Военно-политическая обстановка в Ираке (июнь 2017 года)

В июне 2017 года военно-политическая обстановка в Ираке оставалась очень сложной и напряженной. Страна продолжает находиться в состоянии системного кризиса, пути выхода из которого отчетливо не просматриваются. Этому в значительной степени препятствует раскол политической элиты Ирака на конфликтующие группировки. Более того, имеющиеся противоречия усиливаются по мере того, как все более отчетливо вырисовываются контуры скорого разгрома основных сил экстремистской террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). В складывающейся ситуации иракские политики уделяют больше внимания вопросам будущего устройства страны. Обстановка в Ираке серьезно осложняется решением руководства курдской автономии провести 25 сентября 2017 года референдум по вопросу о самоопределении Иракского Курдистана и создании независимого курдского государства. В своей внешнеполитической деятельности руководство Ирака и иракской курдской автономии основное внимание, как и прежде, уделяли вопросам получения зарубежной политической поддержки и материальной помощи, в первую очередь, военно-технической и военной.

Положение дел в сфере безопасности в Ираке по-прежнему характеризуется повышенной напряженностью и нестабильностью. В июне военные действия против боевиков ИГ велись в северных провинциях, на западе и, отчасти, в центральных районах страны. При этом главным местом вооруженного противостояния проправительственных сил с боевиками ИГ в минувшем месяце продолжал оставаться Мосул – крупнейший город на севере Ирака – и прилегающие к нему районы. Негативное воздействие на усилия иракских властей в вооруженной борьбе с джихадистами оказывает противостояние между основными политическими группировками страны.

В Ираке сохраняется высокий уровень террористической активности боевиков различных экстремистских группировок, прежде всего, «Исламского государства». В то же время число крупных терактов остается небольшим – в минувшем месяце их было всего 3 (9, 10 и 25 июня).

В июне турецкие ВВС продолжали активно действовать в воздушном пространстве на севере Ирака, нанося ракетно-бомбовые удары по объектам боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК, в Турции признана террористической организацией и запрещена). Так, авиаудары наносились 5, 9, 13, 18, 22 и 28 июня.

В Мосуле – административном центре провинции Найнава — иракские правительственные силы при поддержке авиации западной коалиции во главе с США и иракских ВВС проводили завершающую стадию, начатой 17 октября 2016 года, операции по выдавливанию из города от боевиков «Исламского государства». При этом неоднократно объявленные иракским военным командованием сроки полного освобождения Мосула не были выдержаны и по состоянию на 1 июля джихадисты все еще продолжали удерживать несколько районов в западной части города.

В июне правительственные силы вели бои преимущественно в старых районах Западного Мосула — последнем оплоте боевиков ИГ. В то же время в этих кварталах сконцентрировано большое количество мирных жителей. Военные были вынуждены несколько раз приостанавливать наступление, чтобы открыть пути выхода для гражданского населения на подконтрольные правительству территории. 18 июня был начат решительный штурм Старого города. Армейское командование при этом сообщило, что в руках джихадистов остается менее 1% территории Мосула. 21 июня террористы из ИГ взорвали соборную мечеть «Ан-Нури», в которой в июле 2014 года А. Б. аль-Багдади провозгласил создание международного «халифата» под названием «Исламское государство» и объявил себя его главой. Мечеть и находящийся на ее территории «падающий» минарет аль-Хадба после этого стали символом экстремистов. Премьер-министр Ирака Х.аль-Абади заявил, что подрыв боевиками соборной мечети «Ан-Нури» в Мосуле является признанием их поражения.

Главную роль в боях за Старый город играют подразделения армейского спецназа, Федеральной полиции (аналог внутренних войск) и сил быстрого реагирования МВД Ирака.

Начиная с 25 июня, представители командования правительственных войск Ирака неоднократно заявляли о «полном освобождении» Мосула от боевиков ИГ. Тем временем бои продолжались, а их ожесточенность не снижалась. Иракские войска были вынуждены даже снизить темпы наступления по причине контратак боевиков и их рейдов в городские районы, находящиеся под контролем правительственных сил.

29 июня военные вновь заявили, что террористы «полностью утратили контроль над Мосулом». По их словам, в городе не осталось районов, подконтрольных боевикам. Хотя затем представитель командования добавил, что их все же «осталось немного, и мы вернем полный контроль над Мосулом». Сообщалось, что большинство зданий, где держит оборону противник, заминировано.

Глава правительства Ирака Х.аль-Абади прокомментировал освобождение Мосула от джихадистов: «Мы видим конец «Исламского государства», освобождение Мосула является тому подтверждением. Мы не остановимся, наши смелые военные одержат победу. … Мы не будем уступать, и наши доблестные войска принесут победу». Х.аль-Абади добавил, что иракские вооруженные силы продолжат борьбу, пока последний боевик ИГ не будет уничтожен или привлечен к ответственности.

30 июня командование правительственных войск, действующих в Мосул, сообщило, что в Старом городе остаются четыре очага сопротивления боевиков. В этот же день джихадисты в ходе успешных контратак вновь заняли значительную часть Старого города, вытеснив оттуда иракских военных.

