Оценки китайских специалистов ситуации разрыва отношений между Катаром и рядом государств Аравийского полуострова

Как известно, ряд государств Аравийского полуострова разорвали дипломатические отношения с Катаром, закрыли государственные границы, заблокировали транспортное сообщение, повысили режим боевой готовности подразделений вооруженных сил, а также ввели экономические санкции в отношении 59 физических лиц и 12 катарских компаний. В этой сложной ситуации поддержку официальной Дохе готовы оказать Исламская Республика Иран (ИРИ) и Турецкая Республика.

 

США и катарский кризис

Китайские специалисты отмечают, что стороны аравийского дипломатического конфликта пока не движутся к решению, а наоборот происходит дальнейшее повышение уровня противостояния по всем направлениям. В материалах китайских аналитических организаций отмечается, что основным катализатором разрыва отношений и осложнения ситуации на Аравийском полуострове стали переговоры между президентом США Д.Трампом и руководства Королевства Саудовская Аравия на которых стороны договорились, что именно Эр-Рияд предпримет все возможные меры для затруднения финансирования террористических организаций.

Представители саудовской стороны отметили, что Катар активно спонсирует террористов и необходимо поставить Доху на место согласованными действиями. С этой точкой зрения согласился президент США, который в своих публикациях в социальных сетях выразил уверенность, что именно Катар является основным пособником хаоса на Ближнем Востоке. Китайские обозреватели отмечают, что высказывания других официальных лиц США направлены на смягчение риторики руководителя государства или же полностью дезавуируют высказывания Д.Трампа, а также отмечают значительную роль официальной Дохи в борьбе с международным терроризмом.

Так, по словам высокопоставленных сотрудников Пентагона, официальная Доха намерена в дальнейшем сотрудничать с ВС США.  Как отмечают, китайские специалисты катарские военные и спецслужбы фактически являются охранниками для авиационной базы ВВС США «Аль-Удейд», за аренду которой официальный Пентагон исправно платить Катару.

Старший аналитик корпорации RAND по вопросам международного сотрудничества в области обороны Timoty Heath  отмечает, что усиление поддержки КСА со стороны США повышает уровень угрозы региональной стабильности, а кроме того официальная позиция Белого дома в отношении Исламской Республики Иран только сильнее сближает Тегеран и Пекин.

Следует отметить, что Министерство иностранных дел КНР призывает стороны дипломатического конфликта сесть за стол переговоров и начать разумный и откровенный диалог с целью снижения напряженности. Как сообщают китайские источники, после сообщений о блокаде Катара и готовности ИРИ оказать всю необходимую помощь министр обороны КНР Чан Ванцюань провел телефонные переговоры со своим иранским коллегой и довел до его сведения, что официальный Пекин готов оказать содействие иранским партнерам.

Специалист по Ирану неправительственной организации International Crisis Group Али Вадез указывает, что КНР поддерживает стабильные отношения практически со всеми государствами Персидского залива благодаря политике невмешательства в национальные интересы. Именно такая «серединная» и стабильная позиция позволила председателю КНР Си Цзиньпину привлечь 65 млрд долл. США инвестиций из Эр-Рияда.

Сотрудник НИИ международных вопросов КНР Ли Гофу сообщает, что официальный Пекин и в дальнейшем будет придерживаться политики невмешательства, что позволит реализовать замысел глобального экономического проекта председателя КНР «Один пояс, один путь».

 

Военный аспект противостояния

Кроме анализа сложной дипломатической ситуации китайские специалисты рассматривают вероятность ограниченных вооруженных провокаций в регионе и в этой связи сопоставляют возможности вооруженных сил основных участников этого дипломатического конфликта – КСА и Катара. Военные обозреватели из специализированных китайских изданий проанализировали такие вопросы, как: численный состав ВС двух стран, количество и типы вооружений и военной техники, а также их возможности.

Общая количественная оценка представлена в таблице ниже.

Таблица 1

Количественная характеристика ВС КСА и Катара

Количественные показатели КСА Катар
Общая численность военнослужащих 233000 10800
Танки 1305 98
Бронемашины 5472 462
Артиллерийские системы 1300 57
Самолеты 313 36
Вертолеты 84 24
Надводные корабли 77 27

 

С учетом указанных данных очевидно превосходство официального Эр-Рияда по всем пунктам, однако как уже было неоднократно доказано хоуситами в Йемене превосходство в технике и наличие самых современных образцов ВВТ вовсе не гарантирует победы в современном вооруженном конфликте. При высоком уровне сложности эксплуатации и боевого применения ВВТ американского производства на первый план выходит квалификация военнослужащих ВС любого государства Аравийского государства.

