Оценка состояния средств ПВО Ирака

По сообщениям английской прессы, Саддам Хусейн в ожидании нанесения удара по Ираку повышает возможности средств ПВО за счет контрабандной закупки вооружений и военной техники (ВВТ) из Восточной Европы через Сирию. По неподтвержденным данным[1], в нарушение санкций ООН первые партии таких ВВТ, включающие зенитные управляемые ракеты (ЗУР), неуправляемые ракеты и блоки систем наведения, стали прибывать в сирийский порт Латакия начиная с 23 февраля 2002 г

По словам государственного министра по делам вооруженных сил Великобритании, «Саддам Хусейн постоянно стремился модернизировать свою систему ПВО. Предпринятые с 1998 г. меры в этом направлении включают расширенное применение цифровых технологий и обеспечение более высокой мобильности, а также рассредоточенность комплексов радиолокационных станций (РЛС) и зенитного оружия. При этом ответные меры самообороны союзнических самолетов способствуют снижению угрозы от иракских средств ПВО, которой они подвергаются во время патрулирования запрещенных для полетов зон».

По данным министерства обороны Великобритании, в течение 2000-2001 гг. задействованные в операции союзнические самолеты подвергались угрозе (или нападению) примерно в 918 случаях. Около 280 эпизодов касались самолетов английских ВВС, при этом 7 % из них подверглись угрозе со стороны радиолокационных станций противника (РЛС), 6 % — со стороны ЗУР и 87 % — со стороны зенитно-артиллерийских установок (ЗАУ) и других средств. Кроме того, сообщалось, что за период с 1 марта 2001 г. до 20 марта 2003 г. было отмечено еще порядка 600 случаев угрозы самолетам над северной и южной зонами Ирака. В 2002 г. зарегистрировано 25 таких случаев. В число последних входят 16 инцидентов, связанных с операциями в период до конца апреля 2002 г. над северной зоной, а девять инцидентов относятся к операциям за тот же период над южной зоной. Практическое отсутствие подобных инцидентов в 2002 г. может свидетельствовать только о том, что иракские летчики готовились в центральных районах Ирака к возможной агрессии со стороны США.

В то же время английские аналитики отмечали тенденцию снижения частоты вторжения иракских военных самолетов в закрытые для полетов зоны. В 1999 г. над южной зоной было зарегистрировано 53 таких вторжения, в 2000 г. это количество сократилось до восьми, в 2001 г. составило 10 и примерно столько же в 2002 г.

В настоящее время в самолетном парке военно-воздушных сил (ВВС) Ирака имеются следующие типы авиационной техники: четыре истребителя МиГ-29 (здесь и далее по классификации НАТО — «Фалкрам»), пять истребителей и разведчиков МиГ-25 («Фоксбед») и до 30 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23 («Флоггер»). В западных оценках перечисляются также еще силы истребителей противовоздушной обороны (ПВО), состоящие из 50 самолетов «Мираж» F1 и МиГ-21 («Фишбед»), и силы ударных самолетов, включающие 35 истребителей-бомбардировщиков Су-22 («Фиттер»), фронтовых бомбардировщиков Су-24 («Фенсер») и штурмовиков Су-25 («Фрогфут»). В дополнение к этому имеются различные боевые и транспортные вертолеты (Ми-24, Ми-8, «Алуэтт»-2 и «Газель») и военно-транспортные самолеты (Ил-76, Ан-24, Ан-26).

Ракеты класса «воздух-воздух», полученные ВВС Ирака до введения ООН эмбарго на поставку ВВТ Багдаду, включают управляемые ракеты (УР) малой дальности P-3/-13 НПО «Вымпел» (по натовской классификации AA-2 «Атолл»), R-530 и R-550 «Мажик» фирмы «Матра». Однако иракские самолеты не применяли такие ракеты во время инцидентов с союзническими самолетами, обеспечивающими контроль над запрещенными для полетов зонами.

Как и предполагалось ранее, самолеты ВВС Ирака не будут применяться в операциях по ПВО военных и государственных объектов. Основными средствами обороны будут системы наземного базирования, преимущественно — ЗАУ.

Ирак (площадью около 438,317 км2) за исключением своего крайнего северо-восточного региона, в основном представляет собой плоскую безводную область. Индустриальная зона, как и Багдад, расположена вдоль долины реки Евфрат и находится на возвышении, едва превышающем уровень моря. Такое географическое положение исключает возможность использования естественных возвышенностей для размещения РЛС в целях обеспечения большой дальности обзора и активных комплексов перехвата воздушных целей.

Обычной альтернативой в таких случаях является использование самолетов наблюдения и разведки, но для их эффективного использования требуется наличие надежных и работающих в реальном масштабе времени систем связи с наземными командными центрами управления и оповещения.