И хотя бои в старой части Мосула приняли затяжной характер, как видится, полное освобождение города действительно близко, это, однако, не означает, что группировка «Исламское государство» в Ираке полностью разгромлена. Эксперты обоснованно полагают, что война с ИГ со взятием Мосула и сирийской Ракки не закончится. Она лишь «перейдет в фазу партизанскую, в диверсионно-террористическую, и может длиться в таком виде годами, пока не будут устранена ее главная причина и база, ее питающая, а для этого надо задуматься над тем, над чем, к сожалению, не могут и не хотят задуматься многие из нынешних иракских власть имущих людей». Речь, прежде всего, идет о прекращении дискриминации суннитов, поисках путей урегулирования отношений между суннитской и шиитской общиной Ирака.

В конце июня командование ВС Ирака сообщило, что войска «ждут окончательного освобождения Мосула, что позволит высвободить дивизию быстрого реагирования, контртеррористические подразделения и формирования федеральной полиции». После этого силовики начнут наступление на анклавы боевиков в Хувейдже к юго-западу от Киркука, Талль-Афаре к северо-западу от Мосула и в западной провинции Анбар.

Тем временем гуманитарная ситуация в Мосуле остается катастрофичной. Так, в начале июня боевики ИГ убили 120 жителей города, которые пытались покинуть город. Через несколько дней террористы учинили расправу еще над 163 мирными жителями, которые пытались бежать из удерживаемых ими районов в западной части Мосула.

Представители управления ООН по делам беженцев заявили 16 июня, что с начала операции против ИГ Мосул покинули 862 тыс. человек. 192 тыс. уже вернулись в свои дома. Вынужденно перемещенными лицами по-прежнему остаются 667 тыс. жителей Мосула, из них 635 тыс. — выходцы из восточной части города. Представители ООН также сообщили, что, по меньшей мере, 15 тыс. человек были госпитализированы с ранениями за время проведения операции по освобождению Мосула. Десятки тысяч человек остаются в Старом городе в зоне боев.

Управление верховного комиссара ООН по правам человека в конце июня выразило обеспокоенность угрозой изгнания без надлежащего разбирательства из Мосула семей, заподозренных в поддержке «Исламского государства».

Активные боевые действия ведутся и в районах, расположенных недалеко от Мосула. В начале июня формирования шиитского ополчения «Аль-Хашед аш-Шаабий» на западе провинции Найнава вышли на границу с Сирией, освободив пограничный контрольно-пропускной пункт Телль-Сфук, от которого идет шоссе на Мосул.

Правительство страны не позволит иракским вооруженным формированиям пересечь границу с Сирией, заявил 8 июня премьер-министр Ирака Х.аль-Абади. По его словам, «Ирак не хочет вступать в конфликт на территории Сирии». В то же время Х.аль-Абади заявил, что его правительство намерено координировать усилия с официальным Дамаском для охраны границы между двумя странами. Он считает, что иракская армия «также не намерена сидеть сложа руки. Она не позволит боевикам ИГ без боя отступить на сирийскую территорию». При этом премьер подчеркнул, что, даже, несмотря на возросшее взаимопонимание с Дамаском и совместную миссию по охране пограничных районов, его войска не намерены принимать участие в войне на территории Сирии.

14 июня было объявлено, что Ирак и Сирия создают совместный Центр военных операций по борьбе с ИГ в районах, прилегающих к границе между двумя странами. «Делегация сирийской армии провела переговоры в Багдаде с представителями вооруженных сил Ирака по вопросам обеспечения безопасности границ между государствами». Отмечается, что приезд сирийских военных в Багдад впервые был предан огласке после нескольких лет секретных контактов между сторонами, целью которых была координация действий против группировки ИГ.

В начале июня ополченцы «Аль-Хашед аш-Шаабий» полностью освободить район Эль-Баадж в провинции Найнава в 40 км от границы с Сирией.

10 июня командование шиитского ополчения сообщило о завершении кампании против сил ИГ к западу от Мосула. Было объявлено об освобождении 360 населенных пунктов на площади 14 тыс. кв. км и уничтожении более двух тысяч боевиков ИГ. Одновременно командование «Аль-Хашед аш-Шаабий» заявило о готовности ополченцев начать наступление на город Талль-Афар после «получения приказа главнокомандующего вооруженными силами аль-Абади». Говоря о проходящей операции по зачистке от террористов иракско-сирийской границы, командование ополченцев отметило, что после выдворения боевиков ИГ контроль над приграничной полосой будет передан пограничной полиции Ирака.

В конце июня 15-я дивизия иракской армии провела успешную наступательную операцию на западе провинции Найнава и зачистила от боевиков ИГ 12 населенных пунктов.

В середине июня боевики ИГ предприняли попытку наступления на позиции курдских сил пешмерга в районах Туз-Хурмату и Киркук. При поддержке авиации западной коалиции во главе с США наступление боевиков было успешно отражено.

10 июня отряды ИГ атаковали населенный пункт Ширкат в 100 км к югу от Мосула. Наступление было отбито.

Командование «Аль-Хашед аш-Шаабий» 22 июня объявило о начале наступления на силы ИГ в районе Нафт-Хана на северо-востоке провинции Дияла, которое ведется при поддержке иракских ВВС. Район Нафт-Хана считается ключевым в провинции Дияла благодаря его расположению вблизи основных дорог. Боевики ИГ в настоящее время занимают районы, которые связывают провинцию Дияла с соседними регионами Салах-эд-Дин и Киркук.

Интенсивные боевые действия между правительственными силами и боевиками ИГ велись в июне в западной провинции Анбар.

17 июня иракские проправительственные силы освободили от террористов погранпереход Аль-Валид и очистили от противника участок совместной границы с Сирией и Иорданией. Через несколько дней, 20 июня, пограничники совместно с ополченцами «Аль-Хашед аш-Шаабий» отбили нападение боевиков «Исламского государства», пытавшихся вернуть КПП Эль-Валид.

