Внешняя и внутренняя политика Турции в апреле 2005 г.

Внешняя и внутренняя политика Турции в апреле была насыщена событиями, имеющими определенное значение не только для турецкой стороны, но и для решения ряда региональных проблем, которые непосредственным образом касаются и интересов России.

Из внешнеполитических событий, по мнению экспертов, необходимо особое внимание обратить на состоявшийся 29-30 апреля в Стамбуле в знаменитом дворце Долмабахче форум соседних с Ираком стран на уровне глав дипломатических ведомств государств-участников. В заседаниях приняли участие делегации Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта, Иордании, Египта, Бахрейна, а также Ирака. Примечателен тот факт, что в конференции впервые участвовали представители Европейского союза, Лиги арабских государств, организации «Исламская конференция», специальный представитель по Ираку генерального секретаря ООН.

По итогам работы стамбульского форума было принято совместное Коммюнике, в котором единогласно поддержаны четыре основных принципа послевоенного обустройства Ирака: сохранение территориальной целостности Ирака, укрепление и расширение роли ООН в этом процессе, обеспечение безопасности на иракской границе и совместная борьба с международным террором, а также взаимодействие стран-соседей в оказании помощи в организации и становлении иракской службы безопасности. Ничуть не умаляя значимости каждого из четырех положений этого документа, все же выделю необходимость дальнейшего расширения реальной роли ООН в процессе послевоенного обустройства. Особую значимость этого пункта Коммюнике отметил в своем выступлении и турецкий вице-премьер, заместитель министра иностранных дел страны Абдуллах Гюль, что дало основания экспертам, с одной стороны, говорить о сохраняющихся расхождениях Анкары и Вашингтона по вопросу о степени и формах привлечения ООН к процессу иракского урегулирования, а с другой – сделать вывод о возрастающей поддержке соседних с Ираком стран самостоятельной турецкой политики, а значит, об укреплении позиций Турции в регионе.

В пользу такого вывода говорит и факт состоявшихся в рамках стамбульского форума закрытых двусторонних сирийско-иракских переговоров на уровне министров иностранных дел Фарука аш-Шараа и Хошияра Зебари. Инициатором и организатором встречи стала Анкара, которая фактически взяла на себя роль посредника в налаживании отношений между Дамаском и Багдадом, дипломатические отношения между которыми были прерваны в 1982 году после того, как Сирия выступила на стороне Ирана в ирако-иранском военном конфликте. И надо отметить, что в этом плане «стамбульский блин не оказался комом». Результаты переговоров, как считают в турецких дипломатических кругах, удовлетворили и участников переговоров, и посредника.

Думается, что в связи с ситуацией вокруг Ирака и перспективами ее развития целесообразно вспомнить историю возникновения конференции соседних с Ираком стран, ведь это объединение государств постепенно становится важным механизмом в процессе урегулирования одной из сложнейших на нынешнем этапе международной проблемы. В январе 2003 года по инициативе Турции в Анкаре состоялось совещание послов стран-соседей Ирака, которые единогласно поддержали турецкое предложение о созыве международной конференции на уровне глав дипломатических ведомств. В результате первый форум соседних с Ираком стран был созван в Стамбуле, и его участники твердо заявили о своей приверженности мирному решению иракской проблемы. Анкара пыталась предотвратить военный сценарий развития ситуации вокруг Ирака и усадить противостоящие стороны за стол переговоров, отмечая, что у США нет твердых доказательств наличия у режима Саддама Хусейна оружия массового уничтожения. Россия поддерживала и поддерживает сегодня этот форум, указывая на важность учета мнения соседей Ирака по вопросам его послевоенного обустройства. После этого конференции соседних с Ираком стран регулярно проходили в Саудовской Аравии, Иране, Сирии, Кувейте, дважды в Египте и Иордании. Развитие ситуации в Ираке и вокруг него спустя более чем два года после силовой акции свидетельствует о верности позиции участников конференции, которые неоднократно призывали США к более широкому и реальному привлечению ООН к решению проблемы Ирака.

