Турецко-американские разногласия по курдскому вопросу

В июне 2017 г. Пентагон пообещал Анкаре предоставить список вооружений, поставляемых курдским формированиям, и обеспечить их возврат после завершения операции по освобождению сирийского города Ракка, который находится под контролем «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) с 2013 г., и считается неофициальной столицей террористов. Об этом заявило Министерство обороны Турции. «В письме министру обороны Турции Фикри Ышыку глава Пентагона Джеймс Мэттис заявил о намерении предоставить Турции список поставляемых курдским формированиям ОНС вооружений и о том, что оружие будет возвращено после того, как будет одержана победа над боевиками ИГ. Мэттис заявил, что американские советники предпринимают необходимые меры по недопущению вывоза оружия за пределы Сирии. Американская сторона контролирует оружие, поставленное на север Сирии», — говорилось в заявлении пресс-службы ведомства. Глава Пентагона в своем письме пообещал ежемесячно предоставлять Анкаре, отчеты по количеству оружия, передаваемого ОНС (боевое крыло ПДС, с точки зрения Турции — сирийская ветвь РПК),[i].

Ранее президент США Дональд Трамп подписал планы поставок сирийским курдам тяжелого вооружения, в частности минометов и пулеметов. Возможные поставки оружия курдам вызывали острое недовольство Анкары, которая считает, что данные курдские формирования тесно связаны с запрещенной в Турции РПК. Эта организация признается как Анкарой, так и Вашингтоном, террористической. Как сообщили турецкие СМИ, всего за месяц (с 15 мая), прошедший после того, как Д.Трамп узаконил поставки оружия ПДС, в регион прибыли по меньшей мере 348 фур с оружием[ii].

В арсенал ОНС входят противотанковый комплекс BGM-71 TOW, 80- и 120-миллиметровые минометы, автоматический станковый гранатомет MK19, автоматический карабин M4, винтовки M16, бронированные машины Humwee, тяжёлая американская бронемашина Cougar, беспилотники. Кроме того, для ПДС на черном рынке приобретены переносные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) французского производства Milan и снайперские винтовки российского производства. На север Сирии был поставлен даже американский ПТРК FGM-148 Javelin, в продаже которого ранее было отказано Турции. В связи с этим, турецкая пресса писала, что ранее Пентагон солгал на счет ПТРК FGM-148 Javelin, с помощью которых были атакованы турецкие танки в Мосуле [iii].

Комментируя это, Фикри Ышык заявил, что США обязаны вернуть в арсеналы Пентагона оружие, поставленное ОНС после победы над террористами ИГ. «Если Соединенные Штаты захотят, то сдержат данное слово. Может быть, и не полностью, но сдержат. У них есть для этого все возможности. Главное, было бы желание. Анкара будет следить за развитием ситуации», — сказал Ф.Ышык. Министр назвал «позитивным шагом» письмо США, в котором американская сторона заверила турецкую в прозрачности поставок оружия ПДС.  «Это очень важное письмо, которое свидетельствует о том, что США стали учитывать наши опасения», — сказал Ф.Ышык.  По его словам, власти Турции с самого начала заявляли, что США совершают ошибку, поддерживая связи с ОНС.  «Использовать одну террористическую организацию в борьбе с другой принципиально неверно, поскольку это приведет к возникновению новых проблем. Анкара неоднократно заявляла об этом Пентагону», — сказал Ф.Ышык [iv].

Однако президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отверг гарантии Пентагона по возврату оружия, поставленного сирийским курдским формированиям. «Те, кто думает, что могут обмануть Турцию, говоря о том, что они вернут оружие, которое предоставляют этой террористической организации, в конце концов, поймут, что они совершают ошибку», — заявил Р.Т.Эрдоган. Президент Турции подчеркнул, что Анкара привлечет к ответственности любую сторону, которая поставляет оружие сирийским курдам, если «в Турции будет выпущена хотя бы пуля»[v].

Итак, Турция не поверила гарантиям США, что американское оружие будет возвращено после того, как будет одержана победа над боевиками ИГ. Для этого есть ряд причин.

