также ряд изменений и в порядке прохождения службы офицерским составом. В 2003 г. было принято решение об изменении пенсионного возраста для офицерского состава израильской армии. Так, в возрасте 40-45 лет право на пенсию от министерства обороны (МО) будут иметь только офицеры боевых и приравненных к ним частей, в возрасте 50 лет — офицерский состав частей обеспечения боевой деятельности и им равные, в возрасте 55 лет — военные медики, юристы, финансисты и аналогичные специалисты. Согласно новой программе, служебный рост офицера не будет зависеть от его срока службы, а назначения на высшие должности с присвоением очередных званий начнут производиться на конкурсной основе с учетом результатов предыдущей работы. Для офицерского состава в период прохождения военной службы планируется проведение трех аттестаций: в 21 год, в 28 и 37 лет — с целью определения соответствия и перспектив дальнейшей службы офицера. Не аттестованные будут представляться к увольнению из рядов ВС без права на получение военной пенсии за выслугу лет.

Армейское командование планирует провести дифференциацию между военнослужащими основных военно-учетных специальностей и специалистами обеспечивающих служб (медицинская служба, финансово-экономическая, юридическая и др.). Часть кадрового личного состава обеспечивающих служб будет уволена из рядов армии и получит статус гражданских служащих. Всего с 2005 по 2008 гг. планируется сократить около 3 тысяч преимущественно офицерских должностей.

Вводится новая форма оплаты пенсионного обеспечения военнослужащих. В соответствии с программой реформирования, через накопительные фонды они будут сами частично финансировать свои пенсионные программы, точно так же, как и гражданские специалисты. Так, с января 2004 г. для кадрового личного состава израильской армии назначен обязательный пенсионный налог в размере 1% от ежемесячного денежного содержания, а с января 2005 г. он увеличен до 2%.

Размеры денежного содержания практически всех категорий кадровых военнослужащих в среднем снизятся примерно на 5-7%. Так, денежное довольствие младшего офицерского состава (600-800 долл. США) уменьшится в среднем на 2%, старших офицеров категории майор — полковник (предыдущий размер денежного довольствия — 1000 — 4500 долл. США) — в среднем более чем на 10%, а выплаты высшему офицерскому составу (4500-7500 долл. США) будут уменьшены в среднем на 12%.

В настоящее время с конца 2004 г. отменены все запланированные ранее дополнительные выплаты военнослужащим. Не исключено, что некоторые из них будут аннулированы окончательно.

Таким образом, новая программа реформирования израильской армии нацелена на приведение национальных вооруженных сил в соответствие с современными требованиями изменившейся военно-политической обстановки в ближневосточном регионе. Отличительной особенностью подготовленного плана реформирования вооруженных сил, исходя из планируемого сокращения оборонных ассигнований, является его низкая затратность. Вследствие этого все наиболее дорогостоящие положения программы будут компенсироваться за счет сокращения и свертывания «второстепенных» программ реформы, в значительной мере связанных с общим снижением численности и боевого состава регулярного и резервного компонентов армии, а также общих объемов закупок ВВТ на местном рынке.

62.91MB | MySQL:102 | 0,471sec