До вторжения в Кувейт Ирак располагал значительной сетью наземных, воздушных и корабельных РЛС и различными активными и пассивными системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Многие из них были утрачены, поскольку являлись частью размещенных на носителях комплексных систем датчиков.

К началу агрессии США и Великобритании против Ирака у Багдада не было приемлемых морских систем РЭБ, а ООН объявила бывшую главную военно-морскую базу Ирака в Умм-Каср территорией Кувейта.

Авиация ПВО представлена самолетами-перехватчиками МиГ-25, «Мираж» F1 и дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 (Ил-76МД («Эднен»), но в настоящее время не имеется достоверных данных об их техническом состоянии. Самолет МиГ-25 оснащен РЛС «Фоксфайр», работающей в I/J-диапазонах и предназначенной для поиска и обеспечения перехвата воздушных целей. Самолет Ил-76МД несет модифицированную французскую систему, построенную фирмой «Талес», а на самолете «Мираж» F1 установлена РЛС «Сирано» для управления перехватом воздушных целей противника.

Известно о постройке четырех самолетов «Эднен», три из которых имели обозначение «Эднен-1» и являлись вариантами самолета «Багдад-1». Один из трех самолетов был потерян во время войны 1990-1991 гг. в Персидском заливе, а два других вероятно сохранились наряду с одним самолетом «Эднен-2»[2].

Самолет «Эднен-1» оснащен модифицированной РЛС «Тигр» («Тигр-S), работающей в E/F-диапазонах и получившей обозначение TRS-2100, а самолет «Эднен-2» несет модифицированную РЛС G-диапазона «Тигр-G» с обозначением TRS-2105. Обе РЛС первоначально были созданы как системы наземного базирования для действий на малых высотах. РЛС серии TRS-21XX едва ли могут быть использованы для воздушного базирования, но Ирак имел лицензию фирмы «Талес» на производство РЛС TRS-2105, ранее известной под обозначением SDA-G, и обладает определенным опытом в этой области. По оценкам западных аналитиков, которых, кстати сказать, с большим скепсисом выслушивали представители ЦРУ и РУМО, имевшую свою, «единственно правильную» точку зрения по этому вопросу, Ирак добился в области радиолокации и создании средств РЭБ определенных успехов.

Ирак все еще имеет наземные РЛС ПВО. В их числе наземный вариант РЛС «Тигр-G» (SDA-G), который может применяться для локального наблюдения и обзора воздушного пространства на малых высотах, а также в системах целеуказания и передачи функций перехвата для некоторых систем ПВО.

Китайская РЛС A-диапазона «Тип-408-C» позволяет вести обзор воздушного пространства на большой дальности, а для систем ПВО на средних высотах возможно развернуты трехмерная РЛС G-диапазона JY-8 или ее мобильный вариант JY-8A[3].

В качестве основной РЛС обнаружения целей для зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Роланд» может быть использована РЛС D-диапазона MPDR-16, которая применяется вместе с входящими в этот ЗРК РЛС сопровождения цели J-диапазона и РЛС управления огнем «Домино-30» D-диапазона.

Меньше информации имеется о характеристиках радиолокационной техники, которая была поставлена в Ирак до введения эмбарго ООН. В их числе РЛС целеуказания «Оил верт» (Oeil Vert) D-диапазона фирмы «Талес» и некоторые старые советские системы, по классификации НАТО известные как «Фэнсонг», «Файркэн», «Файруил» и «Гандиш». Каждая из этих РЛС, если они еще существуют, возможно, включена в структуру ПВО Ирака.

Важным компонентом любой структуры ПВО является система связи. До войны в Персидском заливе 1990-1991 гг. средства ПВО Ирака, состоявшие главным образом из поставленного Советским Союзом вооружения и военной техники, были объединены в рамках сети командования, управления и связи, известной под обозначением KARI. Эта сеть состояла из штаба в Багдаде и ряда региональных центров; все они располагались в укрепленных бункерах и были соединены подземной волоконно-оптической системой связи. Несмотря на то, что по сети KARI были нанесены удары, и она была повреждена во время войны в Персидском заливе, считается, что эта система уже к 1995 г. была восстановлена и находилась в эксплуатации, поэтому сейчас она может рассматриваться как наиболее важный компонент объединенной системы ПВО, в который было введено новое оборудование связи. Наиболее вероятно использование системы высокочастотной дальней радиосвязи и ультравысокочастотной системы голосовой связи/передачи данных, а возможно и обеих систем — для действия в пределах прямой видимости. В настоящее время нет информации о том, пользуется ли Ирак комплексами спутниковой военной связи. Судя по тому, как иракское высшее военное и государственное руководство быстро получает оперативную информацию о предстоящих ракетных ударах оккупантов, аналитиками не исключается, что Ирак имеет современные наземные терминалы тактической и спутниковой связи.

