Турция: доклад НРП о попытке переворота 15 июля 2016 г.

В конце декабря прошлого года лидер главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Турции Кемаль Кылычдароглу заявил, что в 2016 г. Турция де-факто пережила два переворота, помимо путча 15 июля. «Организатором первого переворота, который произошел 4 мая 2016 года, стал никто иной, как сам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Лидера политической партии, набравшей 49,5% голосов, премьер-министра страны Ахмета Давутоглу пригласили в президентский дворец и вручили уведомление об отставке, а затем указали на дверь. Отставка Давутоглу с поста премьер-министра является ничем иным как переворотом, несмотря на тот факт, что его партия получила поддержку почти 50% избирателей на всеобщих выборах, состоявшихся 1 ноября 2015 г.. Разве это демократия? 15 июля 2016 г. мы стали свидетелями контролируемой попытки государственного переворота, поскольку правительству нужен был предлог, чтобы осуществить свои планы по введению в стране военного положения. Вторым переворотом можно считать введение в стране режима чрезвычайного положения, объявленного 20 июля после неудачной попытки военного мятежа. «Парламент оставили в стороне»,- добавил он[i].

Примечательно, что еще в мае 2016 г. К. Кылычдароглу, комментируя отставку А.Давутоглу, заявил, что 4 мая в Турции произошел дворцовый переворот, который превзошёл даже военный (постмодернистский) переворот 28 февраля 1997 г.. По его словам, А.Давутоглу уходит с занимаемой должности не по воле 23 млн человек, а по воле одного человека (Эрдогана)[ii]. Напомним, что правящая партия Турции ПСР во главе А.Давутоглу во время парламентских выборов 1 ноября 2015 г. набрала более 23.6 млн голосов (49.49%). В связи с этим, турецкая пресса писала, что Давутоглу превзошёл даже рекорд Эрдогана, во главе которого ПСР в парламентских выборах 2011 г. набрала менее 22 млн голосов (21.4 млн)[iii].

Через неделю после путча К. Кылычдароглу призвал правительство не превращать расследование попытки переворота в охоту на ведьм и уважать верховенство закона. Он призвал власти к сдержанности в связи с развернувшейся в стране дискуссией о введении для мятежников смертной казни, отмененной в Турции с 2004 г.. «Те, кто правят страной, должны сохранить свой здравый смысл. Если вы начнете управлять страной, основываясь только на мнении улицы, вы не сможете избежать хаоса», — сказал Кылычдароглу[iv]. А в конце сентября 2016 г. К.Кылычдароглу назвал широкомасштабные чистки в стране «местью правительства» за коррупционный скандал 2Большая взятка», разразившийся 17 и 25 декабря 2013 г., в котором оказались замешаны высокопоставленные должностные лица и члены семьи президента Реджепа Тайипа Эрдогана. «В чьём доме были найдены доллары в коробках от обуви? Счетные машинки для денег? В домах невинных людей? В ваших домах. А теперь вы мстите за то, что был раскрыты ваши грязные делишки», — сказал Кылычдароглу, обращаясь к правительству Турции. По словам лидера НРП жертвами правительственных операций уже стали более миллиона человек[v].

Несмотря на это, в октябре стало известно, что 15 июля будет объявлено в Турции «Днем демократии и свободы». Комиссия по внутренним делам парламента Турции утвердила законопроект, в соответствии с которым район Казан в Анкаре будет переименован в Кахраманказан («Героический район»), а 15 июля — объявлен 2Днем демократии и свободы», который будет считаться нерабочим. Заседание комиссии прошло под председательством депутата от ПСР Турции от провинции Кахраманмараш Джелалеттина Гювенча[vi]. В начале мая 2017 г. прокуратура Турции потребовала приговорить оппозиционного проповедника Фетхуллаха Гюлена к 3 тыс. 623 пожизненным срокам заключения. Также государственное обвинение настаивает ещё на 2 тыс. 923 годах тюрьмы и штрафе, равносильном 2,2 млн дней тюремного заключения. Фетхуллаха Гюлена и членов его организации FETÖ считают главными подозреваемыми в попытке госпереворота 15 июля 2016 г[vii].