Вашингтон игнорировал мнение соседей Ирака, что, несомненно, было ошибкой американской администрации, сделавшей ставку прежде всего на силовой метод. Это привело к чрезвычайно большому количеству жертв среди мирного населения и войск коалиции, что в свою очередь сделало процесс урегулирования значительно более продолжительным и болезненным. Участие в апрельской 2005 года восьмой по счету конференции соседних с Ираком стран представителей влиятельных международных организаций, прежде всего Европейского союза, существенно осложнит игнорирование Вашингтоном этого форума, мнение которого не совпадает со многими аспектами плана США не только в Ираке, но и в регионе в целом.

К важным внешнеполитическим событиям в Турции в апреле следует отнести и визит президента страны Ахмета Недждета Сезера в Сирию. Визит носил протокольный характер и был ответным на визит президента Башара Асада в Турцию в январе 2004 года. Тем не менее он имеет большое политическое значение, так как 24 часа пребывания главы Турецкой республики на сирийской земле красноречиво продемонстрировали, что активные попытки Вашингтона воспрепятствовать сирийско-турецкому саммиту в Дамаске не увенчались успехом. Сезера встречали в Сирии как национального героя. Толпы сирийцев, среди которых много молодежи, несли плакаты: «Добро пожаловать, достойный уважения президент», «Президент Сезер – человек слова» (имеется в виду решение главы Турции осуществить визит, несмотря на противодействие США. — Прим. авт.), «Сирия Вас не забудет», «Мы любим Вас», «Сирийско-турецким отношениям – да».

По завершении переговоров президенты Ахмет Недждет Сезер и Башар Асад провели совместную пресс-конференцию. Главы двух государств отметили единство позиций Турции и Сирии по вопросам послевоенного обустройства Ирака, сохранению его территориальной целостности, ближневосточному урегулированию, а также в оценке ситуации в Ливане. Оба президента подчеркнули необходимость выполнения Израилем резолюции СБ ООН, освобождения оккупированных арабских территорий, скорейшей подготовки основы для создания и провозглашения независимого палестинского государства.

Что касается двусторонних отношений, то президенты Турции и Сирии выразили уверенность в том, что переговоры в Дамаске придадут им мощное ускорение. Сирийский лидер с удовлетворением отметил, что «турецко-сирийские отношения на нынешнем этапе в политической, торгово-экономической, культурной областях достигли высокого уровня». И это действительно так. Товарооборот между двумя странами за последние пять лет вырос более чем в десять раз и сегодня составляет 1 млрд долларов. За предстоящие три года планируется его увеличение до 2,5 млрд долларов. Сирия стала первым арабским государством, с которым Турция подписала Соглашение о зоне свободной торговли.

Показательным является и тот факт, что к развитию двусторонних отношений активно подключаются парламентарии. Так, заместитель председателя парламента Турции Садык Якут в интервью сирийской газете «Тишрин», отмечая важность активного углубления турецко-сирийского сотрудничества, предложил создать Совместную комиссию для оперативного решения всех проблем, которые все еще мешают диалогу между Анкарой и Дамаском.

В российских дипломатических и деловых кругах также положительно оценивают стабильное развитие добрососедских турецко-сирийских отношений. В Москве рассматривают такие отношения как один из важных компонентов стабильности и безопасности на Ближнем и Среднем Востоке. И в этом плане визит турецкого президента в Сирию имеет большое значение не только с точки зрения развития двусторонних турецко-сирийских отношений, но и для региона в целом.

Внешнеполитические устремления Анкары не ограничились в этот период лишь ближневосточным направлением. Турция продемонстрировала свою активную роль и в Черноморском регионе. С 4 по 27 апреля в Черном море состоялись учения Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор» под названием «Черноморское партнерство – 2005». Военные корабли России, Турции и Украины отработали действия по поиску и спасению аварийной подводной лодки в районе турецкого порта Эрегли.

Кроме кораблей России, Турции и Украины в учениях приняли участие корабли Болгарии, Грузии и Румынии. Военные моряки шести черноморских стран провели также совместные тренировки по тактическому маневрированию, противоракетной, противолодочной и противовоздушной обороне и связи.