1.Власти Турции ранее несколько раз заявляли, что США дали ей ряд гарантий и  обещаний, однако не сдержали слово. Есть много примеров – турецкие власти ранее заявляли, что США обещали, что ОНС не будут переправляться на западный берег реки Евфрат[vi], а после переправы начали заявить, что США обещали, что ОНС вернуться на восточной берег Евфрата[vii], однако этого тоже не произошло. Кроме того, власти Турции заявляли, что Вашингтон не выполняет своих обещаний перед Анкарой по срокам размещения на границе с Сирией американских реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS. По их словам, Турция достигла договоренности с США о размещении в мае 2016 г. на сирийской границе систем HIMARS для более эффективной борьбы с террористической группировкой ИГ на севере Сирии. Размещенная на границе турецкая артиллерия имеет максимальную дальность 40 километров, в то время как американские РСЗО – 90 километров (по всей вероятности Турция планировала с помощью этих систем ударить по позициям ОНС на западном берегу Евфрата, потому что дальность турецкой артиллерии не дала такую возможность)[viii].  В итоге американские РСЗО HIMARS были размещены в Турции лишь в начале сентября 2016 г.[ix] Все это означает, что Турция попросту не доверяет США, исходя из прошлого опыта.

2.Турецкие власти понимают, что США в дальнейшем (после победы над ИГ в Сирии) могут при помощи различных предлогов затянуть процесс возвращения своего оружия и поэтому это станет довольно длительным процессом. Турция в свою очередь будет максимально затянуть процесс вывода всех своих войск из Сирии. Хотя американская сторона пообещала Анкаре, что контакты с ПДС и ОНС не будут долгосрочными, и являются только результатом «тактического сотрудничества», однако в действительности все может быть наоборот.

3.Власти Турции ранее утверждали, что ПДС и ОНС
поддерживают связи с повстанцами из РПК в Турции и отправляют им часть оружия, полученного от Запада. Более того, Анкара не раз заявляла, что если американское оружие посредством РПК будет направлено против Турции, то они ударят и уничтожат это оружие[x]. Все это означает, что власти Турции не исключают, что часть оружия, которая США предоставила ОНС, может попасть в руки РПК, и когда придет время возврата американского оружия (если она вообще придет), естественно невозможным станет возврат той части американского оружия, которая уже попала в руки РПК. Турецкий военный эксперт Метин Гюрджан не исключает, что РПК может скрывать часть оружия, полученная от ОНС (например, ПТРК FGM-148 Javelin ) и использовать против ВС Турции через 3-5 лет[xi].

4.Турецкие власти, которые всегда старались предотвратить поставки американского оружия сирийским курдам, понимают, что в реальности не смогут полностью контролировать поставки и возврат всего американского оружия, которое получили ОНС (даже если предположим, что РПК не получит ничего из этого оружия), что в этом вопросе они полностью зависят от доброй воли, от желаний США.

5.Власти Турции осознают, что в действительности поставки американского оружие для ОНС плохое событие для страны, однако более негативные последствия для Турции будет иметь то обстоятельство, что сирийские курды с помощью этого оружия захватят де-факто столицу ИГ – Ракку и другие территории, которые станут все более и более серьезным фактором в регионе, и что в послевоенной Сирии обязательно будут учитывать вклад ОНС в победу над ИГ.

Отметим, что в турецко-американских отношениях разногласия возникли и по вопросу освобождения от ИГ города Ракка. Турция отказалась принимать участия в операции по его освобождению из-за курдов. Ранее Р.Т.Эрдоган не раз заявлял, что Турция не будет участвовать в операции по освобождению сирийской Ракки от террористов ИГ, если США планируют привлечь к ней силы ОНС[xii], а глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в свою очередь заявил, что участие террористов в освобождении Ракки опасно для Сирии[xiii].

Заметим, что в данной ситуации виновата сама Турция. В одном из наших статей, мы уже отметили, что США долго уговаривали Турцию вести активную борьбу против ИГ и в этом контексте разрешить использование авиабазы «Инджирлик». Однако Турция всегда давала отрицательный ответ и предъявляла три условия: требовала от США согласиться на создание буферной зоны на границе Сирии и Ирака, создать бесполетную зону (без авиации президента Сирии Башара Асада) и сосредоточится на ударах не только по объектам ИГ, но и по позициям сирийской армии. США отклонили эти требования и вместо Турции начали поддерживать сирийских курдов, которые с их помощью стали главной наземной силой в борьбе против ИГ[xiv]. Поэтому, когда Турция в 2017 г. хотела участвовать в операции по освобождению Ракки от ИГ,то получила отказ от США. Турция хотела участвовать в этой операции по ряду причин.

1.Чтобы ее войска еще больше углубились на территорию Сирию, и чтобы увеличить свое военное присутствие в соседней стране.

2.Чтобы усилить свой голос в послевоенной Сирии, опираясь на свой вклад в борьбу против ИГ и получить дивиденды.