26 мая 2017 г. глава комиссии парламента Турции по расследованию событий попытки переворота 15 июля 2016 г. Решат Петек заявил, что комиссия пришла к выводу, что за попыткой переворота в стране стоит FETÖ. «Это четко и ясно отражено в итоговом отчете комиссии. Все факты и данные указывают на то, что решение об организации переворота было принято течением Гюлена, чьим структурам как внутри Турции, так и за рубежом последние 50 лет покровительствовали некоторые внешние силы. Фетхуллах Гюлен – шарлатан, занимающийся мошенничеством. Любого другого давно бы сурово наказали по обвинению в мошенничестве. К примеру, загранпаспорт Гюлену был выдан на основе ложных данных. То же самое относится к документам, на основании которых он начал получать пенсию. Все это характеризует его суть. Отсутствие информации о готовящемся перевороте – показатель серьезных проблем в системе разведывательных структур. В этом нет никакого сомнения. Турецкая разведка, действующая как в стране, так и за рубежом, не отвечает требованиям государства. Необходимо устранить проблемы и недостатки в деятельности разведывательных структур, разработать новую концепцию национальной разведки Турции (MIT), которая могла бы отвечать целям и задачам страны. Однако после того, как один из пилотов ВВС Турции проинформировал разведслужбы о планах путчистов, Генштаб и MIT приняли ряд превентивных мер, что вынудило сторонников Гюлена изменить планы и перенести начало переворота с 03:00 16 июля на 20:30 15 июля 2016 г.. Этот фактор сыграл свою роль в предотвращении попытки переворота», — сообщил Петек. По его словам, составление доклада из 652 страниц потребовало 4.5 месяца (процесс начался 4 октября 2016 г.)[viii].

В начале июня 2017 г. К. Кылычдароглу потребовал от своей партии подготовить доклад о расследовании неудавшейся попытки переворота 15 июля 2016 г. в качестве альтернативы проекту отчета парламентского комитета, где намеренно пытались скрыть суть попытки государственного переворота. «Члены комиссии по перевороту [от НРП] должны выполнить тщательную работу. Они должны выяснить все спорные моменты в связи с попыткой государственного переворота 15 июля. Давайте постараемся, чтобы общественность получила необходимую информацию по этому вопросу, расставив все точки над “i”. Отчет, который мы подготовим, должен стать альтернативой, отличной от существующей точки зрения. Наши депутаты — это пострадавшая сторона попытки государственного переворота, поэтому они должны принять участие в расследовании, особенно в отношении бомбардировки парламента. Пусть наши друзья следят за всеми судебными процессами, связанными с происшествиями 15 июля. Не позвольте крови 249 человек [убитых во время попытки переворота] быть пролитой зря», — заявил Кылычдароглу на центральном исполнительном совещании НРП в Анкаре. По его словам, режим чрезвычайного положения, объявленный в Турции после неудавшейся попытки государственного переворота, парализовал работу парламента[ix].

12 июня 2017 г. депутаты НРП опубликовали результаты своего расследования. В докладе из 307 страниц, повторяется мнение Кылычдароглу о попытке военного переворота, что это был контролируемый переворот. В докладе отмечено, что эта кровопролитное и вероломное событие было направлено против невинных граждан страны, и являлось шокирующим и ужасающим развитием. Вместе с этим, в докладе обращается внимание на то, что власти страны заранее знали об этом и ждали. В частности, за день до путча – 14 июля, глава Генштаба Хулуси Акар и глава MİT Хакан Фидан провели 6.5 часовую встречу в Анкаре. Кроме того, в докладе были упомянуты 3 статьи журналиста газеты Türkiye Фуата Угура, и схожие статьи других колумнистов, которые были опубликованы за несколько месяцев до попытки военного переворота (24.03.2016, 02.04.2016, 21.04.2016) и служили открытым разведканалом для MİT, который не мог не знать о попытке военного переворота. В докладе было отмечено отсутствие политического следа FETÖ[x].

По поводу доклада НРП есть две примечательные стороны – срок составления и объем доклада. Доклад НРП (307 страниц) был составлен всего за 10 дней, в то время, как составление доклада комиссии парламента Турции по расследованию событий попытки переворота (652 страниц) заняло 4.5 месяца. Все это означает, что в действительности НРП начала процесс составления доклада задолго до июня (до призыва Кылычдароглу), заранее зная результат доклада парламентской комиссии. Кроме того, этому способствовали судебные показания подозреваемых в путче, которые отражались в докладе. Например, в конце мая в турецких СМИ появились показания некоего майора ВВС с инициалами О.К., который рассказал, что лично сообщил MIT в 14:30 (приблизительно за семь часов до начала попытки государственного переворота) о готовящемся путче. «Там в 14:30 я сообщил двум сотрудникам, что есть информация о вертолётах, готовящихся к операции, один из которых планирует захватить Хакана Фидана. Что будут делать остальные — я не знаю. Они спросили меня, что это может означать. Я сказал им, что это может быть попытка государственного переворота», — сказал О.К. в своих показаниях прокурору 11 августа 2016 г.. О.К. добавил, что MİT установил на него подслушивающее устройство и отправил обратно в своё подразделение. О.К. также добавлял, что был связан с движением Гюлена, но разорвал с ним связи в 2014 г.. Он отметил, что не понимает, почему [если полагать, что попытка переворота была совершена сторонниками Гюлена] ему дали столь ответственное задание, несмотря на то, что на тот момент он уже два года как не имел никаких связей с организацией Гюлена[xi].