В последние дни июня в провинции Анбар джихадисты осуществили несколько успешных нападений против проправительственных сил Ирака на границе с Сирией. По оценке военных наблюдателей, эти вылазки, показывают, что группировка ИГ, «несмотря на ряд поражений, еще в состоянии проводить успешные рейдовые операции».

Силы безопасности Ирака при поддержке международной коалиции очистили от боевиков ИГ территорию площадью 55 тыс. кв. км, сообщил 6 июня спецпредставитель США в антитеррористической коалиции Б.Макурк. Тем не менее, джихадисты продолжают контролировать несколько локальных территорий в пустынных зонах в местах традиционного проживания иракских суннитов, что позволяет им создавать базы для продолжения войны партизанскими и диверсионными методами.

По информации СМИ, лидеры «Исламского государства» бежали из сирийской Ракки и иракского Мосула в город Эль-Маядин на востоке Сирии, где теперь находится центр руководства операций этой террористической организации.

В минувшем месяце крупных территориальных изменений на фронтах боевых действий не произошло. По состоянию на конец июня на севере Ирака линия соприкосновения курдских сил пешмерга, иракской армии и шиитских ополченцев с вооруженными формированиями боевиков ИГ проходила юго-западнее горной местности Синджар, в том числе у границы с Сирией, севернее, западнее города Эль-Баадж, южнее и западнее города Талль-Афар, западнее городов Махмур и Эль-Хадита, в западных кварталах Мосула, севернее города Ширкат и вокруг города Хувейджа, западнее городов Башик и Киркук. Бои велись к северу и западу от города Байджи, западнее городов Тикрит и Самарра в северной провинции Салах-эд-Дин, а также в районе города Туз-Хурмату на северо-востоке этой провинции. В западной части Ирака, в провинции Анбар линия соприкосновения проходит восточнее городов Эль-Хадита, Рава, Ана, вблизи городов Эль-Каим и Эр-Рутба, на некоторых участках границы с Иорданией и Сирией. Отряды боевиков ИГ продолжают действовать на северо-востоке провинции Дияла.

Интенсивно продолжают действовать иракские ВВС. В июне основные усилия правительственной авиации были направлены на поддержку сухопутных войск в мосульской операции, а также вблизи границы с Сирией в провинции Найнава. Активно действовала авиация и в западной провинции Анбар.

Заметную, а на некоторых участках важную роль в боевых действиях против боевиков ИГ играет авиация США и их западных союзников по международной антитеррористической коалиции. По утверждению командования коалиции, все воздушные удары на территории Ирака наносятся по согласованию с правительством и военным руководством этой страны. В минувшем месяце в нанесении ракетно-бомбовых ударов по боевикам «Исламского государства» на иракской территории принимали участие самолеты США, Великобритании, Франции, Австралии, Нидерландов, Иордании и Дании.

Авиация международной коалиции продолжает наносить удары преимущественно по живой силе боевиков, учебно-тренировочным лагерям, артиллерийским позициям, командным пунктам, тыловым и инфраструктурным объектам. Авиаудары наносились на севере Ирака по району Мосула, вблизи городов Талль-Афар, Хувейджа, Кисик и Киркук; по различным целям в провинции Анбар (районы городов Эль-Хадита, Рава, Эль-Каим и Эль-Фаллуджа); в районе городов Байджи, Тикрит, Самарра и Туз-Хурмату в провинции Салах-эд-Дин. В боевых действиях участвуют как пилотируемые самолеты, так и ударные БПЛА. Активно ведется воздушная разведка иракской территории. Всего с 8 августа 2014 года по 30 июня 2017 года авиация США и их союзников нанесла по позициям и объектам боевиков «Исламского государства» в Ираке 11307 ударов, в том числе в июне – 231 удар (в мае – 264). Таким образом, третий месяц подряд происходит сокращение количества воздушных ударов авиации коалиции по целям ИГ на иракской территории. Для сравнения отметим, что в Сирии наблюдается резкий рост боевой активности авиации западных союзников. Так, в июне авиация Соединенных Штатов, Великобритании, Франции и их союзников нанесла по боевикам ИГ и их объектам на территории Сирии 891 удар (в мае — 615).

В минувшем месяце основные усилия авиации западной коалиции в Ираке были направлены на оказание поддержки с воздуха войскам, участвующим в иракской операции по освобождению Мосула от боевиков ИГ. Наибольшее число авиаударов ВВС международной коалиции нанесли в районе городов Мосул (137, или 59%), Кисик (25), Байджи (21), Рава (13) и Эль-Каим (11).

Авиация западной коалиции в минувшем месяце не понесла боевых потерь в ходе действий против боевиков «Исламского государства» на территории Ирака.

В условиях продолжающейся войны с экстремистами из ИГ иракское правительство прилагает значительные усилия по укреплению армии и других национальных силовых структур, повышению их боеспособности в интересах достижения больших успехов в противостоянии с вооруженными формированиями противников режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными и эффективными образцами вооружения и военной техники, улучшению качества подготовки различных категорий военнослужащих. В данном вопросе основной упор делается на получение необходимой и возможно большей зарубежной помощи.