Важная особенность этих учений состоит в том, что особое внимание в ходе их проведения уделяется совместной отработке странами-участницами антитеррористических мер. Необходимо отметить, что инициаторами этого направления в деятельности военно-морской группы «Блэксифор» выступили Россия и Турция. В 2003 году в Турции и в 2004 году в России были проведены политические консультации спецпредставителей министров иностранных дел государств-участников. В ходе этих консультаций были рассмотрены возможности использования «Блэксифор» для решения задач по противодействию терроризму и предотвращению незаконного оборота оружия массового уничтожения, средств его доставки и относящихся к ним материалов. В Москве по итогам консультаций было принято Коммюнике, в котором удалось зафиксировать конкретные поручения по выработке направлений использования «Блэксифор» для противодействия терроризму и распространению ОМУ на Черном море.

По мнению военных и политических экспертов, это очень важный аспект деятельности «Блэксифор», так как он закрепляет намерение стран Черноморского бассейна сообща решать проблемы безопасности в регионе. Россию и Турцию беспокоит, в частности, возможность того, что в Черном море на регулярной основе начнут появляться отряды военных кораблей внерегиональных государств, а странам региона будет отводиться второстепенная роль.

Напомним, что Соглашение о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор» было подписано 2 апреля 2001 года в Стамбуле. Болгария, Грузия, Россия, Турция, Румыния и Украина реализовали уникальный новаторский проект многостороннего сотрудничества в военно-морской сфере. Впервые в мировой практике мерами доверия оказались охвачены военно-морские силы группы государств одного морского региона. Черноморский опыт может оказаться привлекательным и для стран других акваторий региона ОБСЕ.

Думается, что именно эту цель преследовало высшее военно-политическое руководство Турции, пригласив всех участников учений «Черноморское партнерство – 2005», а также военные корабли ряда средиземноморских стран, США и Австралии на международный морской фестиваль в турецкий средиземноморский город Мармарис, который проходил с 27 апреля по 1 мая. Впервые в истории российско-турецких межгосударственных отношений участвующие в фестивале российские военные корабли «Пытливый» и «Азов» были встречены в турецкой бухте артиллерийским салютом наций. В церемонии открытия фестиваля принял участие президент Турции А.Н. Сезер. Специалисты рассматривают это мероприятие как заявку Турции на роль своеобразного координатора действий военно-морских сил Черноморского и Средиземноморского регионов в формировании и укреплении системы мер доверия между ними.

Существенные подвижки произошли и на сложном армянском направлении внешней политики Турции. Впервые в истории турецко-армянских межгосударственных отношений в начале апреля премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил письмо президенту Армении Роберту Кочаряну, в котором предложил создать двустороннюю комиссию по расследованию факта геноцида армян в 1915-1923 годах, куда бы вошли специалисты-историки. Кроме того, турецкая сторона готова открыть все свои архивы, где хранятся сведения об этом периоде истории Османской империи, а также призвала сделать аналогичный шаг Армению и другие страны, в архивах которых могут храниться сведения по этому вопросу.

27 апреля глава Армении в ответном письме премьер-министру Турции предложил создать межправительственную комиссию для обсуждения развития всего комплекса двусторонних отношений. «Ваше предложение обратиться к прошлому не может быть эффективным, если оно не относится к настоящему и будущему. Для вовлечения в эффективный диалог нам необходимо сформировать благоприятную и способствующую этому политическую атмосферу. За развитие двусторонних отношений ответственны правительства, и мы не вправе перекладывать эту ответственность на историков» — отмечается в ответном письме президента Армении.

Это письмо нельзя рассматривать, как, к сожалению, сделали многие аналитики, лишь как отрицательную реакцию на турецкое предложение. Важным является тот факт, что с обеих сторон не только прозвучала готовность к диалогу, но и обозначился механизм для его ведения. Это – межправительственная комиссия. Есть разногласия, касающиеся ее формата и полномочий, однако эти вопросы решаемы. Думается, что сегодня практически есть звено, за которое можно вытянуть решение одной из самых застарелых и взрывоопасных проблем Закавказья. Всем заинтересованным сторонам, а это и ЕС, и ОБСЕ, и США, и Россия, а также участникам противостояния необходимо не упускать, а укреплять это звено.

