Турция: «Марш справедливости» набирает обороты

«Марш справедливости», инициированный лидером главной оппозиционной Народно-республиканской партией (НРП) 15 июня в знак протеста против ареста депутата Эниса Бербероглу, набирает обороты. За все время марша ни лидер НРП Кемаль Кылычдароглу, ни тысячи людей, присоединившихся к маршу, не подняли флаги какой-либо партии или использовали лозунги каких-либо политических движений. Марш ведется под одним лишь девизом — справедливость.

Марш вызвал большой общественный интерес и считается запоздалым, но важным шагом, который растормошил ослабленную оппозицию. Кемаль Кылычдароглу превратился в лидера всей оппозиции страны, который фактически устанавливает повестку дня. Турецкие СМИ, в свою очередь, каждый день следят за событиями вокруг марша.

После шквала критики в адрес НРП за слишком «мягкую» позицию в условиях растущего авторитаризма в стране, особенно, после конституционного референдума, последующие действия К.Кылычдароглу воспринялись позитивно в международных СМИ. Однако, несмотря на это, многие турецкие эксперты указывают на стремительно падающий авторитет главной оппозиционной партии до организации марша. Критики основываются на недальновидной политике партии, которая, в частности, выразилось в прошлом году, когда НРП поддержала Партию справедливости и развития (ПСР) в кампании отмены депутатского иммунитета.

Лидер ультранационалистической Партии национального движения (ПНД) Девлет Бахчели раскритиковал «Марш справедливости». Он обвинил К.Кылычдароглу в том, что тот «является либо игрушкой, либо активным участником в создании ловушки для нас другими странами». Такая позиция Д.Бахчели не оказалась неожиданностью, так как после неудавшегося госпереворота союз ПНД и ПСР является реальностью. В таком раскладе сил, для НРП было чрезвычайно сложно добиться успехов. Историк Барын Каяоглу, комментируя данную ситуацию, пишет: «В противостоянии с ПСР Р.Т.Эрдогана без поддержки ПНД у НРП мало шансов».

В сложившейся ситуации, многие могли только догадывается, какую позицию примет прокурдская Партия демократии народов (ПДН), 11 депутатов, в том числе и лидер которой в настоящее время находятся в заключении по обвинению в связях с террористами. Известная журналистка, редактор газеты «Хюрриет» Джансу Чамлыбел в своей статье пишет: «У НРП есть серьезная проблема в завоевании доверия у курдов, так как именно ПДН пострадала в наибольшей степени от решения парламента об отмене иммунитета депутатов, кампанию которую поддерживала и сама НРП».

Однако, на 19 день перед тюрьмой Кандыра, где отбывает заключение бывший сопредседатель ПДН Фиген Юксекдаг к маршу присоединилась делегация партии. А накануне присоединения сопредседатели ПДН Селахеттин Демирташ и Фиген Юксекдаг опубликовали обращение из тюрьмы, в котором призвали оппозиционные партии Турции к солидарности и заявили о своей поддержке «Марша справедливости».

Мустафа Акйол, известных турецкий аналитик, писатель считает, что приговор Э.Бербероглу был фактически последней каплей. «После неудавшегося государственного переворота 15 июля Турция переживает одну из самых мрачных эпох своей истории, в которой нет места для «правосудия». М.Акйол добавляет, что попытка переворота была кровавым эпизодом, требующее строгого расследования и введения чрезвычайного положения. Но после нескольких недель «национального единства» правительство начало использовать чрезвычайное положение как инструмент для борьбы со всеми оппозиционными голосами в каждой сфере, от политики до журналистики и академических кругов. «Эти аресты и чистки часто основывались только на подозрениях, а политическая позиция человека против правительства часто рассматривается как достаточное доказательство для обвинения в «измене». Сами прокуроры и судьи оказались под давлением, так как чем больше людей они арестовывают, тем больше доказывают свою лояльность к системе».

В турецких СМИ «Марш справедливости» получил поддержку от некоторых представителей религиозных консервативных кругов, которые традиционно критиковали НРП за ее секуляризм. Писательница Элиф Джакир, ярая сторонница ношения платка, написала в своей колонке в ежедневной газете «Карар», что нужно ценить новую НРП. «Партия, которая в течение 80 лет говорила не о чем другом, кроме секуляризма, теперь призывает к справедливости для всех, и это действительно дорогого стоит».