Вероятно именно из-за высокой сложности эксплуатации, обслуживания и недостаточной надежности продукции ОПК США, не все аравийские монархии приобретают дорогостоящую американскую технику. Сравнение арсеналов ВС КСА и Катара представлено в таблице ниже.

Таблица 2.

Основные системы вооружения ВС КСА и Катара

Тип/модель вооружения КСА (пр-во) Катар
Основные боевые танки М1А2 (США)

«Леопард 2А7» (Германия)

«Леопард 2А7» (Германия)

АМХ30 (Франция)

Бронемашины

(гусеничные и колесные)

М2А3 (США)

М113 (США)

VAB (Франция)

АМХ10Р (Франция)

Артиллерийские системы САУ PLZ-45 (КНР) САУ PzH2000 (Германия)
Боевые самолеты F-15 C/D и SA (США)

«Тайфун» (Европа)

«Мираж 2000» (Франция)

«Рафаль» (Франция)

Ударные вертолеты АН-64 АН-64
Надводные корабли Корветы проекта «Зр-Рияд» (Франция) Ракетные катера проекта «Бальзан» (Великобритания)

 

Как видно из таблицы бронетанковые и артиллерийские подразделения СВ ВС Катара укомплектованы техникой французского и немецкого производства. К современным образцам боевой техники представляется отнести основной боевой танк «Леопард 2А7» и самоходную артиллерийскую установку PzH 2000. Оба образца являются примерами работы конструкторов и инженеров оборонно-промышленного комплекса Германии и справедливости ради стоит отметить, что САУ PzH 2000 входит в пятерку лучших арт.установок мира и послужила ориентиром для китайских конструкторов при создании PLZ-45

В отношении ВВС Катара известно, что в настоящее время кроме девяти истребителей «Мираж 2000» на вооружении находятся шесть легких штурмовиков «Альфа» (совместное франко-германское производство Dassault/Dornier). Этими самолетами и ограничен боевой потенциал ВВС этого арабского государства.

В настоящее время официальная Доха ожидает начала поставок 24 новых истребителей «Рафаль», приемо-сдаточные испытания которых стартовали только в марте 2017 г  с учетом того, что контракт на поставку был подписан еще в 2015 г. В отношении вертолетных подразделений ВВС Катара известно, что на их вооружении кроме 24 ударных АН-64D состоят:

– 11 патрульных Sea King;

– 13 устаревших легких SA-342;

– 19 средних транспортных AW-139;

– 22 средних транспортных вертолетов NH-90.

Перевозки в интересах ВС государства осуществляют четыре транспортных самолета  C-17 и еще четыре C-130J

Также не в пользу официальной Дохи и сравнение возможностей ВМС двух государств, поскольку Катар располагает только четырьмя патрульными ракетными катерами (ПРК) проекта «Бальзан» и четырьмя ПРК проекта «Дамаш».

Данные катера при  водоизмещении 450 и 425 тонн соответственно обладают максимальной скоростью 34 и 35,7 узлов, что можно считать достаточно средним показателем в современных условиях. В качестве основного вооружения на ПКР указанных проектов размещены противокорабельные ракеты Exocet MM38 и MM40, артиллерийские установки калибра 76 мм. В дополнение к этим боевым единицам, ВМС Катара располагают другими патрульными катерами проектов Polycat 1450, М-160 и Р-1200, которые оснащены исключительно артиллерийским и пулеметным вооружением.

Как сообщают китайские источники, в период с 2018 по 2022 гг ВМС Катара по контракту (стоимостью 3,8 млрд евро) с итальянской судостроительной компанией Fincantieri получат четыре корвета, два патрульных корабля и универсальный десантный корабль – однотипный с поставленным Алжиру Kalaat Beni Abbes. Радиоэлектронные системы и вооружение для строящих кораблей поставят такие компании как Leonard-Finnmecanica и MBDA. Согласно условий контракта итальянские кораблестроители будут обеспечивать обслуживание и ремонт  кораблей в течение 15 лет после передачи в ВМС Катара.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что принятие на вооружение новых истребителей «Рафаль» и новых надводных кораблей итальянского производства позволят официальной Дохе укрепить свою обороноспособность, однако даже с учетом обновления парка ВВС и корабельного состава ВМС Катар не обладает достаточным военным потенциалом для серьезного вооруженного конфликта. Следует отметить, что более значительную угрозу представляют экономические санкции, блокирование маршрутов перевозки углеводородного топлива и другие меры экономического характера.

62.82MB | MySQL:102 | 0,643sec