Турецкий взгляд на отношения между США и КСА. Часть 1

20 мая этого года президент США Дональд Трамп совершил свой первый зарубежный визит, направлением которого оказалось Королевство Саудовская Аравия. Весьма интересен в этой связи взгляд из Анкары на подоплёку и результаты этой поездки. Именно им был посвящён анализ, оперативным образом подготовленный турецким Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV), под заголовком «Анализируя визит Трампа в Саудовскую Аравию: реставрация отношений?».

В введении к документу авторами – сотрудниками Ближневосточного института Университета Сакарьи Исмаилом Тельджи и Мехметом Ракипоглу – отмечается тот факт, что в одной своей поездке американский президент охватил чуть ли не все ведущие «единобожные» религиозные центры мира – Саудовскую Аравию, Израиль и Ватикан. Следующим образом были перечислены пункты повестки дня американского президента: наращивание борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещённая в РФ террористическая организация), формирование единого ближневосточного исламского фронта против «иранской угрозы», урегулирование палестино-израильского конфликта и обеспечение устойчивого мира в регионе.

Как отмечают авторы, своей поездкой Д.Трамп пытался транслировать послание относительно направления нового внешнеполитического курса США. В этом смысле, визит также должен был послужить оживлению отношений с традиционными партнёрами – теми самыми, которые в период правления Барака Обамы оказались в буквальном смысле «задвинуты в угол». Выправление отношений как с Саудовской Аравией, так и с Израилем, переживших напряженность при Б.Обаме, особенно с точки зрения ближневосточной политики имеет большое значение для администрации Д.Трампа.

И в этом смысле, как отмечают авторы, самым главным пунктом турне Д.Трампа следует признать Саудовскую Аравию, с которой, как отмечается уже в третий раз с начала документа, у США при Б.Обаме складывались весьма напряженные отношения. И, конечно же, рассмотрение Д.Трампом КСА в качестве одного из важнейших партнеров США, а Эр-Рияда – в качестве одного из ключевых игроков в обеспечении стабильности на Ближнем Востоке, является свидетельством того, что за основу взят новый курс, принципиально отличающийся от обамовского.

При этом с точки зрения двусторонних американо-саудовских отношений в наследство Д.Трампу от Б.Обамы, по словам авторов документа, достались одни «развалины». И можно говорить о том, что наметилась реставрация связки США–КСА, что побудило саудовцев охарактеризовать визит Д.Трампа в Эр-Рияд в качестве «исторического» (как бы часто не употреблялся этот эпитет к визитам различных мировых лидеров в зарубежные страны, но, похоже, что на этот раз речь идёт как раз о его уместности – В.К.). Тем более, что рост иранского влияния в регионе, на фоне падения нефтяных котировок и роста угрозы для экономики королевства, заставлял саудовское руководство в своих региональных делах чувствовать себя «в одиночестве». Отсюда и столь позитивная реакция на визит Д.Трампа со стороны руководства КСА и шаги, сделанные навстречу с целью восстановления двусторонних отношений.

Далее авторы документа ставят перед собой задачу проанализировать визит и дать его оценку с точки зрения двусторонних отношений. Причем, начав в первом и втором разделе с краткого рассмотрения истории американо-саудовских отношений, а также процессов, которые протекали при администрации Барака Обамы. В третьем разделе анализируются факторы, имеющие решающее значение для формирования двусторонних отношений, и, наконец, в четвертом приводится сама по себе трактовка визита Трампа в КСА.

Итак, первый раздел анализа озаглавлен «Общий взгляд на двусторонние отношения». По словам автором, не будет преувеличением заявить, что в центре отношений между США и КСА расположилась нефть. США были активны в нефтяной индустрии КСА, уже начиная с 1933 года. А когда, в 1938 году, были открыты нефтяные месторождения в районе города Дамман, значимость страны резко выросла. С созданием в 1944 году, при совместном американо-саудовском участии, компании Aramco, власть США над саудовской нефтью выросла и получила институциональный характер.

В тот самый период времени приглашение 32-м президентом США Франклином Рузвельтом в 1943 году в Белый дворец двух сыновей короля Абдель Азиза – принцев Фейсала и Халида, а также последовавшая за этим, в 1945 году, встреча с самим королем на корабле USS Quincy, стали для двусторонних отношений в полном смысле слова «рождеством». В ходе той встречи был согласован «бартерный обмен»: саудовская нефть в обмен на гарантии безопасности Саудовской Аравии. Именно по этой причине, если резюмировать отношения того периода между США и КСА одной фразой, то уместным выражением следует считать «безопасность в обмен на нефть». И положительный характер двусторонних отношений не претерпел кардинальных изменений ни после нефтяного эмбарго в 1973 году со стороны КСА, ни после национализации компании Aramco в 1980 году. Первый визит американского лидера – Ричарда Никсона – состоялся в КСА в 1974 году. Сближению сторон также поспособствовало введение Советским Союзом (в терминах авторов документа «оккупация» — В.К.) своих войск в Афганистан в 1979 году.

52.14MB | MySQL:103 | 0,424sec