3.Чтобы показать США, что в реальности ошибочным является тот подход, что в Сирии только местные курды являются действенной силой, которая может на земле противостоять ИГ, чтобы убедить США, что все это миф, и что противостоять ИГ на земле по силам  и Турции.

4.Чтобы исключить участие сирийских курдов в операции по освобождению Ракки от ИГ и исключить все положительные последствия для сирийских курдов, исходящие из этого.

Из этого становится ясно, почему Турция получила отказ от США по поводу освобождения Ракки от ИГ. Кстати, после захвата г.Аль-Баб Турция не получила поддержку со стороны США (а также со стороны России) для расширения рамок операции «Щит Евфрата», для продвижения своих войск в направлении города Манбидж. США и Россия перекрыли все пути турецких войск на юг, на восток и на запад, и Анкара вынуждена была заявить о завершении операции. По нашему мнению, операция по захвату Аль-Баба длилась почти 5 месяцев (сентябрь 2016 г. – февраль 2017 г.) в основном из-за того, что Турция попросту не знала, что будет делать после его захвата, а не из-за яростного сопротивления ИГ, или слабости турецкой армии.

В середине июня Р.Т. Эрдоган в интервью португальскому телеканалу RTP раскритиковал политику США по Сирии, назвав ошибочной позицию Вашингтона в отношении «сирийских ответвлений террористической организации РПК». Президент Турции выразил несогласие с курсом США на поддержку ПДС и ОНС . «Позиция США в отношении ПДС и ОНС является в корне ошибочной. Рядовые и офицеры ВС США действуют сообща с этой террористической структурой. К сожалению, Пентагон поставил террористам очень крупные партии оружия, в том числе тяжелого вооружения», — сказал Р.Т.Эрдоган. По словам главы турецкого государства, несмотря на предупреждения, сделанные им лично в ходе встречи с президентом США Дональдом Трампом 16 мая в Вашингтоне, американская сторона не изменила свою позицию по операции в Ракке и решила провести ее совместно с ПДС и ОНС. «Турция предлагала США освободить Ракку совместными усилиями. Вашингтону не подобает сотрудничать с террористами. Мы не может принять эту позицию», — подчеркнул Р.Т.Эрдоган. При этом он предупредил, что в случае малейшей угрозы в отношении Турции, связанной с операцией в районе сирийского города Ракка, Анкара незамедлительно нанесет ответный удар[xv].

Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в свою очередь в Лондоне заявил о невозможности уничтожения одной террористической организации посредством другой. «РПК и ОНС (ПДС) – стороны одной медали. Все это части одной террористической организации. Анкара уверена в том, что уничтожение одной террористической организации посредством другой невозможно. Подобная тактика недостойна крупных держав. Об этом мы долгое время предупреждаем США. В Вашингтоне также не в восторге от нынешнего положения дел, что открыто признают. Они утверждают, что действия американской стороны – вынужденная мера. Мы с этим не согласны», — сказал турецкий премьер[xvi].

Итак, мы видим, что и США, и Турция не меняют свои позиции по поводу сирийских курдов, и что во время президентства Дональда Трампа турецко-американские разногласия по курдскому вопросу не только не были сняты, но и еще более усилились, поскольку, во-первых, США начали открыто вооружать сирийских курдов, и, во-вторых, США не позволили Турции участвовать в операции по освобождению Ракки от ИГ, предпочитая ПДС и ОНС. Все это вызывает недовольство Р.Т.Эрдогана, который время от времени заявляет о возможности проведения новых военных операций на территории Сирии (с этой точки зрения самое уязвимое место — кантон (анклав) Африн, который не имеет сухопутной границы с остальными (основными) курдскими кантонами).

Власти Турции понимают, что ИГ не может долго противостоять состоящим в основном из курдов «Силам демократическим Сирии (СДС, образованны 10 октября 2015 г.), и в итоге сирийские курды войдут в Ракку. Это будет очередным важным успехом сирийских курдов за последние годы. По данным турецких СМИ, в настоящее время под контролем ПДС/ОНС находится 23 процентов территории Сирии, или 39 500 из 185 000) кв. км. ПДС/ОНС фактически контролируют 65 процентов приграничных с Турцией районов Сирии. Турецкие власти беспокоит и тот факт, что ПДС уже контролируют обширную часть реки Евфрат, в том числе три крупные плотины – Тишрин, Табка, Баас, 60 процентов из 30 000 кв. км сельхозугодий, 80 процентов всех орошаемых земель Сирии[xvii].

После освобождения Ракки для властей Турции возникнут два вопроса:

1.Кому будет принадлежат Ракка в дальнейшем?

2.Что будут делать сирийские курды после освобождения Ракки, будет ли продвижение ОНС на юг?