Колумнист Ахмет Ташгетирен, известный своими консервативными взглядами, комментируя марш, называет его «политическим феноменом», который «резонирует за пределами классической базы НРП».

Мустафа Акйол хотя и не ожидает быстрого влияния на продолжающуюся несправедливость в стране, однако считает, что марш сигнализирует о двух важных изменениях в стратегии НРП.

Во-первых, НРП отходит от восприятия партии, с жесткой позицией секуляризма. Именно из-за этой позиции НРП оставалась как «партия 25 %» (так называют НРП из-за того, что на выборах в основном она получала 25 % голосов), а остальные 75 % избирателей разделяют традиционно-религиозные взгляды. Однако, теперь НРП выступает в качестве партии, которая защищает не сколько секуляризм, а справедливость — ценность, которая имеет гораздо более широкую общественную привлекательность.

Во-вторых, НРП больше не является «государственной партией», как это было еще долгое время после его создания. Эта реальность превращает НРП в защитника государственной власти. Отметим, что антиправительственные лозунги, такие как «справедливость», отстаивались прежде также правыми партиями (в 1961 году Партия справедливости была основана как реакция на военный переворот 1960 года. В 2001 году ПСР была основана как реакция на «мягкий переворот», который в основном продвигал идеологию).

Сегодня в политической жизни изменилось все. «Государственной партией» является несомненно ПСР, которой присуще все качества авторитарного правительства. Главной партией выступающей против нынешнего турецкого истеблишмента является НРП, «которая защищает угнетённых и требует справедливости для всех».

К.Кылычдароглу начал марш с заявлением, что шествие осуществляется не для своей партии, а для «правосудия». А затем различные группы от антикапиталистических мусульман до участников дела «Кувалда», от женских ассоциаций до антиядерных групп и футбольных болельщиков начали присоединяться к аршу. Отметим, что именно болельщики футбольных клубов «Бешикташ» и «Галатасарай» сыграли важную роль во время антиправительственных демонстрации 2013 году в парке Гези, которые затем охватили всю страну.

Как правильно отмечает специалист по внешней политики Турции Серкан Демриташ, пока еще слишком рано обсуждать последствия этого «беспрецедентного марша», а также о дальнейших шагах НРП перед выборами. Именно результаты конституционного референдума в какой-то степени вдохновили НРП на решительные действие, а также на резкую смену своей стратегии.

На проправительственных телеканалах один за другим выступают высокопоставленные чиновники то заявляя, что «мы не для того строили эти дороги, чтобы террористы ходили по ним», то обвиняя К.Кылычдароглу в сотрудничестве с ФЕТО, «которые хотят погрузить Турцию в хаос».

Тем не менее, власти не предприняли серьезных шагов по предотвращению марша изначально, четко осознавая, что это может привести к более большому интересу со стороны населения, прославления НРП и его лидера. Примечательно, что недавно в турецких СМИ появилась информация, согласно которой турецкие силы безопасности предотвратили теракт экстремистской группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ), в ходе которого боевики планировали атаковать «Марш справедливости».

Однако, ожидается, что главный ответ ПСР будет с 11 по 16 июля в рамках мероприятий, посвящённых годовщине попытки государственного переворота 15 июля 2016 года. Намечаются многочисленных мероприятия по всей стране и за рубежом. Турецкий парламент соберется на специальной сессии, а 15 июля в Анкаре и Стамбуле пройдут церемонии с участием президента Р.Т. Эрдогана.

Несмотря на то, что НРП так же будет участвовать в мероприятиях с целью показать, что победа народа 15 июля не должна ассоциироваться только с ПСР, главными героями церемоний, несомненно, будет Р.Т.Эрдоган и его партия.

Следующие 10 дней покажут нам, чего ожидать в краткосрочной и среднесрочной перспективе в турецкой политики. Одно можем констатировать, что поляризация турецкого общества и политики станет более ярко выраженной на фоне конкурирующих концепций «справедливости» и «национального единства против террора».

62.57MB | MySQL:102 | 0,623sec