Среди внутриполитических событий можно выделить празднование 23 апреля 85-й годовщины со дня создания нового парламента страны, принявшего название Великое национальное собрание Турции (ВНСТ). Сегодня этот праздник отмечается как День суверенитета и праздник детей. ВНСТ избрало своим председателем Мустафу Кемаля. Из числа депутатов нового парламента было сформировано ответственное перед ВНСТ правительство, которое также возглавил Мустафа Кемаль. Так была завершена организация новой национальной власти Турции.

Праздничные мероприятия стали хорошим поводом, чтобы вспомнить некоторые страницы и факты российско-турецких отношений, которые долгие годы «холодной войны» замалчивались. Первым дипломатическим актом новой власти было обращение к Советской России. 26 апреля 1920 года Мустафа Кемаль отправил в Москву на имя Владимира Ленина письмо, в котором предлагал установить дипломатические отношения и просил оказать Турции помощь в ее национально-освободительной борьбе против Антанты. А уже 2 июня 1920 года была отправлена нота народного комиссара иностранных дел России Мустафе Кемалю, в которой подтверждалось получение Москвой его письма от 26 апреля 1920 года и изъявлялось согласие советского правительства на немедленное установление дипломатических и консульских отношений между Россией и Турцией. Спустя год Мустафа Кемаль, выступая в парламенте с сообщением о победе на реке Сакарья, сказал: «Мы с Россией друзья, ибо Россия раньше, чем кто-либо иной, признала наши национальные права и проявила к нам уважение. При этих условиях как сегодня, так и завтра, да и всегда Россия может быть уверена в дружбе Турции».

И это были искренние слова благодарности основателя и первого президента Турции за моральную и материальную поддержку национально-освободительного движения турецкого народа. В течение осени 1920 года, а также в 1921 и 1922 годах кемалистская Турция получила из России около 40 тысяч винтовок, сотни пулеметов, более 50 орудий, 147 тысяч артиллерийских снарядов, более 65 миллионов патронов, большое количество различного военного снаряжения, а общая финансовая помощь включала 10 миллионов золотых рублей и золотые слитки общим весом 200,6 килограмма. Экипажи турецких военных кораблей пополнялись командным составом российского Черноморского флота, а советские военные эксперты инструктировали командование турецких сухопутных частей.

Символично, что День национального суверенитета объявлен в Турции и как праздник детей. В рамках праздничных мероприятий по традиции проводится Международный детский фестиваль, который в этом году уже в 27-й раз был организован Турецким радио и телевидением. В Турцию съехались более 800 детей из 50 стран, в том числе из России. Российские дети жили в Стамбуле в семьях своих сверстников и турецких преподавателей. Участники фестиваля посетили мавзолей Кемаля Ататюрка, были приняты Генеральным директором ТРТ Шенолом Демирозом, премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, председателем ВНСТ Бюлентом Арынчем и президентом страны Ахметом Недждетом Сезером.

Значительным событием в двусторонних российско-турецких отношениях стал визит 19 апреля в Турцию главы министерства экономического развития Германа Грефа. В ходе переговоров в Анкаре был подписан Протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО). Глава турецкой делегации государственный министр Кюршад Тюзмен после подписания этого документа отметил, что вступление России в ВТО будет способствовать либерализации ее экономики и торговли, снижению таможенных пошлин. Это, по мнению госминистра, выгодно и самой Турции, которая поддерживает активные торгово-экономические отношения с РФ.