Довольно невысокая эффективность так называемого высокоточного и избирательного оружия США и Великобритании свидетельствует о том, что у Ирака имеются довольно-таки эффективные средства РЭБ. В отношении наземных систем такого назначения открыто сообщалось только о поставленной фирмой «Плесси» мобильной радиолокационной системе перехвата «Тип-405J», работающей в диапазоне частот 1-12 ГГц и объединенной с блоком создания активных помех РЛС на частотах 4-8 ГГц. Но такая система выпускалась в конце 1970-х годов и по некоторым данным больше не существует. Были сообщения о наличии у Ирака возможности ведения радиотехнической разведки, однако ни дислокация, ни оборудование систем такого назначения не были установлены. Остальные средства РЭБ находятся на боевых самолетах и включают приемники предупреждения о радиолокационном облучении серии «Сирена-3». Системы такого же назначения «Баракс», «Шерлок», «Сикамора» и «Сирель» размещены на французских самолетах, которые оснащены также бортовыми блоками создания активных помех «Ремора» (Франция), ALQ-234 и ALQ-238 (Италия).

В конце ирано-иракской войны 1988 г. Ирак экспонировал на выставке в Багдаде собственную модель зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) S-75 (SA-2 «Гайдлайн»), которая была оснащена ИК ГСН. Во время войны 1990-1991 гг. в Персидском заливе иракские ВВС в основном применяли такие ЗУР малой и средней дальности, как С-75 «Волга» и С-125 «Нева» ЦКБ «Алмаз», а также С-125 «Печора» (SA-3 «Гоа»). По имеющимся данным, Ирак модифицировал ЗУР С-75 с целью увеличения дальности действия.

Сообщалось о попытках Ирака приобрести на черном рынке ЗРК С-300П (SA-10). Однако на сегодня нет никаких свидетельств того, что Ирак развертывает этот ЗРК. По сообщениям некоторых информационных агентств, иракцы пустили по дорогам вокруг Багдада самоходные муляжи российских ЗРК С-300, результатом чего была возникшее чувство страха у американских и британских летчиков, которое командованию оккупационных войск удалось снять только после операции британских «коммандос», уничтоживших эти лжеустановки и представившие документальные данные (фото- и видеопленки) этой операции.

Армия Ирака имеет на вооружении ряд бывших советских систем ПВО. Так, на январь 2002 г., на вооружении Ирака было около 4000 ЗАУ (23-мм легкие ЗАУ ЗУ-23-2, 23-мм самоходные ЗАУ ЗСУ-23-4 «Шилка», 37-мм ЗАУ М1939, 57-мм ЗАУ С-60, 57-мм самоходные ЗАУ ЗСУ-57-2, 85-мм ЗАУ КС-12 с РЛС «Файр кэн», 100-мм ЗАУ КС-19,  130-мм ЗАУ КС-30)[4], но неизвестно их состояние и боеспособность. Возможно, многие более старые установки были разобраны на запчасти. Однако хотелось бы отметить, что все сбитые в иракском небе крылатые ракеты США и Великобритании морского и воздушного базирования, беспилотные самолеты-разведчики, шесть боевых вертолетов и два самолета тактической авиации были уничтожены именно этим видом оружия.

Ирак имеет разнообразные системы малогабаритных и переносных ЗУР, начиная от переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) «Стрела-2» и «Стрела-2М» (SA-7B «Грейл») до намного более современных ПЗРК «Игла-1» (SA-16 «Гимлит»).

ПЗРК «Стрела-2» подвергался непрерывной модернизации, включавшей в частности применение прибора ночного видения и акустического датчика пуска для ракет, используемых силами спецназа. Самая последняя по времени модификация той серии — «Стрела-2М2» — поступила на вооружение России в 1996 г. Базовые варианты ракет этого семейства — «Стрела-2» и «Стрела-2М» — являются в основном оружием атаки целей с задней полусферы (вдогон). На сегодняшний день официально зафиксирован лишь один пуск ПЗРК (тип не установлен), который поразил ударный вертолет США АН-64 «Апач». Кроме того, некоторые источники утверждают, что британские корабельные вертолеты «Линкс» не случайно столкнулись в воздухе, а один из них был подбит двумя ракетами, выпущенными из ПЗРК, а лишь потом подбитый вертолет падая столкнулся с другим вертолетом.