Вместе с тем, как показывает ход военных действий в стране (и операция по освобождению Мосула от боевиков ИГ тому яркий пример), боеспособность иракской армии и шиитских ополченческих формирований, а также курдских вооруженных сил пешмерга в целом остается низкой. Это же можно сказать и о морально-психологическом состоянии основной массы солдат и офицеров. Негативно на положении дел в армии и других силовых структурах отражается и политический кризис в стране, жесткое противостояние между различными группировками и кланами в иракском руководстве.

Наиболее масштабную военную и военно-техническую помощь оказывают Ираку США. Многие эксперты считают, что «политическая, военная и экономическая зависимость нынешнего багдадского режима от США еще велика». В то же время американцы не собираются брать на себя командование операцией по ликвидации террористов «Исламского государства» на территории Ирака.

Спецпредставитель США в антитеррористической коалиции Б.Макгурк сообщил 7 июня, что около 100 тыс. сотрудников сил безопасности Ирака прошли военную подготовку при участии американских инструкторов.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch осудила применение фосфорных снарядов в Ираке и Сирии коалицией во главе США.

Евросоюз планирует подготовить и направить в Ирак миссию советников, которые займутся содействием реформам структур безопасности в этой ближневосточной стране, заявила 19 июня верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини.

Канадские военные инструкторы (230 человек), мандат миссии которых истек 30 июня 2017 года, продолжат оказывать необходимую помощь своим союзникам по коалиции, ведущей борьбу с ИГ в Ираке, заявил канадский премьер-министр Дж. Трюдо.

Руководство иракской курдской автономии прилагает значительные усилия по наращиванию боевого потенциала и улучшению технической оснащенности военных формирований пешмерга, подготовке различных категорий личного состава.

5 июня глава курдской автономии М.Барзани встретился с командующим Центрального командования ВС США генералом Дж.Вотелем и сопровождающей его делегацией, в том числе с генералом Дж.Таунсендом, командующим возглавляемой США международной антиисламистской коалицией в Ираке и Сирии. Генерал Дж.Вотел передал М.Барзани послание министра обороны США Дж.Мэттиса, в котором тот подтвердил поддержку США курдским силам пешмерга.

По неполным данным, жертвами терактов и боевых действий в Ираке в июне 2017 года среди гражданского населения стали 415 человек (в мае — 345 человек), 300 человек получили ранения (в мае — 446 человек). Об этом сообщила Миссия ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ). В данные о потерях эксперты МООНСИ не включают военнослужащих и сотрудников сил безопасности, так как иракские силовики отказываются давать информацию о своих потерях. Наиболее сложная ситуация сложилась в провинции Найнава и Мосуле, где погибли 289 и получили ранения 93 мирных жителей. В провинции Салах эд-Дин погиб 31 человек, раненых – 34 человека; в провинции Бабиль (Вавилон) 24 погибших и 26 раненых, в Багдаде – 22 погибших и 88 раненых, в провинции Анбар – 20 погибших и 34 раненых мирных жителя.

В Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ) заявили, что в настоящее время в Ираке свыше 5 млн детей нуждаются в гуманитарной помощи. По данным ЮНИСЕФ, в Ираке «детей убивают, ранят, похищают, вынуждают стрелять и убивать».

В июне 2017 года внутриполитическая ситуация в Ираке оставалась очень сложной и нестабильной. Страна продолжает находиться в состоянии перманентного и глубокого политического кризиса, вызванного жестким противостоянием и борьбой за власть между сторонниками различных политико-религиозных группировок и кланов. В целом, по экспертным оценкам, политическая ситуация в стране «характеризуется достаточно высокой степенью турбулентности и непредсказуемости», а «по мере приближения разгрома ИГ в Ираке все более остро встает проблема послевоенной политической системы». На этом фоне в Ираке развертывается подготовка к предстоящим в 2016 году всеобщим выборам.

Главным политическим событием минувшего месяца в Ираке стало решение руководства курдской автономии о проведении 25 сентября 2017 года референдума на контролируемых Эрбилем территориях о независимости Иракского Курдистана.

7 июня основные политические партии Иракского Курдистана, за исключением «Движения за перемены» («Горран») и «Исламской группы Курдистана» (ИГК) провели встречу под руководством президента курдской автономии М.Барзани. По итогам этой встречи была достигнута договоренность о проведении 25 сентября референдума о независимости курдских территорий Ирака, а также о проведении 6 декабря 2017 года всеобщих и президентских выборов в регионе. При этом было заявлено, что голосование пройдет не только в трех провинциях, официально входящих в курдскую автономию (Эрбиль, Сулеймания, Дохук), но и на спорных территориях, принадлежность которых оспаривают Эрбиль и Багдада. Это — Ханкин, Махмур, Синджар и Киркук.

Партия «Горран» и ИГК отказались принять участие в заседании, заявив, что решение о референдуме может принимать только курдский региональный парламент, работа которого из-за политических разногласий приостановлена с октября 2015 года.

8 июня М.Барзани направил официальное распоряжение Высшей независимой избирательной комиссии Курдистана (ВНИКК) организовать проведение референдума о независимости 25 сентября 2017 года. Сообщается, что вопрос, на который избиратели ответят «Да» или «Нет», будет следующим: «Согласны ли вы, что регион Курдистан и районы Курдистана за пределами администрации региона должны быть независимой страной?»

В курдской автономии право голоса имеют 3,3 млн человек. Кроме того, как считают в Эрбиле, право голоса имеют еще около 2,7 млн человек, живущих в районах, находящихся на спорных территориях за пределами административной территории Курдистана.

