Турция: события вокруг Собора Святой Софии

Музей Святой Софии, который является одним из самых популярных туристических объектов Стамбула, был построен как греческая православная христианская базилика в 527 году императором Византии Юстинианом Первым. Он был преобразован в имперскую мечеть, когда османы завоевали Константинополь в 1453 году. После ремонта в 1931-35 годах, он был вновь открыт как музей под контролем недавно созданной светской Турецкой Республики, однако уже с 1931 года до сих пор стремления турецких консерваторов превратить Святую Софию снова в мечеть не прекращались. В последнее десятилетие, при молчаливом одобрении правительства, исламистские и ультранационалистические группы при каждых удобных случаях поднимали этот вопрос. Они организовали митинги, инициировали петиции, чтобы привлечь внимание общественности к этому вопросу[i].

Наконец, 11 апреля 2015 года, за день до православного праздника Пасхи, который в том году совпал с днем рождения пророка Мухеммада, впервые за 85 лет в Святой Софии состоялось чтение Корана, что вызвало международный резонанс.

Нужно отметить, что требования турецких националистических и исламистских кругов проявились и на политической арене. Так, в декабре 2015 года депутат из ультранационалистической Партии национального движения (ПНД) Юсуф Халачоглу представил законопроект в турецкий парламент с просьбой о возобновлении строительства Святой Софии в качестве мечети[ii]. Подобный законопроект он представил так же в ноябре 2013 году.

Эти настроения более усилились в 2015 году, когда Бундестаг Германии принял резолюцию признающие Геноцид армян в 1915 году в Османской империи. Высокопоставленные чиновники правящей Партии справедливости и развития (ПСР) заявили, что настало время, чтобы Святая София стала мечетью[iii].

Превращение Собора в мечеть символизировало завоевание османами Константинополя и каждый год 29 мая в Турции празднуют это событие, а телевизионные передачи все чаще подчеркивают тезис «вероломной Византии» с целью разжигания религиозных чувств у мусульман.

28 мая 2016 года тысячи мусульман собрались перед Святой Софией и совершили намаз, «прося Аллаха вернуть истинное лицо Айя Софии и превратить ее заново в мечеть». Активисты заявили, что уже собрали 15 миллионов подписей[iv].

Важным событием стало заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в 2016 году, что во время священного для мусульман месяца рамадан в соборе ежедневно будут читать Коран. Это решение вызвало резкую реакцию во многих странах мира.

Греческий дипломат, на условиях анонимности прокомментировал ситуацию «Аль-Монитор»: «За последние пять лет Турция превратила другие три церкви с именем Святой Софии в мечети, а высокопоставленные турецкие чиновники продолжают использовать Собор Святой Софии в социальных сетях и другие платформах в качестве козыря, когда что-то идет вразрез с их планами. Это монументальное здание имеет огромную символическую ценность для христиан, поэтому мы обеспокоены тем, что оно может стать жертвой популистской политики»[v].

Некоторые турецкие политические и общественные деятели даже искренне удивляются, почему превращение православного Собора Святой Софии в мечеть так волнует Грецию. Например, председатель турецкой неправительственной организации «Озгюр-Дер» и обозреватель в газете «Хаксоз» Ридван Кайя задается вопросом: «Почему бы и нет? Почему греков беспокоит, что собор будет функционирует как мечеть? Когда он не служит своему истинному предназначению, а остается музеем — это приемлемо. Когда это мечеть, то нет?». Р.Кайя также добавляет, что большинство консервативных турок восприняли превращение мечети в музей в 1930-х как дэисламизацию страны: «Собор Святой Софии символизирует завоевание Османов. А решение правительства о превращении его в музей, рассматривается как остракизм ислама».

Председатель неправительственной организации «Имкандер» и искусствовед Мурат Озер находит другое объяснение: «Существовала традиция, согласно которой побеждающая сторона превращают места поклонения в собственные. В Стамбуле почти все византийские церкви были преобразованы в мечети, а затем султанат поощрял христианское население для создания новых церквей. Таким образом, все существующие греческие православные церкви Стамбула были построены после завоевания османов. Новых правителей не заботило уничтожение того, что было до них, однако они были убеждены, что это часть истории, которая не должна была больше доминировать. Главной задачей было установить власть и престиж империи в глазах врагов». М.Озер считает, что превращение вопроса предметом оппортунистической политики- неприемлемо. Многие другие эксперты предлагают аналогичный аргумент: они обвиняют кемалистский истеблишмент в том, что тот слишком жаждал вписаться в западный мир, по этой причине и Собор Святой Софии превратил в музей. По мнению других, западные державы вынудили Турцию пойти на этот шаг. В любом случае, это вопрос независимости. «Поэтому в этом восприятии не может произойти полной независимости, если София не станет мечетью»- добавляет М.Озер.

Для сторонников превращения Собора Святой Софии в мечеть нынешний статус музея символизирует Турцию в цепях. Они уверенны, что все беды Турции случаются из-за того, что Святая София не служит как мечеть. Наглядным примером вышесказанного является реакция группы в «Твиттере» Free Hagia Sophia после попытки переворота 15 июля в прошлом году. Цитируя известного религиозного ученого, она написала «Если мы заново превратим Святую Софию в мечеть, все трудные времена и проблемы Турции закончится»[vi].

