Ирак: о мерах по очистке реки Шатт эль-Араб от затопленных объектов

Во вторник, 4 июля, члены комитета по развитию и строительству провинции Басра направили обращение в Министерство транспорта Ирака, в котором вновь призвали ведомство обратить внимание на проблему очистки района реки Шатт эль-Араб, основной судоходной артерии юга страны от многочисленных затопленных в ней судов, катеров, барж, уже долгие годы, мешающих судоходству и загрязняющих воду остатками топлива и моторных масел. Члены комиссии выразили недоумение тем обстоятельством, что до сих пор такие работы не проводились специалистами Генеральной компании морских портов Ирака, располагающей, в частности, плавучими кранами большой грузоподъемности.

Председатель комитета Захра аль=Биджари рассказала журналистам местных СМИ о том, что на всем протяжении реки, от ее устья и до Басры, в ней до сих пор находится большое количество – десятки затонувших кораблей и судов самого разного класса и водоизмещения, большинство из них находится там с окончания ирано-иракской войны и Первой войны в Заливе, 1990 г.

«Кроме угрозы для грузовых судов, следующих в порты, отмечены случаи утечки дизельного топлива и масел из танков затонувших объектов, что негативно сказывается на окружающей среде и на заборе воды для нужд населения – отметила З.аль-Биджари. «Мы знаем, что наши портовики обладают необходимым оборудованием для разделки и подъема этих обломков», — добавила она.

Есть и еще одно обстоятельство. Так, например, расположение затопленных судов на рейде порта «Аль-Маамир» мешает приступит к проекту по его реконструкции и развитию. Инвестиционный проект предусматривает строительство новой причальной зоны и еще одного фарватера, однако, несколько судов –«покойников» мешают начать работу.

Первоначально, речь шла о том, что частная компания по судоподъему получит право на подъем и утилизацию затонувших судов, кроме того, она сможет арендовать оборудование у ГКМП, однако, по неясным причинам это проект так и не был реализован, затем компания портов заявила о том, что самостоятельно выполнит все работы, но до сих пор так и не взялась за них.

Жители и общественность Басры не раз поднимали это вопрос перед властями, например, местный активист Али Мустафа рассказал журналистам канала «Аль=Сумарийя» о том, что много лет напротив района Аль-Дакир в Басре, в реке находится полузатопленная яхта президента Ирака Саддама Хусейна, «Аль Мансур», которая была повреждена авиацией США и их союзников в ходе вторжения в Ирак. Огромный корпус президентской яхты перекрывает подходы к берегу и мешает местным рыбакам. «Никто не берется за решение этой проблемы —  заявляет журналистам местный житель, кроме мародеров, которые на свой страх и риск срезали с яхты все ценное и бросили ее на произвол судьбы.

Его соплеменник, Хусейн Али Фан убежден: ГКМП имеет в своем распоряжении новый морской плавучий кран, который может поднять некоторые из затопленных судов, однако Министерство транспорта занимает в этом вопросе пассивную позицию.

В свою очередь, Генеральная компания морских портов Ирака распространила заявление, в котором говорится о том, что «за прошедшие два месяца, она подняла более десяти затонувших поблизости от фарватера реки Шатт эль-Араб, судов. Кроме того, подписан контракт стоимостью свыше 500 миллионов динар  на подъем затонувшего судна поблизости от нефтяного терминала, заказчиком работ выступило Министерство нефти Ирака.

Начальник пресс-службы департамента по связям с общественностью компании Инмар Абдель Манаам ас-Сафи рассказал журналистам, что за два месяца специалистами департамента спасательно-судоподъемных работ (Rescue and Salvation Department) ГКМП были подняты на поверхность семь барж и три рыболовных траулера, потопленных вблизи судоходных фарватеров, часть из них была отбуксирована в порт «Аль-Муаккаль», а часть – в район Аль-Тунума для последующей разделки на металл.

Ас- Сафи сообщил, что всего в реке, на участке между мостами мученика Мухаммеда Бакра ас-Садра ( нового моста,  еще не открытого для движения) и мученика Кинана Тамими (известного, как мост Тунума), находится еще 18 затопленных судов и катеров. Работы там ведутся с использованием плавучего крана «Хамрейн», что касается более мощного крана «Абу Зорр», то но в настоящее время работает в районе нефтеналивного терминала «Амийя», где готовится приступить к подъему крупного судна, затрудняющего навигацию в районе порта.

Крупнейшим из затонувших судов, подъем которого был осуществлен в иракских водах с 2003 г. стал подъем в лагуне Хор Абделла в 2010 г. затонувшей драги – земснаряда «Фылястын», вес которой составлял 2 780 тонн. В работе кроме ГКМП участвовали и турецкие специалисты по судоподъему.

До 2012 года ГКМП приходилось нанимать для подобных работ иностранных специалистов, однако после закупки в Южной Корее плавкрана «Абу Зорр, являющегося на сегодня крупнейшим и наиболее современным в стране, иракские специалисты ведут подъем затонувших судов самостоятельно.

52.35MB | MySQL:106 | 0,788sec