Визит Германа Грефа и его переговоры с Кюршадом Тюзменом, по мнению специалистов, вышли за рамки подписания Протокола. Стороны договорились уже в самое ближайшее время подписать Меморандум между двумя министерствами. По словам Грефа, это будет своего рода план конкретных мероприятий на ближайшие два года, реализация которых позволит Москве и Анкаре в 2007 году достичь рекордного показателя по объему двусторонних торгово-экономических отношений – 27 млрд долларов. Так, в план двух министерств будут включены мероприятия по организации в Подмосковье турецкой торгово-инвестиционной зоны, участию российских компаний в приватизации турецких предприятий энергетической сферы, а также по совместному развитию туристической инфраструктуры с участием турецких компаний на Черноморском побережье России. Москва и Анкара условились об активизации двустороннего сотрудничества в области инноваций, космических технологий, которые предусматривают использование Турцией российских достижений в этой области. Будет также проводиться обмен каталогами высокотехнологичной продукции, которая может быть востребована на рынках обеих стран.

Эксперты обратили внимание также на договоренность министров России и Турции о подготовке проекта Соглашения между таможенными службами двух стран. Уже в мае этого года состоится встреча их руководителей, на которой будет обсужден вопрос обмена банками данных, таможенной статистикой и постепенного перехода на режим электронного декларирования товаров. После этого планируется введение режима «зеленого коридора» для турецких бизнесменов. Россия технологически к этому готова. Важным является и заявленная Грефом готовность России выплатить имеющийся долг Анкаре в размере около 300 млн долларов поставками российской техники, в первую очередь авиационной, в которой Турция заинтересована. Переговоры в Анкаре и достигнутые договоренности позволили российскому министру Герману Грефу охарактеризовать нынешний период как «золотой век» в российско-турецких отношениях.

Есть резон остановиться еще на одном событии в российско-турецких отношениях. Оно носит на первый взгляд периферийный характер, но, тем не менее, во многих отношениях показательно. Это событие произошло в апреле с.г., хотя начало ему было положено 6 декабря 2000 года. Именно в этот день в небольшом средиземноморском городке Демре состоялся фестиваль дружбы и веротерпимости. В нем приняли участие сотни гостей из 55 стран, большинство из них дети. Главным событием фестиваля стало открытие памятника святому Николаю Угоднику, который, по преданию, служил в городской церкви. Памятник установили и открыли во дворе этой церкви, развалины которой сохранились до наших дней.

Деньги на бронзовую статую Николая Чудотворца собирали школьники и учителя Южного округа Москвы, известные представители российской интеллигенции. Именно в этом округе российской столицы есть школа, где российские и турецкие дети вместе изучают русский и турецкий язык и литературу, учатся уважению и терпимому отношению к представителям разных религий. Они и обратились к российскому скульптору Григорию Потоцкому с предложением создать скульптуру Николая Чудотворца, которая и была установлена возле его церкви в Демре с разрешения министерства культуры и туризма. Памятник был освящен Русской православной церковью. Это был хороший урок молодому поколению многих стран, урок мирного сосуществования разных религий, что очень важно в наше неспокойное время разгула терроризма и религиозного экстремизма. Кроме того, это стало еще одним свидетельством укрепления добрососедских отношений между Россией и Турцией, уровень доверия между которыми повышается с каждым годом.

Однако, к сожалению, 7 февраля с.г. по решению местных властей памятник, являющийся, по словам председателя городского Фонда Санта-Клауса Муаммера Карабулута, произведением искусства, ночью был демонтирован, а на его месте установлен пластиковый Санта-Клаус, которых полно в предновогодних витринах многих сувенирных магазинов. Глава фонда назвал эти действия невежественными.

Известные представители российской интеллигенции написали открытое письмо президенту Турции Ахмету Недждету Сезеру, в котором просили вмешаться в это дело. Глава Турецкой республики проинформировал о сложившейся ситуации министерство иностранных дел. Специальным документом, подписанным 8 апреля с.г. заместителем главы внешнеполитического ведомства Ендером Аратом, местным властям было указано на необходимость возвращения памятника Николаю Чудотворцу на прежнее место. МИД Турции, «указывая на нынешний очень хороший период в российско-турецких отношениях, считает, что, с точки зрения их дальнейшего развития в этом же направлении, необходимо вернуть памятник на прежнее место».

52.28MB | MySQL:103 | 0,543sec