Частью иракского арсенала средств ПВО являются ПЗРК «Стрела-3» (SA-14 «Гремлин») и «Хун Ну-5А» (HN-5A) китайского производства, представляющего собой усовершенствованный вариант российского ПЗРК SA-7 «Грейл», который Китай выпускает по лицензии. ПЗРК HN-5 фактически является копией российского ПЗРК «Стрела-2М». Модификация и введение усовершенствований в конструкцию ПЗРК «Стрела-2» и «Стрела-2М» имели место в период 1970-1973 гг., результатом чего стала система «Стрела-3» (9К34), поступившая на вооружение в 1973 г. Ракета «Стрела-3» оснащена охлаждаемой инфракрасной (ИК) головкой самонаведения (ГСН) и является более эффективной при атаке целей с передней полусферы (на встречных курсах).

Частью иракского арсенала вооружений являются самоходные ЗРК малой дальности «Стрела-1» 9К31 (SA-9 «Гэскин») и «Стрела-10» 9К35 (SA-13 «Гофер»). ЗРК «Стрела-1», как и «Стрела-2», представляет собой старую систему с неохлаждаемой ИК ГСН. Этот ПЗРК давно перекрыл сроки своей службы. К тому же его эффективность во многом зависит от погодных условий и времени суток.

Что касается ПЗРК «Стрела-10», то он является относительно современной системой, которая несколько раз прошла циклы модернизации. Ракета «Стрела-10» кардинально отличается от ракеты «Стрела-1», а установленная на ней охлаждаемая ИК ГСН обеспечивает возможность перехвата целей с передней полусферы на встречных курсах. Последним усовершенствованием ПЗРК считается введение в него российской пассивной ИК системы обнаружения «Феникс». В настоящее время Россия и Белоруссия предлагают этот вариант ЗРК с ракетой 9М37МД. Пока нет свидетельств того, что Ирак имеет такие модернизированные ПЗРК, хотя, как и в отношении других ракетных систем, нельзя исключать возможность модификации на основе собственного местного производства.

В поставленном Ираку ЗРК «Оса» 9К33 концерна «Антей» (SA-8 «Геко») используются ЗУР 9М33М3Е, которые, как и все твердотопливные ракеты, требуют определенного обслуживания для поддержания боеготовности. ЗРК «Куб» (SA-6 «Гейнфул») является надежной самоходной системой ПВО, который все еще является боеспособной системой. В свое время объединение «Евромиссиль» поставило Ираку 100 защитных укрытий и 13 ЗРК «Роланд» на шасси AMX-30.

Теоретически Ирак обладает значительными силами ПВО с учетом как авиации, оснащенной оружием класса «воздух-воздух», так и РЛС, систем РЭБ, ЗРК и ЗАУ.

Примечательны примеры применения системы ПВО Ирака по конкретным воздушным целям оккупационных войск. Так, с началом операции «Шок и трепет» американцы и британцы рассчитывали, что иракское командование для прикрытия своих военных и государственных объектов сразу же задействует пассивные (радиолокационные станции, комплексы и посты). Тем самым военное командование США и Великобритании смогло бы довольно-таки быстро их выявить, подавить при помощи средств РЭБ, а затем уничтожить ударами ракет и авиации и действиями разведывательно-диверсионных групп.

Однако планы оккупационных войск сразу же были сведены на нет только из-за того, что иракцы не позволили в первые дни операции «Шок и трепет» обнаружить свои активные и пассивные средства ПВО. Кстати, на сегодняшний день до сих пор не выявлены огневые позиции ЗРК и РЛС наведения (как и самолетов тактической авиации и ПВО). Свидетельством тому служат бомбовые удары авиации союзников только по тем объектам и населенным пунктам, где достоверно (100 %) известно, что в этих районах нет иракских зенитно-ракетных средств ПВО (к примеру, Басра), а по Багдаду наносятся удары, в основном, крылатыми ракетами из-за зоны применения активных средств ПВО.

По мнению экспертов, эмбарго ООН и блокада Ирака не были на 100 % эффективными. Большая доля запчастей и других материалов двойного назначения поступали в Ирак контрабандными путями через Иран, Турцию, Сирию и Дубай. Многие аналитики убеждены, что «неблагонадежные» страны или правительства помогали Ираку, свидетельством чего стало неподтвержденное сообщение о переправке оружия в Ирак через Сирию.


[1] Журнал«Jane’s Defence Weekly», 29.05.02, № 22.

[2] Эти самолеты перед первой войной в Персидском заливе по договоренности с иранской стороной перелетели на территорию Ирана. После войны один «Эднен» остался в распоряжении Багдада, был дооборудован и, по некоторым данным, поставлен в строй самолетного парка ВВС ИРИ.

[3] По данным корреспондентов телекомпании «Аль-Джазир» две такие станции были установлены в международном аэропорту Багдада для обеспечения полетов гражданской авиации и были уничтожены в первые два дня активных боевых действий.

[4] Jane’s Defence Weekly, 29.05.02, v.37, № 22.

62.89MB | MySQL:102 | 0,580sec