Итак, важным моментом в показаниях О.К. является то, что MİT знал о попытке военного переворота за 7 часов до его начала. Напомним, что ранее Эрдоган заявил, что получил информацию о путче от своего зятя, и в момент, когда переворот уже шёл полным ходом. Эрдоган также раскритиковал MİT в связи с попыткой госпереворота, отметив, что пытался связаться с Хаканом Фиданом, однако не смог его найти[xii].

Таким образом, остался открытым вопрос, почему Фидан не проинформировал ни Р.Т.Эрдогана, ни премьер-министра Бинали Йылдырыма за эти семь часов, несмотря на то, что его организация узнала о ней в 14:30. Кроме того, как сообщало издание Cumhuriyet, эти показания военного пилота противоречили «правительственной пропаганде», в которой говорилось, что MIT не знал, когда и в каком часу возможна попытка переворота. Интересно, что Фидан долгое время не давал показания прокурору или парламентской комиссии по расследованию переворота. Прокуроры, которые в первые после путча дни пытались получить показания у главы MIT в связи с событиями 15 июля вскоре были освобождены от своих обязанностей[xiii].

Напомним, что в начале апреля К.Кылычдароглу заявил, что Р.Т.Эрдоган и Б.Йылдырым не хотят, чтобы путч был тщательно расследован, поскольку обеспокоены тем, что расследование может коснуться их самих. «Эта попытка государственного переворота изначально была спланирована провалиться», — сказал Кылычдароглу. А в конце апреля депутат от НРП Эрен Эрдем заявил, что Адиль Оксюз, который является главным подозреваемым в организации путча, и министр обороны Турции Фикри Ышык встречались за день до попытки государственного переворота. В интервью телеканалу Tele 1 TV Эрдем рассказал, что 14 июля в провинции Сакарья состоялась встреча между Оксюзом и Ышыком. Он также заявил, что имеется видеозапись данной встречи, и что MİT в курсе этой встречи и располагает этими кадрами.

Одно из самых громких заявлений было озвучено генералом Эрханом Джаха, одного из 221 подозреваемых в попытке государственного переворота. Джаха утверждает, что путч проводился не без знания главы Генштаба и главы турецкой разведки, и если допросить их – чего, кстати, парламентская комиссия по расследованию путча так и не смогла сделать – то станет очевидно, что всё происходящее было под их контролем. Есть ещё и один интересный момент: по сообщению газеты Sözcü, до путча Эрдогана не было около 6 дней и никто из СМИ не знал, где он. А когда его нашли, в тот день и случился путч. И кстати, из-за того текста сейчас возникли проблемы у газеты (арестовано несколько сотрудников издания и в офисе проводили обыски). Интересную информацию предоставил и военный помощник президента Турции, тоже арестованный как путчист и сторонник Фетхуллаха Гюлена. Он рассказал, что за месяц до путча советники Эрдогана не раз шутили на тему мятежа. Видимо, таким образом намекая на свою осведомлённость о том, что нечто подобное планируется. Кроме этого, подозреваемый Левент Тюрккан – адъютант главы Генштаба, который в первый день признался в том, что он гюленист и сделал он это якобы добровольно, фотографии его с синяками на лице, плечах, перевязанного, с гипсом на руках, были напечатаны во всех СМИ, на основании его слов был объявлен организатор путча – Гюлен, на суде заявил, что показания из него выбивали под пытками и в тех его словах не было правды[xiv].

Примечательно, что в мае бывший главком ВВС Турции генерал Акын Озтюрк не признал на суде свою причастность к попытке переворота. Ранее турецкие СМИ сообщали, что организаторы мятежа планировали в случае успешного его осуществления назначить Озтюрка президентом страны. 22 мая в Анкаре начался судебный процесс над 221 подсудимым, в том числе высокопоставленными военными во главе с Озтюрком, которые обвиняются в захвате Генштаба ВС Турции во время попытки переворота. Сразу после мятежа агентство Anadolu сообщало, что Озтюрк признал свою вину в попытке переворота, но вскоре удалило эту новость. «Суд по обвинению в таком предательстве — самое большее наказание для меня, отслужившего в армии 46 лет. Мой дорогой народ и командиры, которые обучили меня, должны знать, что я не участвовал в этой коварной попытке государственного переворота», — сказал Озтюрк. Он опроверг публикации в прессе, согласно которым взял на себя ответственность за организацию мятежа, заявив, что они появились прежде, чем он начал давать показания. Бывший главком ВВС Турции также отрицал, что входил в группу мятежников, которая пыталась уговорить Хулуси Акара возглавить руководство попыткой переворота[xv].

