Ситуация в Судане и Южном Судане: май 2017 г.

1 мая президент Судана Омар аль-Башир поручил сформировать новое правительство страны Бакри Хасану Салеху.

11 мая в Хартуме было объявлено о формировании нового правительства, которое впервые за почти 30 лет возглавил премьер-министр с задачами бороться с острейшим экономическим кризисом и урегулировать многочисленные конфликты с повстанцами.

Должность премьер-министра в Судане была упразднена после госпереворота 1989 года, в результате которого к власти пришел О.аль-Башир. В декабре 2016 года депутаты парламента проголосовали за восстановление этого поста.

В новом правительстве Судана 31 человек, в том числе 4 женщины. В нем прежние министр иностранных дел Ибрагим Гандур и министр обороны Авад Ахмед Бенавф сохранили за собой эти посты. Портфели министров внутренних дел, финансов и нефти получили новые лица – Хамед Маннан аль-Миргани, Мухаммед Осман ар-Рикаби и Абдель Рахман Осман соответственно. Глава правительства Салех сохранил за собой пост первого вице-президента. В качестве основных приоритетов своего правительства он назвал прекращение конфликтов в Дарфуре, в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил.

17 мая глава МИД Судана И.Гандур объявил, что несмотря на нахождение в розыске по мандату об аресте от Международного уголовного  суда (МУС), президент О.аль-Башир положительно ответит на приглашение Саудовской Аравии посетить Эр-Рияд с тем, чтобы 20 мая принять участие во встрече президента США Дональда Трампа с главами ряда арабских и мусульманских стран.

Несмотря на мандат МУС, обвинившего президента Судана в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности в Дарфуре, О.аль-Башир достаточно регулярно бывает в Саудовской Аравии. Судан является активным участником международной коалиции во главе с Саудовской Аравией, вовлеченной в войну в Йемене.

Однако в тот же день стало известно, что США воспротивились участию О.аль-Башира в саммите в Эр-Рияде. В свою очередь в Хартуме 19 мая было объявлено, что О.аль-Башир не примет участия в саммите в Саудовской Аравии. Президент Судана «извинился» перед королем Сальманом в связи с тем, что не принял его приглашение, при этом утверждалось, что он поступил подобным образом по «личным причинам».

2 мая командование Миссии ООН в Южном Судане (Minuss) объявило о предстоящем пополнении в виде 400 солдат из Великобритании. До этого в составе Миссии, развернутой в 2011 году, не было британских военнослужащих. В данном случае речь не идет о боевых подразделениях – Лондон выделил в состав Minuss военно-медицинский персонал и подразделение инженерных войск. Личный состав последнего будет направлен в Бенти и Малакаль, где в лагерях ООН под защитой миротворцев находится гражданское население. 80 военных медиков будут направлены в госпиталь миротворцев в Бенти, где их пациентами станут как местные жители, так и «голубые каски».

Объявление о развертывании 400 британских военнослужащих в Южном Судане последовало через три недели после того, как министр международного развития Великобритании Прити Пател назвала происшедшее в этой стране «геноцидом». Но само решение об участии британских военнослужащих в составе Minuss было принято еще предыдущим правительством Великобритании во главе с Девидом Кэмероном.

3 мая стало известно, что двумя днями ранее власти Южного Судана приостановили на неопределенный срок работу англоязычного бюро катарского телеканала «Аль-Джазира» в Джубе. Тем не менее глава южносуданских медийных властей Элиджа Алиер Куай опроверг эту информацию, заявив, что речь идет о некоей «административной проблеме». По его словам, южносуданские компетентные власти «обсуждают этот вопрос с администрацией «Аль-Джазиры», чтобы скорейшим образом решить его».

Англоязычное бюро телеканала «Аль-Джазира» — одно из редких зарубежных СМИ, представленных в Джубе. По данным организации «Репортеры без границ», меры воздействия на это бюро были предприняты после публикации «серии материалов о последствиях боевых действий в стране», и в частности о том, что в ходе боев с повстанцами правительственные силы понесли большие потери. В предшествовавшие месяцы южносуданские власти регулярно отказывали в визах иностранным журналистам.

В ночь с 3 на 4 мая неизвестные вооруженные лица атаковали базу миротворцев близ города Леер в штате Единство. По данным командования Minuss, нападавшие прибыли к лагерю из г.Леер, находящегося под контролем правительственных войск. К этому лагерю примыкает лагерь беженцев, укрывшихся под охраной миротворцев. Находившаяся на базе рота миротворцев из Ганы отбила нападение, не понеся при этом потерь.