По сообщению турецкой прессы, во время встречи в Вашингтоне Д.Трамп пообещал Р.Т.Эрдогану, что продвижение ОНС будет остановлено в Ракке[xviii]. Турецкие власти наверняка скептицизмом относятся к этому обещанию Д.Трампа. Примечательно, что в апреле 2017 г. Р.Т.Эрдоган заявил, что Барак Обама обманул Турцию в вопросе борьбы с терроризмом и выразил надежду на то, что администрация Дональда Трампа не повторит ошибок предшественника[xix].

Однако не исключаем, что президент Турции совсем скоро начнет заявлять, что Дональд Трамп тоже обманул Турцию в вопросе сирийских курдов. Не исключаем также, что Д.Трамп будет требовать, чтобы сирийские курды приняли участие в переговорах в Женеве (ранее они не  принимали участие в переговорах в Женеве из-за позиции Турции, хотя сами курды не возражают против участия Турции в переговорном процессе). Это создаст новый очаг напряжённости между США и Турцией. По мнению ряда экспертов, в настоящее время США планомерно создают курдское государство в Ближнем Востоке, которое станет союзником Израиля. Примечательно, что курдское государство (или например курдские государства в Иракском Курдистане, в Сирийском Курдистане и даже в самой Турции) может появиться во время президентства Р.Т.Эрдогана (он теоретически может быть президентом Турции до 2033-2034 гг.), хотя ранее он несколько раз обещал, что не позволит создать новое государство на севере Сирии [xx]. Появление курдского государства (курдских государств) будет означать полное фиаско для Р.Т.Эрдогана, который мечтает превзойти основателя современной Турции Мустафу Кемаля Ататюрка.

[i] ABD’den Türkiye’ye YPG mektubu: IŞİD’i yendikten sonra silahları geri alacağız, BBC Türkçe, 22.06.2017

[ii] ABD’den YPG’ye 348 TIR silah!, Yeni Akit, 16.06.2017

[iii] ABD’den YPG’ye FGM-148 Javelin anti tank füzesi, CNN TÜRK, 08.02.2017 

[iv] Bakan Işık ABD’nin YPG mektubunu değerlendirdi, En Son Haber, 23.06.2017

[v] Erdoğan’dan YPG’ye Silah Veren ABD’ye Sert Mesaj: Beslediğiniz Yılanlar Zehrini Size de Salacak, Haberler.com, 25.06.2017

[vi] Çavuşoğlu’ndan ABD’ye: PYD’nin Fırat’ın batısına geçmeyeceği sözü tutulmalı, Diken, 15.08.2016

[vii] Erdoğan ABD’yi yalanladı: YPG Fırat’ın doğusuna geçmedi, kimse bizi aldatmasın, Sputnik Türkiye, 02.09.2016

[viii] Çavuşoğlu: ABD Hımars’leri getirecekti, getirmedi, Sözcü TV, 24.08.2016

[ix] ABD, Türkiye’deki HIMARS füze sistemini devreye soktu, Timeturk, 03.06.2016

[x] Türkiye’den ABD’ye YPG uyarısı, TGRT Haber, 18.11.2015

[xi] YPG’ye bu kez de ‘tank katili’ verildi!, Vatan, 08.02.2017

[xii] Erdoğan’dan Rakka’da YPG’yi destekleyen ABD’ye: Bize düşen ‘Hayırlı olsun’ demekti, Diken, 18.05.2017

[xiii] Çavuşoğlu: YPG ile iş birliği Suriye’nin geleceği için çok tehlikeli, Star, 14.04.2017

[xiv] Габриелян Айк, США, Турция и сирийские курды, Институт Ближнего Востока, 28.08.2016

[xv] ‘ABD teröristlerle el ele, kol kola’, Takvim, 16.06.2017

[xvi] Başbakan: YPG/PYD Türkiye için PKK ne ise aynıdır terör örgütüdürö TRT Haber, 12.05.2017

[xvii] PYD/PKK, Suriye’nin suyunu da ele geçirdi, Ahaber, 14.06.2017

[xviii] «Trump, Erdoğan’a ‘YPG, Rakka’dan daha ileri gitmeyecek’ dedi», T24, 05.06.2017

[xix] Turkey’s Erdogan: Barack Obama deceived us over PKK, Al Jazeera, 19.04.2017  

[xx] Cumhurbaşkanı ErdoğanKuzey Suriye’de bir devlet kurulmasına asla müsaade etmeyeceğiz, Sabah, 23.06.2017

52.25MB | MySQL:103 | 0,463sec