Референдум о независимости Иракского Курдистана обойдется руководству автономного района в 16,7 млн долларов. 12 июня курдское региональное правительство перевело 6 млн долларов на счет ВНИКК. Высшая независимая избирательная комиссия Курдистана также запросила финансовую помощь у МООНСИ.

Глава курдской автономии М.Барзани заявил, что на референдуме Курдистан воспользуется своим правом на независимость, так как «после столетия попыток настало время признать, что принудительное включение курдов в Ирак не сработало ни для нас, ни для иракцев». Поэтому «дружественный развод» с федеральным правительством Ирака является единственным решением проблем Ирака и более широкой региональной нестабильности, считает М.Барзани. Что касается шагов, которые последуют за будущим референдумом, то «после переговоров с Багдадом и консультаций с соседними государствами и международным сообществом, будут определены сроки и условия провозглашения независимости Курдистана». Барзани утверждает, что «в наших переговорах с Багдадом мы будем практичными. Вопрос о том, какая территория присоединяется к Курдистану, будет самой спорной проблемой при разделении. … Мы хотим включить в Курдистан только те территории, где народ в подавляющем большинстве хочет быть частью Курдистана, выражая это в свободном голосовании». При этом Курдистан не желает долговременного территориального спора с Ираком, который «мог бы отравить наши будущие отношения». В то же время переговоры по спорным землям «не будут открытыми». М.Барзани также попросил США и международное сообщество «уважать демократическое решение народа Курдистана» в интересах как иракцев, так и населения Курдистана. По словам М.Барзани, курдская автономия не намерена «каждый раз откладывать референдум о независимости».

Политические наблюдатели полагают, что, приняв решение о проведении референдума, М.Барзани пытается сплотить вокруг себя политическую элиту региона, восстановить работу его институтов, прежде всего парламента. «Но самое главное для него — завершить свою политическую карьеру объявлением независимости Курдистана, войдя в историю достойным продолжателем дела своего отца Мустафы Барзани».

В то же время курдская оппозиция считает, что референдум отвечает чисто эгоистическим интересам правящего коррумпированного клана М. Барзани, практически превратившего Иракский Курдистан в свою вотчину. «Референдум позволит Барзани консолидировать власть и окончательно оттеснить главного конкурента — тяжело больного Д.Талабани, лидера ПСК. Срок президентства Барзани истек более года назад, парламент не заседает. И вот теперь, чтобы разблокировать ситуацию и укрепить свою личную власть Барзани объявляет референдум».

По имеющейся информации, среди членов правящей в автономии Демократической партии Курдистана (ДПК) и второй партии региона — Патриотического союза Курдистана (ПСК) «не все поддерживают нынешний курс на отделение от Ирака».

Руководители ПСК и партии «Горран» заявили 23 июня, что «полная подготовка» к проведению референдума о независимости Иракского Курдистана может быть начата только «после нормализации (работы) парламента», причем в предстоящем референдуме должны участвовать «оспариваемые районы».

Губернатор спорной провинции Киркук Н.Карим заявил, что власти региона поддерживают референдум о независимости Курдистана и «решение включить Киркук в этот процесс».

Эрбиль уговаривает национальные меньшинства Ирака, проживающие на подконтрольных властям автономии территориях, – туркоман, курдов-езидов, ассирийцев — поддержать референдум о независимости.

Вместе с тем. Иракский туркманский фронт (ИКФ) категорически не приемлет проведения референдума по вопросу курдской независимости в районах, где компактно проживают туркоманы, заявил глава ИКФ А.Салихи. Он отметил, что, в частности, ИКФ не допустит проведения референдума по вопросу независимости в таких городах, как Киркук, Талль-Афар и Туз-Хурмату, где компактно проживают туркоманы, поскольку в противном случае может вспыхнуть «социальный конфликт». По словам А.Салихи, туркоманы и арабы намерены объединиться, чтобы помешать реализации решения о проведении референдума.

Есть проблемы у курдского руководства и с христианами-ассирийцами. Лидеры партии «Сыны Месопотамии», которую поддерживает ополчение ассирийцев-христиан, назвали заявление о проведении референдума «неуместным». «Судя по всему, история и практический опыт не дает иракским христианским и иным религиозным и этническим меньшинствам надежду, что курдское руководство автономии обязательно будет учитывать их интересы. Для Иракского Курдистана это может означать то, что его независимость, влекущая за собой фрагментацию Ирака, сама будет нести в себе зародыши будущей внутренней фрагментации».

Что касается властей Ирака, то они жестко выступают против любых односторонних шагов со стороны руководства Иракского Курдистана по вопросу о проведении референдума о независимости. В Багдаде заявили: «В соответствии с конституцией, определяющей отношения между федеральным правительством и Иракским Курдистаном, ни одна из сторон не вправе определять свою судьбу в отрыве от других».

В связи с проведением референдума в Иракском Курдистане премьер-министр Ирака Х.аль-Абади заявил: «Желание наших курдских братьев создать государство – их собственное желание… однако проведение референдума на данный момент неправильно, так как война с ИГ все еще не окончена, ситуация в регионе не стабильна, и некоторые соседние страны считают, что этот шаг представляет собой угрозу безопасности для этих стран».

Некоторые эксперты полагают, что это высказывание говорит о том, что Х.аль-Абади «скорее раскритиковал дату проведения референдума, чем сам факт о решении его провести. Это, вероятно свидетельствует о том, что он надеется сохранить курдскую поддержку в своих политических расчетах».