9 мая президент Южного Судана Сальва Киир отправил в отставку считавшегося влиятельным начальника Генштаба южносуданской армии генерала Пола Малонга. Отставленный начальник Генштаба имел репутацию националиста народности динка, к которой принадлежит и глава государства. На освободившийся пост был назначен кадровый военный генерал Джеймс Аджонго Мавут. До этого он занимал пост заместителя начальника Генштаба по административным и финансовым вопросам.

Ранее, в феврале, южносуданскую армию покинули несколько высокопоставленных военных, которые обвинили Малонга в ведении этнической войны против тех, кто не принадлежит народности динка. Он считается главным вдохновителем войны, в которой динка, представляющие правительственные силы, сошлись в междоусобице с повстанцами, представленными главным образом народность нуэр бывшего вице-президента страны Риека Машара. Более того, некоторые считали Малонга более влиятельным, чем президент.

С.Киир назначил Малонга на пост начальника Генштаба южносуданской армии в апреле 2014 г.

Уже 12 мая С.Киир представил свое решение об отставке Малонга как «обычное», соответствующее тому, «как это делается в армии». Президенту было от чего беспокоиться — не исключались столкновения между частями южносуданской армии, верными Малонгу — с одной стороны, и частями, лояльными С.Кииру. Эти опасения были подогреты, в частности, тем, что сразу после объявления об отставке Малонг поспешно покинул Джубу в направлении родного для него штата Бахр эль-Газаль на севере страны. Он не поздравил, как требует протокол, с назначением его преемника, а также не присутствовал не приведении последнего к присяге на новом посту.

По словам С.Киира, «я нахожусь в постоянном контакте с генералом Малонгом, и я заверил его, что он будет в безопасности, если решит вернуться в Джубу».

По данным некоторых южносуданских СМИ, тогда же из Джубы в Джибор (200 км к северу от столицы), где в тот момент находился Малонг, вылетел вертолет с тем, чтобы доставить в столицу беглеца, однако тот сначала отказался подняться на борт, потребовав гарантий безопасности.

Однако уже 13 мая он вернулся в Джубу, заявив по прибытии, что никогда не намеревался восстать против действующего руководства страны. По имеющимся данным, его уговорил вернуться губернатор штата Озерный, в котором территориально находится г.Джибор.

Уже 16 мая в Джубе было объявлено о грядущей реформе южносуданской армии, которая началась с ее переименования. Отныне она стала называться Силы обороны Южного Судана (SSDF). Однако это название просуществовало всего сутки, после чего было объявлено о решении вернуться к прежнему названию — Народная армия освобождения Судана. К новому названию было решено вернуться позднее.

Одна из мер по реформированию армии предусматривает создание Совета обороны, в который войдут президент, министр обороны, начальник Генштаба и 10 других военачальников. В армии выделят Сухопутные войска, ВВС и ВМС.

15 мая Верховный комиссариат ООН по делам беженцев и Всемирная продовольственная программа ООН объявили в Женеве, что в текущем году понадобится 1,4 млрд долларов для того, чтобы оказать помощь 1,8 млн беженцев, покинувших из-за войны и голода Южный Судан. Первоначальная программа помощи южносуданским беженцам имела бюджет в 714 млн долларов.

Считается, что из 1,8 млн южносуданских беженцев примерно 1 млн составляют дети. Они укрылись в соседних с Южным Суданом странах — Уганде, Судане, Эфиопии, Кении, ДРК и ЦАР. Кроме того, еще около 2 млн южносуданцев покинули родные места, но остались в стране. Представленная в Женеве программа не рассчитана на них.

22 мая президент Южного Судана С.Киир объявил об одностороннем прекращении огня со стороны южносуданской армии и начале национального диалога, призванного прекратить гражданскую войну. При этом приглашение к национальному диалогу, объявленному впервые еще в декабре прошлого года, не касалось лично Р.Машара.   Ему предлагалось лишь пришлась в Джубу доверенных людей, при этом давались гарантии их безопасности.

Поскольку аналогичные демаршы предпринимались С.Кииром и ранее, и все они оказались лишь на словах, скорее всего, история вновь повторится. Тем более что С.Кииру вряд ли кто сейчас верит как в Южном Судане среди его оппонентов, так и за его пределами.

52.26MB | MySQL:103 | 0,539sec