Дипломатический скандал вокруг Катара и мировой нефтегаз. Часть 3

Конфликт среди членов Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), конечно, не идет на пользу авторитету картеля на мировом нефтяном рынке, но ряд профильных министров государств картеля не видят рисков возможного срыва венской сделки о сокращении нефтедобычи (см. Часть 2).

Между тем зарубежные аналитики опасаются, что в случае продолжения эскалации конфликта у участников соглашения в формате ОПЕК+ могут возникнуть серьезные проблемы. Например, глава нью-йоркского фонда Navigator Principal Investors LLC К.Шостак отметил, что мировой рынок может придти к общей дестабилизации. С одной стороны, удельный вес Катара среди других стран ОПЕК по добыче нефти довольно низкий (порядка 600 тыс. т в год). В этой связи эксперт справедливо заметил, что влияние на биржевые котировки производства сырья конкретно из этой страны будет минимальным. С другой – ситуация с Катаром дает повод для сомнений в отношении выполнения венской сделки. По убеждению К.Шостака, если есть такие серьезные разногласия между членами ОПЕК, то будет поставлена под сомнение сама возможность имплементации соглашения в формате ОПЕК+, которое и без того дается с большим трудом. Он подчеркнул, что отмеченное обстоятельство и ожидание по росту производства нефти в Соединенных Штатах будет создавать нервозную обстановку на глобальном рынке «черного золота» в ближайшее время.

К.Шостак также заявил, что крупнейшие международные компании, торгующие природным газом, могут сильно пострадать, если конфликт в Заливе не прекратится.

Напомним, весьма неоднозначные перспективы экспорта катарского сжиженного газа (СПГ) обусловлены тем, что Саудовская Аравия запретила вход в свои морские порты любым судам под флагом Катара (см. Часть 1). Эр-Рияд ранее оповестил компании, занимающиеся перевозками, о том, что королевство не примет в своих портах как суда, идущие под катарским флагом, так и суда, которые принадлежат собственникам из этой страны.

Глава нью-йоркского фонда подчеркнул, что эмират является одним из крупнейших производителей «голубого топлива», поставляя его танкерным способом многим потребителям. По информации эксперта, такие крупные торговцы «голубым топливом», как Vitol, Glencore, Trafigura практически полностью выкупают катарские объемы газа. Теперь же, если конфликт будет продолжен, они будут вынуждены отыскать замещение этим объемам, а также продумать логистику, если возникнут транспортные проблемы.

К.Шостак указал, что отмеченные риски в ближайшей перспективе могут повлиять на спрос. К тому же цена на природный газ вырастет, поскольку события развиваются так, что все это ведет к разбалансировке рынка, который теряет ориентир.

По информации одного из ведущих сырьевых трейдеров Trafigura, политико-дипломатический конфликт между Катаром и рядом стран Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию, пока не оказал влияния на поставки «голубого топлива» из эмирата.

Trafigura – нидерландская компания, специализирующаяся на торговле металлами и углеводородами. Предприятие основано в 1993 году. По состоянию на 30 сентября 2016 года число сотрудников составляло более 4,1 тысячи человек в 36 странах мира.

«События в Катаре пока никак не повлияли на наш торговый бизнес. Пока слишком рано говорить о возможных перебоях. В основном мы рассматриваем любое геополитическое событие как возможность для торговли, а не угрозу»[i], – сообщил руководителя финансовой службы Trafigura К.Сэлмон.

Стоит отметить, что в последние годы Trafigura активно расширяет торговлю сжиженным природным газом. Компания является поставщиком катарского газа, в том числе в Египет. К.Сэлмон подчеркнул важность рынка Египта, при этом удельный вес Trafigura на нем в этом году снизился[ii].

По мнению автора, риски прекращения сбыта СПГ из эмирата в Европу минимальны, поскольку она заинтересована в сохранении танкерных поставок «голубого топлива», чтобы не позволить магистральным поставщикам (прежде всего «Газпрому») упрочить позиции на европейском рынке. Как указано в свежем статистическом справочнике BP Statistical Review of World Energy 2017 (размещен на официальном сайте компании BP 13 июня с.г.), в прошлом году основными европейскими покупателями катарского СПГ стали Великобритания, Италия, Бельгия, Испания, Турция, Франция. В 2016 году эмират доставил к берегам Европы 23,7 млрд куб. м сжиженного природного газа[iii].

Однако проблемы в газовой индустрии Катара все же имеются. Так, государство – 2-ой по объемам производитель гелия в мире – было вынуждено закрыть 2 предприятия по производству гелия. Согласно информации знакомых с ситуацией источников, эти заводы, находящиеся в управлении RasGas (дочернего предприятия государственной компании Qatar Petroleum) остановили свою работу, поскольку Саудовская Аравия закрыла границы с Катаром. Как следствие, маршрут для наземного экспорта гелия пока заблокирован. По данным RasGas, оба завода ежегодно производили 2 млрд куб. м гелия, обеспечивая 25% мирового спроса на этот вид газа[iv].

[i]Trafigura says no impact on gas trading so far from Gulf crisis // Reuters, 07.06.2017. URL: http://uk.reuters.com/article/uk-gulf-qatar-trafigura-gas-idUKKBN18Y0YZ

[ii]Ibid.

[iii]BP Statistical Review of World Energy 2017. P. 34.

[iv]Kalin S., Finn T. Qatar closes helium plants amid rift with Arab powers // Reuters, 13.06.2017. URL: http://www.reuters.com/article/us-gulf-qatar-helium-idUSKBN19426X

 

52.19MB | MySQL:103 | 0,488sec