В целом же «ведущие иракские политические силы, руководство силового блока, и шиитского ополчения и прямо, и косвенно заявляли о готовности защитить территориальное единство Ирака всеми доступными средствами, то есть, если война с курдами начнется, она начнется везде».

Поступает информация, что Багдад уже начал принимать превентивные меры. В частности, принято решение об организации нескольких военных баз в районе Киркука, одна из которых будет располагаться в непосредственной близости от города. Предполагается, что на этих базах будут размещены подразделения иракской армии и шиитского ополчения

Со своей стороны, курдский лидер М.Барзани пригрозил войной в случае, если центральное правительство страны помешает проведению референдума о независимости. По его словам, «курдские силы не будут сидеть сложа руки, если Багдад нарушит воздушное пространство Курдистана или отправит войска».

Решение Эрбиля провести референдум о независимости Иракского Курдистана ожидаемо получило по большей части негативную оценку за рубежом. При этом многие страны «не высказываются против права курдов на самоопределение, но отмечают, что момент не удобный».

Как считают зарубежные эксперты, «на пути Курдистана к независимости стоят два крупнейших препятствия – границы региона и международное признание. Если не будет достигнута договоренность с Багдадом по границам, то многие страны не пожелают признать одностороннюю декларацию о независимости». К тому же «без твердой гарантии со стороны США независимый Курдистан вряд ли будет жизнеспособным государством».

В складывающихся условиях курдское руководство развернуло активную деятельность в регионе и на международной арене с целью заручиться поддержкой идеи плебисцита или, по крайней мере, не допустить активного внешнего противодействия его проведению

Глава курдского Совета национальной безопасности Масрур Барзани заявил, что соседние страны, в том числе Турция, не должны бояться предстоящего референдума о независимости Курдистана, поскольку референдум не является попыткой изменить существующие международные границы Ирака. Глава курдского регионального правительства Н.Барзани считает, что реакция соседних государств и зарубежных партнеров не вызывает опасений у Эрбиля.

Референдум о независимости Иракского Курдистана станет ошибкой, заявил 13 июня президент Турции Р.Т.Эрдоган. «Это ошибочный шаг, который также является угрозой для всего Ирака». Глава турецкого правительства Б.Йылдырым заявил: «Наша позиция ясна. Мы выступаем за сохранение территориальной целостности Ирака, чтобы все иракцы жили в одном государстве. В нашем регионе достаточно проблем, создание новой проблемы — неправильное, безответственное решение». МИД Турции также назвал референдум о независимости «ошибкой», подчеркнув, что территориальная целостность и политическое единство Ирака являются основополагающими принципами для Анкары.

В ответ курдские представители заявили, что Турция должна уважать решение Курдистана провести референдум о независимости и поддержать диалог между Эрбилем и Багдадом. К тому же референдум, как считают в Эрбиле, касается только иракских курдов и не имеет отношения к курдам в других частях региона, в том числе в Турции.

Что касается возможной будущей позиции Анкары по вопросу независимости Иракского Курдистана, то имеется и такое мнение: «Суннитский курдский буфер в Ираке, с преимущественно шиитским населением, может служить интересам Турции. Неприязнь Масуда Барзани к РПК может послужить дополнительным фактором для компромиссной позиции Турции».

Иран заявил, что выступает за единство территории Ирака и считает регион Иракского Курдистана неотъемлемой  частью соседнего государства.

В заявлении Госдепартамента США говорится: «Мы выразили свою обеспокоенность властям Иракского Курдистана тем, что проведение референдума — даже если он носит необязательный характер — в данный момент отвлечет от более насущных приоритетных задач: разгром ИГ, стабилизация (ситуации) и возвращение перемещенных лиц, урегулирование экономического кризиса и разрешение внутриполитических споров региона». США призвали власти Иракского Курдистана «взаимодействовать с правительством Ирака по всему спектру важных вопросов, включая будущее отношений между Багдадом и Эрбилем, на основе иракской конституции». В то же время в Вашингтоне «понимают и высоко ценят законные стремления народа Иракского Курдистана». Однако США поддерживают «единый, стабильный и демократический» Ирак, подчеркивая при этом, что этот вопрос – «дело самого Ирака».

Курдский лидер М. Барзани сообщил 22 июня, что он отклонил просьбу президента США Д. Трампа, который просил его отложить голосование.

Некоторые политические наблюдатели отмечают, что многие представители американской администрации и политического истеблишмента в частных беседах с курдскими официальными лицами «выражают мнение, что независимость Северного Курдистана неизбежна. Все признаки говорят о том, что Вашингтон, скорее всего, ничего не предпримет для активного противостояния курдской независимости, так же как не будет открыто поддерживать ее».

Ряд экспертов делают вывод о том, что США «так и не прояснили свою позицию по вопросу проведения референдума, но и не отвергли эту идею. Это наталкивает на мысль о том, что Вашингтон не хочет провоцировать негативную реакцию Багдада заявлениями о поддержке референдума».

Президент России В.Путин 15 июня заявил, что, отдавая должное вкладу курдов в борьбу с терроризмом, в вопросе о независимости Курдистана Россия будет «действовать и выстраивать свою позицию в рамках международного права». В российском МИДе считают, что все противоречия между Ираком и Иракским Курдистаном должны решаться только путем конструктивных переговоров. «Россия выступает в поддержку единства и территориальной целостности Ирака при безусловном уважении и соблюдении законных прав всех его национальных и конфессиональных групп, крупнейшей из которых являются курды».