В конце мая комиссия парламента по расследованию событий попытки переворота, наконец,получила письменные ответы (8 страниц) Хулуси Акара на свои вопросы. В них Акар заметил, что был категорически против переворота, и что не была никакой сделки. По его словам, переворот планировал FETÖ, чтобы свергнуть правительство и подчинить себе ВС Турции[xvi]. Днями ранее появился доклад (36 страниц) MIT касательно попытки переворота под подписью Фидана, который разведывательная организация подготовила для парламента. На счет предупреждения О.К. в докладе написано, что 14։20 в штаб-квартиру MIT пришел один человек (наверняка имеется ввиду О.К.), который прошел процедуры безопасности, и 15։30 рассказал, что некоторые представители Армейской авиационной школы намерены напасть на главу MIT. 16։20 Акар позвонил заместителю Генштаба и сообщил о предупреждении. 18։00 Хакан Фидан по приглашению Хулуси Акара прибыл в здание Генштаба, где они обсудили превентивные меры. Вместе с этим MIT в своем докладе отметил, что с 15 июля до 31 декабря получил более 15 000 предупреждения, из них 13739 — на своем сайте. Кроме того, в докладе Фетхуллах Гюлен обвиняется в планировании попытки военного переворота[xvii].

Итак, главный итог доклада НРП заключается в том, что попытка военного переворота была «контролируемой», что «она была спланирована так, чтобы провалиться». Несмотря на это и то, что Р.Т.Эрдоган и Б.Йылдырым были обеспокоены действиями Фидана и Акара 15 июля, оба сохранили свои посты, что свидетельствует о том, что если в действительности у Эрдогана были кое-какие сомнения насчет их, Фидан и Акар оказались бы за решетками. Даже сейчас, почти через год после попытки военного переворота, сложно уверенно сказать был ли этот путч «контролируемым», «инсценированным» или настоящим, однако точно можем сказать, что переворот был нужен Эрдогану для укрепления своих позиций внутри страны. В этом контексте напомним, что Эрдоган во время попытки военного переворота в Стамбуле  этот путч квалифицировал как «Дар Аллаха»[xviii]. Как в Древнем Риме знаменитый римский юрист Кассиан Лонгин Равилла (I в.) рекомендовал судьям, при разборе дела всегда надо искать, кому может быть выгодно данное преступление, потому что, как правило, этот путь рассуждений ведет к обнаружению или самого преступника и (или) того, кто за ним стоит, направляет его действия.

[i] Kılıçdaroğlu: 2016’da üç darbe oldu, Birgün Gazetesi, 20.12.2016

[ii] Kılıçdaroğlu: 23 milyon kişinin iradesini kapının önüne koydular, Hürrıyet, 07.05.2016

[iii] Davutoğlu, Erdoğan’ın Oy Rekorunu Tarihe Gömdü, Haberler.com, 01.11.2015

[iv] Лидер оппозиции Турции предостерег от «охоты на ведьм» после путча, РИА Новости, 22.07.2016

[v] Кылычдароглу: Чистки это месть за «Большую взятку», МК-Турция, 26.09.2016

[vi] 15 июля объявят в Турции Днем демократии и свободы, Anadolu Ajansı, 20.10.2016

[vii] Прокуратура Турции потребовала для Гюлена 3 тыс. 623 пожизненных срока, МК-Турция, 10.05.2017

[viii] Доказана причастность Гюлена к попытке переворота в Турции, Anadolu Ajansı, 26.05.2017

[ix] Турецкая оппозиция проведёт собственное расследование попытки переворота, МК-Турция, 02.06.2017

[x] CHP, 15 Temmuz Raporu’nda «kontrollü darbe» ifadesini tekrarladıBilen debekleyen de vardı!, T24, 12.06.2017

[xi] Эрен Эрдем: Оксюз и Ышык встречались за день до попытки государственного переворота, МК-Турция, 27.04.2017

[xii] Эрдоган рассказал, от кого узнал о начале мятежа военных, Взгляд, 20.07.2016

[xiii] «Турецкие спецслужбы были проинформированы о мятеже за 7 часов до начала», МК-Турция, 30.05.2017

[xiv] Что рассказывают подозреваемые в суде о попытке переворота в Турции, МК-Турция, 26.05.2017

[xv] Бывший главком ВВС Турции отрицает причастность к попытке переворота, РИА Новости, 23.05.2017

[xvi] İşte Genelkurmay Başkanı Hulusi Akar’ın yanıtları, Hürriyet, 30.05.2017

[xvii] İşte MİT’in Meclis’e sunduğu 15 Temmuz raporu, T24, 26.05.2017

[xviii] ‘Allah’ın büyük lütfu’, Cumhuriyet, 12.12.2016

 

52.21MB | MySQL:103 | 0,497sec