В ЕС недовольны политикой США на Ближнем Востоке

Список требований к Катару со стороны других арабских стран носит весьма провокационный характер. Об этом в понедельник заявил глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль, выступая на форуме, организованном Европейским советом по международным отношениям (ECFR). «Мы стараемся свести стороны и снизить напряженность, но на сегодня этот список (требований) является, в общем-то, провокационным», — сказал он, добавив, что Катару будет сложно выполнить его. «В этом конфликте задействовано так много сторон, — отметил З.Габриэль. — Может, если в нем и есть что-то хорошее, так это то, что он мог бы привести к сокращению финансирования террористических структур и организаций». В данном случае имелись в виду, конечно, катарское спонсирование организации «Братья-мусульмане». 22 июня четыре арабские страны  КСА, ОАЭ, АРЕ и Бахрейн, выдвинули Катару 13 условий для восстановления разорванных отношений, на выполнение которых отвели 10 дней. В списке требований, в частности, понижение уровня дипотношений с Ираном, закрытие телеканала «Аль-Джазира», прекращение военного сотрудничества с Турцией и ликвидация турецкой военной базы в стране. Правительство Катара назвало требования арабских государств невозможными, отметив, что они не имеют ничего общего с противостоянием терроризму и имеют своей целью ограничить суверенитет страны. Руководство Катара намерено развивать сотрудничество с Ираном. Об этом заявил в воскресенье эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани в телефонном разговоре с президентом Ирана Хасаном Роухани по случаю мусульманского праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), венчающего завершение месяца рамадан. В этой связи Доха уже, можно сказать, отреагировала на ультиматум. Сначала состоялся телефонный разговор катарского эмира Тамима бен Хамада Аль Тани с иранским президентом Роухани. По информации телеканала «Аль-Маядин», катарский эмир в разговоре с Х.Роухани подтвердил готовность Дохи «к всестороннему развитию отношений и сотрудничества для решения проблем исламского мира». Для чего, по мнению эмира Тамима, требуется «мудрость и диалог». А затем состоялось не менее демонстративная встреча эмира с духовным лидером «Братьев-мусульман» и египетским проповедником Юсефом аль-Кардауи, который был внесен Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), Бахрейном и Египтом в террористический список. Об этом 26 июня сообщил электронный сайт газеты «Аль-Яум ас-Сабиа». Таким образом, катарское руководство предсказуемо отказалась выполнять предъявленные ему требования по двум самым основным пунктам. Но этот вариант развития событий был прогнозируем с самого начала катарского кризиса. Нас в данном случае интересует в большей степени официальная позиция германского МИД по этому вопросу. Она, как минимум, самым серьезным образом расходится с позицией официального Вашингтона. Берлин, в общем-то, очень четко в данном случае продемонстрировал, что у ЕС (а З.Габриэль, безусловно, выражал точку зрения на происходящее не только от имени одного немецкого МИД) свое видение не только путей выхода из кризиса, но и первопричин его возникновения. В данном случае такого рода заявления дипломатов надо трактовать как, прежде всего, серьезную степень раздражения Европейского союза действиями США на ближневосточном направлении. И началось это раздражение не с катарского кризиса, который сами американцы и спровоцировали. Вернее это была единоличная линия поведения самого президента США Дональда Трампа, который таким образом решал сразу несколько задач: от заключения многомиллиардных сделок по линии военно-технического сотрудничества до устранения европейских конкурентов с саудовского рынка. И этот момент очень серьезно расстроил и Париж, и Берлин. Но еще большее раздражение у европейцев вызывает линия поведения Вашингтона по вопросу иранского досье и попыток фактически заблокировать выполнение сделки по иранской ядерной программе (ИЯП). Достаточно вспомнить заявления немецких политиков по пакету новых санкций в отношении Ирана и России. В этой связи речь уже идет не о просто сохранении структуры атлантической солидарности, а о жестком вытеснении конкурентов с азиатского рынка. Напомним, что введение первых пакетов антироссийских санкций в связи с украинской  ситуацией  американцы постарались компенсировать европейцам перспективами открытия иранского рынка в рамках ИЯП. Как бы не относиться к позиции тогдашней администрации Белого дома, но надо учесть, что там прекрасно себе отдавали отчет в том, что надо «делиться», и что держать под санкциями сразу две такие страны, как Иран и Россия, будет не просто затруднительно, но и политически недальновидно. Нынешняя администрация при алгоритме единоличного принятия решения лично Д.Трампом с игнорированием мнения тех же экспертов из Госдепартамента США, который сейчас находится в периоде полураспада, выстраивает свою линию поведения, исключительно исходя из узкокорыстных коммерческих интересов с жестким ультимативным прессингом европейских партнеров опять же по торговым делам. В данном случае мы имеем в виду многострадальное соглашение между США и ЕС. В этой связи рискнем предположить, что позиция ЕС будет окончательно сформулирована в том числе и по вопросам ближневосточной политике сразу же после переизбрания А.Меркель на пост канцлера ФРГ в этом году. И эта позиция по ИЯП будет не во многом отличаться от российского видения этой проблематики. Что собственно тот же самый министр иностранных дел ФРГ З.Габриэль подтвердил публично 27 июня во время своих контактов с иранским коллегой, заявив, что»Берлин будет противостоять попыткам пересмотреть сделку по иранскому атому».

52.08MB | MySQL:103 | 0,614sec