Глава МИД Германии З.Габриэль выразил обеспокоенность решением властей Иракского Курдистана провести референдум о независимости региона. «Ставить под вопрос единство Ирака, намереваться провести новую границу — это неправильный путь, который может лишь обострить и без того сложную и нестабильную ситуацию»,- считает министр.

«Пекин обычно не делает громких заявлений, но при этом планомерно, настойчиво и целеустремлённо добивается своего во многих районах мира. Можно не сомневаться: в случае появления на карте курдского государства китайцы быстро и успешно займут ту нишу, которую посчитают нужным занять».

Отмечается, что Израиль однозначно выступает за независимость Курдистана.

В целом проведение референдума о независимости Иракского Курдистана и дальнейшие шаги по практической реализации его итогов «приведут к очередному переформатированию ситуации в регионе», в первую очередь, к распаду Ирака, «однозначно усугубят хаотическую ситуацию на Ближнем Востоке». Вместе с тем, «продвижение проекта курдской независимости столкнется не только с прямым сопротивлением Багдада и большей части стран региона, но и с неприятием его теми внешними игроками, которые не заинтересованы в дополнительном раскачивании «иракской лодки».

Министр планирования Ирака С.А. ль-Джумайли сообщил 19 июня, что стране потребуется 100 млрд долларов для восстановления пострадавших районов в ближайшие 10 лет, начиная с 2018 года. Самому серьезному разрушению подверглась инфраструктура провинций Анбар (90%), Найнава (60%) и Салах-эд-Дин (50%). Процесс реконструкции правительство намерено разделить на два этапа. Первый пятилетний план охватывает период с 2018 года по 2022 год, второй — 2022-2028 годы. В качестве источников финансирования проектов по восстановлению Багдад рассматривает, помимо госбюджета, зарубежные займы, помощь иностранных организаций, ООН, Всемирный банк, МВФ и частный сектор.

Иран начал экспортировать свой природный газ в Ирак с 21 июня. На начальном этапе объем газа, который экспортируется в Ирак, составляет около 7 млн кубометров в сутки.

Ирак в июле экспортировал 108,1 млн баррелей нефти на сумму 4,13 млрд долларов (в мае – 101,13 млн баррелей).

В начале июня ПАО «НК «Роснефть» и правительство курдской автономии Ирака в рамках XXI-го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ — 2017) подписали ряд юридически обязывающих соглашений о расширении сотрудничества в сфере разведки и добычи углеводородов, коммерции и логистики.

11 июня глава правительства Ирака Х.аль-Абади заявил, что сотни миллионов долларов, ввезенные в страну в качестве выкупа за освобождение похищенных в 2015 году катарских заложников, в полном объеме остаются в Центральном банке в Багдаде. По словам премьера, решение о том, как распорядиться финансами, будет приниматься в соответствии с иракским законодательством. Х.аль-Абади также опроверг информацию СМИ о том, что средства были переданы третьим лицам, подчеркнув, что они остались нетронутыми в полном объеме.

В июне 2017 года правительство Ирака и власти иракской курдской автономии в своей внешнеполитической деятельности продолжали курс на получение зарубежной политической поддержки и масштабной разнообразной помощи, главным образом военно-технической и военной, необходимой для противостояния боевикам «Исламского государства», улучшения экономической и социальной ситуации в стране.

Во второй половине июня премьер-министр Ирака Х.аль-Абади посетил с официальными визитами Саудовскую Аравию, Иран и Кувейт. По их итогам аль-Абади заявил 23 июля, что Ирак получил «заверения поддержки наших позиций» и «почувствовал солидарность с нами и в Саудовской Аравии, и в Иране, и в Кувейте» в деле укрепления сотрудничества в борьбе с терроризмом, «в предотвращении обострений обстановки в регионе, достижении стабильности и безопасности для всех наших народов и стран».

По итогам визита Х.аль-Абади в Саудовскую Аравию было заявлено, что Багдад и Эр-Рияд выразили «решимость продолжить усилия по борьбе с террористическими организациями, в первую очередь с ИГ, деятельность которой направлена на подрыв безопасности в обоих государствах». Стороны подтвердили важность «ликвидации источников терроризма и его финансирования», а также «приверженность соглашениям и договоренностям других стран по этому вопросу». КСА и Ирак договорились о создании координационного совета для повышения уровня отношений между государствами. В совместном коммюнике было заявлено, что «стороны стремятся принять все возможные меры для углубления двусторонних связей, и договорились о создании координационного совета с целью повышения уровня отношений до стратегических». В коммюнике также говорится о готовности двух государств «открыть новые горизонты сотрудничества во многих областях, включая политику, экономику, сферу безопасности, торговли и инвестиций, туризм и культурные связи». 19 июня в Мекке иракский премьер совершил малый хадж (умру), после чего встретился с королем Салманом и наследником престола принцем Мухаммедом бен Салманом. Подчеркнем, что это был первый главы правительства Ирака в КСА с момента его вступления в должность.