В данном, на первых взгляд, сугубо религиозном вопросе кроме политической составляющей, немаловажную роль играет спад туризма в Турции. Значительный спад в этой области неминуемо отражается и на экономике страны. Вероятность функционирования Собора Святой Софии в качестве мечети достаточно обеспокоило владетелей крупных туристических компаний.   Они выразили свою озадаченность по поводу того, как эта новость будет представлена в международных СМИ. Один из них комментируя ситуацию сказал «Аль-Монитор»: «Пожалуйста, убедитесь, что вы подчеркиваете, что Собор Святой Софии по-прежнему остается музеем и туристы все еще могут посещать его. Конечно мы все мусульмане, но давайте честно, Стамбул больше не нуждается в мечетях. Мы более нуждаемся в туристах»[vii]. И действительно, обеспокоенность владельцев туристических компаний разделяет Министерство культуры и туризма Турции, в официальном заявлении которой сообщается о 32-процентном сокращении числа туристов с января по август 2016 года по сравнению с тем же периодом в 2015 года.

Турецкий журналист, колумнист Ахмет Такан в газете «Йени Чаг» пишет: «Согласно достоверным источникам, вопрос Собора Святой Софии еще на повестке дня. Мои утверждения, что Эрдоган отложит этот вопрос до завершения конституционного референдума, оказались правдивы. В Турции снова стали популярны мнения, что превращение в мечеть будет нашим ответом крестоносцам. Кроме этого, если вы случайно увидите заголовки о том, что подпись Ататюрка под документом о превращении Собора в музей подделка не удивляетесь»[viii]. Примечательно, что версию о подделке подписи Ататюрка выдвинул депутат из МНД Юсуф Халачоглу в своем предложенном законопроекте еще в 2013 году.

В нынешнем году также состоялось чтение Корана в Святой Софии, что в очередной раз вызвало негодование Греции. МИД Греции выступило с осуждением чтения Корана и молитвы в Соборе: «Собор Святой Софии является памятником, признанным ЮНЕСКО в качестве мирового культурного наследия. Попытка превращения его в мечеть, читая там Коран, совершая молитвы и другие действия, оскорбляет всё международное сообщество, которое должно отреагировать на это». В министерстве также добавили, что это вызов религиозным чувствам христиан всего мира и людей, почитающих общее наследие человечества. Кроме того, сейчас, считают в ведомстве, следует поощрять межрелигиозный диалог, а не подрывать его.

«Мы призываем Турцию продемонстрировать поведение современной и демократической страны и защитить экуменический характер Святой Софии, уважать давнюю традицию этого памятника», — заключил МИД. Собор Святой Софии В 1985 году был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В ответ своим греческим коллегам Министерство иностранных дел Турции заявило: «Министерство иностранных дел Греции вместо того, чтобы поздравить турецкий народ в священный месяц рамадан и «Лейлат аль-кадр» (особенно важная дата месяца рамадан), предпочло извратить чтение Корана и молитвы в соборе Святой Софии». В заявлении также говорится что власти Греции отклонили запросы мусульман использовать для чтения молитв в рамадан историческую мечеть в Салониках. «Таким образом, остаётся открытым вопрос о том, что Греция, в столице которой также нет открытой для богослужений мечети, подразумевала под «межрелигиозным диалогом» в своем заявлении», — добавило министерство[ix].

Эксперт по турецко-греческим отношениям Арис Абачи, отмечает, что обе стороны походят к проблеме с точки зрения политики идентичности и, следовательно, игра заканчивается с нулевым результатом.

Во время визита в Собор Святой Софии студент политологии  университета Мармара, грек по национальности, представляя Собор сказал: «Это паспорт греков живущих в современной Турции. Доказательство того, что мы до сих пор здесь»!

[i]  Büyük Ayasofya Yürüyüşü ! 24 Mayıs 2015, https://www.youtube.com/watch?v=zOLLzRn06RA

[ii] http://www2.tbmm.gov.tr/d26/2/2-0473.pdf

[iii] https://twitter.com/hayatibayrakci/status/738453630437691393

[iv] Ayasofya önünde binlerce kişi namaz kıldı,  http://www.milliyet.com.tr/ayasofya-onunde-binlerce-kisi-gundem-2253067/

[v] Is new imam answered prayer or impending doom for Hagia Sophia? http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2016/10/turkey-greece-hagia-sophia-gets-its-own-imam.html

[vi] https://twitter.com/Ozgur_Ayasofya/status/757628310352437248

[vii] Is new imam answered prayer or impending doom for Hagia Sophia? http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2016/10/turkey-greece-hagia-sophia-gets-its-own-imam.html

[viii] Ayasofya hamlesi!.. http://www.yenicaggazetesi.com.tr/ayasofya-hamlesi-42581yy.htm

[ix] No: 203, 23 Haziran 2017, Yunanistan Dışişleri Bakanlığı’nın Ayasofya’da Kur’an-ı Kerim ve ezan okunmasını kınayan açıklaması hk. http://www.mfa.gov.tr/no_-203_-yunanistan-disisleri-bakanligi_nin-ayasofya_da-kur_an-i-kerim-ve-ezan-okunmasini-kinayan-aciklamasi-hk_.tr.mfa

52.2MB | MySQL:103 | 0,594sec