Ливия: борьба за контроль над нефтяной отраслью

Палата представителей (ПП, избранный постоянный парламент, заседающий на востоке страны) Ливии заявила о выходе из достигнутых ранее договоренностей о формировании единой Национальной нефтяной корпорации (ННК, National Oil Corporation) и передаче ей нефтяных портов. Такое решение, как передает новостной портал «Аль-Васат», принято парламентским комитетом по энергетике. Ранее аналогичное постановление было вынесено временным правительством Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани и сегодня комитет поддержал его. «Хотим довести до сведения всех, что соглашение, по которому нефтяные порты были переданы так называемой объединенной Национальной нефтяной корпорации, больше не действует, поскольку эта структура не выполнила свои обязательства», — отмечается в его коммюнике. Парламентарии также призывают в нем армию передать контроль над терминалами структуре, подчиняющейся властям на востоке. 3 марта «нефтяной полумесяц» (побережье залива Сирт) подвергся массированной атаке формирований «Бригад обороны Бенгази». Эта группировка была образована летом прошлого года для противостояния лояльной восточным властям Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара. Боевикам удалось захватить два крупнейших в стране нефтеналивных терминала — Рас-Лануф и Эс-Сидр, расположенных на побережье Средиземного моря.
Накануне ЛНА предприняла контратаку и выбила радикалов из портов. В настоящее время они находятся под охраной армейских частей, и, как заявляло ранее командование, оно еще не определилось с тем, кому передать их. ННК под руководством Мустафы Саналлы базируется в Триполи. Именно ей армия передала терминалы, установив над ними контроль в сентябре прошлого года. Параллельная структура, подчиняющаяся восточным властям и ранее вошедшая в единую ННК, существует в Бенгази. Таким образом, Тобрук пошел на ответный удар в отношении триполитанского и мисуратовского кланов, поскольку если мы возьмем ситуацию в Ливии более абстрагировано, то вся суть нынешних межплеменных столкновений там в общем-то сводится к вопросу контроля над нефтяными месторождениями и соответственно над экспортом нефти. И именно эта задача стоит перед иностранными спонсорами противоборствующих сторон. Пресловутые «Бригады обороны Бенгази» были созданы на катарские деньги и при полной материально-технической поддержке мисуратовцев для создания боевой силы по противостоянию силам Х.Хафтара. Ровно по той причине, что сами мисуратовцы воевать непосредственно с силами Тобрука на тот момент не желали. И данные действия в общем-то, как минимум, не встречали сопротивления со стороны премьер-министра правительства национального согласия (ПНС) Ф.Сараджа . Таким образом он безусловно препятствовал попыткам Х.Хафтара монополизировать в своих руках нефтедобывающую отрасль. Теми же причинами объясняются и фактическое «добро» Ф.Сараджа на вооруженное противостояние лояльных ему силам в лице местных племен тубу и мисуратовским волонтерам экспансии Х.Хафтара на юге страны в Феццане. При этом надо учитывать, что в данном конкретном случае наблюдается явное противостояние между Парижем и Римом, в корне которого опять же борьба за контроль над нефтяной отраслью. А если еще проще — за гарантии беспрепятственного ведения бизнеса в этой сфере французскими и итальянскими компаниями. В этой связи еще одним шагом Ф.Сараджа по недопущению монополизма Х.Хафтара в сфере контроля над нефтедолларами было и сосредоточение всех экспортных нефтяных операций в руках Национальной нефтяной корпорации (ННК) Ливии в Триполи под руководством М.Саналлы. При этом попытки Тобрука запустить экспорт нефти через собственную «бенгазийскую» ННК успехом не увенчались прежде всего в силу того, что на международных площадках была официально аккредитована именно триполитанская ННК. Теперь этому Тобрук старается вновь положить конец, но сразу отметим, что пока это лишь попытка с неочевидными результатами. Отметим, правда, что в данном случае период примирения между Ф.Саналлом и Ф.Сараджем уже прошел, и каждый из них начал играть собственную игру. Премьер ведет четкую линию на то, чтобы максимально дистанцировать ННК от экспорта нефти и сосредоточить экспортные потоки в своих руках. Декрет Тобрука в данном случае свидетельствует о том, что он решил вмешаться в этот спор.
В этой связи надо отметить заключение 13 июня с.г. промежуточного соглашения с немецкой компанией «Винтерсхалл» о возобновлении нефте- и газодобычи в Ливии. Оно, по оценке экспертов, может серьезно усилить ливийский потенциал в этой сфере, а значит, и усилить позиции лично Ф.Сараджа. Еще до заключения этого соглашения Ливия вышла в мае на уровень добычи на 160 тыс.баррелей в сутки, а в настоящее время она достигла уровня 830 тыс. баррелей. Достигнутое соглашение позволяет немцам приступить к добыче и отгрузке нефти практически без подготовительных мероприятий на принадлежащих им сейчас участках НК96 и НК97, а также увеличить добычу на тех месторождениях, которые используют такую же инфраструктуру. Это прежде всего месторождения «Абу Аффитель», оператором которого является фирма Mellitah Oil & Gas. Там сейчас добывается 70 тыс. баррелей. Все это может позволить выйти Ливии на суммарный объем добычи нефти в 1 млн баррелей уже в течение ближайших двух месяцев. В этой связи отметим, что «Винтерсхалл», которая действует на ливийском рынке с 1956 года, в настоящее время имеет с ННК серьезные разногласия по вопросу уплаты налогов в казну. Претензии ННК, которая ссылается на ужесточение налогового соглашения с «Винтерсхалл» от 2010 года, говорят об одном миллиарде долларов США в качестве убытка от неуплаты налогов. Сама немецкая компания ссылается на разрешение ливийского правительства на льготное налогообложение, которое предусматривалось старым концессионным соглашением, с учетом отмены всех постановлений бывшего ливийского режима. Ф.Сарадж в этом опросе выступил на стороне немцев и собственно подписал соглашение с ними в обход претензий ННК, фактически отстранив ее от участия в этом контракте. С этой целью он в марте инициировал принятие Президентским советом указа о фактическом роспуске  Министерства топлива и энергетики Ливии и передачи большей части его полномочий в ведение национальных ливийских компаний и даже части иностранных корпораций. Это вызвало резкую негативную реакцию М.Саналла, который справедливо утверждает, что таким образом Ф.Сарадж создал для своего кабинета и себя лично идеальные условия для выхода на сепаратные соглашения со всеми крупными игроками рынка о разделе продукции. Кроме того, М.Саналл фактически отрезал доступ «Винтерсхалл» к экспортному трубопроводу, вынуждая закрыть свое производство. Мотивировка М.Саналла включает в себя очень интересный тезис — прерогатива на заключение контрактов должна принадлежать отдельному независимому органу, что выводит эту сферу из политического пространства в чисто экономическое. Все эти моменты серьезно осложняют планы правительства по увеличению добычи и экспорта нефти. В связи с чем большинство экспертов сходятся во мнении, что такое положение дел просто вынудить главу ПНС и ННК прийти к компромиссу. Но, судя по настрою Тобрука, он мириться с таким положением дел не хочет, и активно работает над созданием альтернативных инструментов добычи и экспорта углеводородов, а это означает, что Х.Хафтар будет продолжать предпринимать попытки в этот спор вмешаться.

52.25MB | MySQL:103 | 0,453sec