20 июня во время встречи Х.аль-Абади в Тегеране с верховным руководителем Ирана А.Хаменеи последний подчеркнул, что властям Ирака не следует доверять США «ни при каких обстоятельствах», «поскольку они (американцы) ждут удобную возможность для нанесения удара. Нельзя предоставлять им такую возможность». Хаменеи также считает необходимым воспрепятствовать усилению американского присутствия в Ираке «под предлогом обучения (иракских военнослужащих) или под какими-либо другими предлогами». Иранский лидер приветствовал успехи Ирака в борьбе с терроризмом и поздравил Х.аль-Абади с выходом подразделений иракской армии к границе с Сирией, заявив, что считает это событие «историческим». А.Хаменеи заверил Х.аль-Абади том, что Иран поддерживает целостность Ирака и выступает против «некоторого бормотания» на тему проведения референдума по отделению от него части территории. Программа визита включала в себя также встречи с президентом ИРИ Х.Роухани и спикером парламента А.Лариджани.

На встрече с главой иракского правительства эмир Кувейта С.ас-Сабах подтвердил поддержку эмиратом «всех планов иракского народа по восстановлению пострадавших от террористов районов, поощрения развития торгово-экономического сотрудничества и инвестиционных проектов в Ираке, с народом которого, мы стоим плечом к плечу».

В рамках укрепления отношений между Ираком и Катаром Багдад и Доха договорись о совместных действиях в случае кризисов. Соответствующее соглашение между двумя странами  было достигнуто 4 июня в рамках встречи спикера парламента Ирака С.аль-Джабури и эмира Катара Тамима  Аль Тани.

Ирак не является частью спора, возникшего между рядом арабских стран (КСА, ОАЭ, Египтом, Бахрейном) и Катаром, заявил 6 июня глава иракского правительства Х.аль-Абади. «Мы не являемся частью этих разногласий, мы сохраняем хорошие отношения со всеми странами». Х.аль-Абади также выразил сожаление по поводу того, что арабская «четверка» объявили о разрыве дипотношений с Катаром

Ирак готов выступить посредником в урегулировании дипломатического кризиса в Персидском заливе, заявил 12 июня президент республики Ф.Маасум. «Мы считаем, что проблемы и конфликты можно решить мирно, посредством диалога».

Правительство Ирака выступает против блокады Катара, введенной рядом арабских государств, заявил 13 июня Х.аль-Абади.

Как отмечают политические наблюдатели, «внутри иракского политического истеблишмента возник своеобразный раскол, где две влиятельные группировки занимают сегодня прокатарскую позицию, а другие, несколько, отдают свои симпатии саудовцам». Сторону Катара, в частности, занимает спикер парламента С.аль-Джабури, а в поддержку КСА выступает вице-президент Ирака А.Алауи, обвиняющий Катар в поддержке терроризма и критикующий политику Ирана.

В Багдаде дали в опосредованной форме негативную оценку требований, которые арабская «четверка» выдвинула Катару в качестве условий для восстановления отношений.

Официальный представитель Госдепартамента США Х.Науэрт заявила 28 июня: «Стратегический план по Ираку — это не план США, а иракского правительства. Власти Ирака должны решить, как они будут действовать в этой ситуации в конкретном районе или в общем. Фокус коалиции сейчас — освобождение Мосула».

Власти Ирака надеются, что совершенные 7 июня в Тегеране террористические атаки не повлияют на усилия ИРИ в борьбе с терроризмом. Багдад решительно осудил действия террористов и заявил о солидарности Ирака с народом и правительством Исламской Республики».

Президент Египта А.Ф.ас-Сиси принял 14 июня вице-президента Ирака А.Алауи и обсудил с ним борьбу с терроризмом и восстановление разрушенных в результате действий террористов ИГ районов Ирака. Два политика также обсудили развитие двустороннего сотрудничества, подготовку в Ираке к парламентским выборам и роль иракского общества в этом процессе и в сохранении единства страны. «Стороны выразили заинтересованность в продолжении координации и в работе по развитию двусторонних отношений, в особенности, в использовании опыта Египта в восстановлении районов, которые пострадали в результате борьбы против ИГ».

Турция готова оказать помощь Ираку в реконструкции Мосула после освобождения этого города от боевиков ИГ и «вновь перестроить города, которые были разрушены в Ираке».

Активную внешнеполитическую деятельность вело в минувшем месяце руководство иракской курдской автономии. Отметим, что, как правило, все зарубежные правительственные делегации, прибывающие в Ирак, посещают не только Багдад, но и столицу курдской автономии Эрбиль.

2 июня президент России В.Путин на полях ПМЭФ-2017 кратко побеседовал с главой правительства курдской автономии Н.Барзани. В ходе беседы обсуждались вопросы сотрудничества РФ с Иракским Курдистаном. Стороны договорились о продолжении сотрудничества. Как было заявлено в Кремле, стороны «не обсуждали военные вопросы и поставки оружия».

Россия заинтересована в продолжении сотрудничества с Иракским Курдистаном в сфере углеводородов, заявил 2 июня глава МИД РФ С.Лавров на встрече с Н.Барзани на полях ПМЭФ-2017. В ответ курдский политик заявил, что Иракский Курдистан рассчитывает на развитие отношений с Россией во всех сферах, в том числе в области энергетики.

Таким образом, в июне 2017 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала характеризоваться повышенной сложностью и напряженностью. Страна остается в состоянии затяжного и глубокого политического кризиса. Между ведущими политическими группировками Ирака не прекращается острая, зачастую бескомпромиссная борьба за власть. В этих условиях продолжается вооруженное противостояние иракских властей с экстремистской группировкой «Исламское государство». Обстановку в Ираке серьезно осложнило решение руководства курдской автономии о проведении 25 сентября 2017 года референдума о независимости Иракского Курдистана, итоги которого могут крайне негативно отразиться на положении дел в стране.

63.03MB | MySQL:102 | 0,530sec