Израильско-армянские отношения: очередное оживление

Четверть века отношений Израиля со странами постсоветского пространства позволяет сделать вывод о том, что за этот период еврейское государство не сумело реализовать динамичные связи со всеми партнерами из бывшего СССР. Возьмем, например, регион Южного Кавказа. В целом, Израиль стал здесь достаточно заметным геополитическим игроком. На сегодня можно констатировать его стабильно усиливающееся присутствие в Грузии. Хотя Израиль нельзя рассматривать в ряду основных партнеров независимого грузинского государства, но в израильско-грузинских отношениях есть положительная динамика, заметная и в политической, и в торгово-экономической,  в сфере хай-тека и безопасности. В последнее время на этом направлении реально запускается новый механизм сотрудничества, который позволит достичь хороших результатов. Достаточно активно продвигается диалог между Израилем и Азербайджанской Республикой. Его можно рассматривать как образец отношений еврейского государства со страной с доминирующим мусульманским населением. Как писала ведущая израильская англоязычная газета The Jerusalem Post, Азербайджан имеет стратегическую значимость для Израиля ввиду своего географического расположения по соседству с Ираном, позиционирующим себя в последние десятилетия в качестве непримиримого врага Израиля. Известно, что с 2008 г. Израиль стал третьим  в мире по объемам импортером азербайджанской нефти. Кроме этого,  две страны очень плотно сотрудничают в военной и технологической сферах. В итоге, Азербайджан занимает первое место среди мусульманских стран по товарообороту с Израилем.

В отличие от Грузии и Азербайджана, отношения Армении с Израилем не столь интенсивны. Хотя они были также установлены в 1992 г., это не сопровождалось обменом посольствами и представительские функции до сих пор выполняют нерезиденты. Вопрос укрепления армяно-израильских связей путем открытия дипмиссий в  обеих странах, продвижения разных совместных программ в области культуры, экономики, науки, спорта  не теряет своей актуальности, потому что ни о каких серьезных достижениях в этой связи говорить не приходится. На минимально возможном уровне поддерживается и политический диалог. Что касается контактов между руководством двух стран, то первыми дорогу в Израиль проложили президенты Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян, побывавшие в Иерусалиме соответственно в ноябре 1995 ( на похоронах И.Рабина) и в январе 2000 г. Кроме них, в 2005 г. в Израиле в составе представительной делегации побывали нынешний президент Армении Серж Саргсян, Католикос всех армян Гарегин II и другие высокопоставленные лица. Однако с израильской стороны первый визит в Армению на министерском уровне был осуществлен лишь в апреле 2012 г. министром сельского хозяйства О.Нокед. До этого члены израильского правительства воздерживались от посещения Еревана из опасения  «нанести ущерб стратегическому партнерству с Турцией». Первая израильская делегация, посетившая Армению после установления дипломатических отношений с Израилем лишь в 2005 г., состояла из депутата Кнессета Ю.Штерна  и Главного ашкеназского раввина страны Й.Мецгера.

В год визита в Ереван О.Нокед было установлено прямое авиасообщение на линии Ереван – Тель-Авив, которое тогда не стало регулярным. В ходе визита было решено создать совместную рабочую группу по реализации сотрудничества в сфере сельского хозяйства, обсуждено Соглашение о взаимодействии в аграрной сфере, в котором выделены конкретные сферы взаимодействия. В августе того же 2012 г. Ереван посетил министр пропаганды и по делам диаспоры Израиля Юлий Эдельштейн, подписавший договоры о сотрудничестве в области науки, образования, культуры, спорта и молодежи. В ходе визита были рассмотрены возможности обмена представителями СМИ, что дало бы возможность для более глубокого ознакомления с жизнью народов двух стран. Вслед за этим визитом в апреле 2013 г. прошли Дни израильской культуры в Армении, а в начале 2014 г. – ответные культурные мероприятия Армении в Израиле. В последнее время активно развиваются связи ученых двух стран в изучении и информационном наполнении двух печальных событий в жизни их народов – Холокоста и армянского геноцида 1915 г.

Непризнание геноцида армян 1915 г. со стороны еврейского государства является серьезным фактором, осложняющим развитие израильско-армянских отношений.  Израильский Кнессет в 2016 году в третий раз рассмотрел вопрос признания Израилем Геноцида армян 1915 года в Османской империи и направил предложения в парламентскую комиссию по образования и культуре для выработки резолюции. Касаясь причин непризнания руководством Израиля Геноцида армян, необходимо отметить, что сам факт массовой резни армян Израиль признает, но отказывается назвать ее геноцидом. Причина кроется в использовании еврейским государством парадигмы уникальности Катастрофы европейского еврейства как единственного геноцида на этнической почве в истории человечества. Однако все социологические опросы, проводимые в последнее время в Израиле, однозначно показывают явную поддержку гражданами Израиля признания Геноцида армян.

Одновременно признание армянского геноцида увязывается и с вопросами региональной политики Израиля. В течение десятилетий политика Израиля в отношение Геноцида армян аргументируется необходимостью развития сотрудничества с Турцией, стратегический характер которого для многих в Израиле уже не так очевиден. Да и в целом,  обе страны  — Израиль и Армения — стараются придать своим отношениям минимально публичный характер. Причем, если ранее, в начале нулевых годов, аргументацией этого являлось стремление Израиля не нанести вреда диалогу с крупнейшим партнером в исламском мире – Турецкой Республикой, то к концу нулевых это израильско-турецкое сотрудничество оказалось под угрозой в связи с креном Турции в сторону арабского и мусульманского мира. Однако, одновременно Турция давала понять, что готова нормализовать отношения с Арменией, что, разумеется, могло положительно сказаться на ее амбициях на региональное лидерство. Очевидно, такие геополитические шаги Анкары были неприемлемы для Азербайджана. Вот почему, демонстрируя независимость своего внешнеполитического курса как от Ирана, так и от Турции, в Баку посчитали логичным интенсифицировать свои связи с Израилем. Именно поэтому ныне главной причиной неафиширования израильских отношений с Арменией является не ослабшая, а временами даже сходящая на нет турецкая составляющая израильской внешней политики, а опасения подпортить эффективные для Израиля отношения с Азербайджаном, по праву считающиеся беспрецедентными для его отношений со странами исламского сообщества.

Однако за четверть века наличия двусторонних отношений нельзя говорить о реальных наработках. Отношения временами переживают периоды определенного оживления, сменяющиеся застоем. Нынешнее оживление отношений связывают с посещением в апреле 2016 г. Армении с официальным визитом делегация депутатов израильского Кнесета во главе с председателем ассоциации парламентской дружбы Израиль – Армения Т.Плосков. Как результат, 17 мая нынешнего года открылось регулярное прямое авиационное сообщение между Тель-Авивом и Ереваном. Рейсы выполняются дважды в неделю. 22 июня этим рейсом полетела в Армению  группа журналистов русскоязычных СМИ Израиля. Подготовленным ими в ходе поездки материалы, несомненно, ознакомят общественность еврейского государства с сегодняшним днем Армении, возможно, привлекут туда туристов, бизнесменов, помогут инициировать новые конкретные проекты. На сентябрь намечена новая поездка в Ереван депутата Кнессета Т. Плосков. Уже объявлено о поездке в Ереван правительственной делегации по главе с одним из видных политиков страны, министром регионального сотрудничества Цахи Ханегби. Важным символом интенсифицирующегося сотрудничества станет приезд на стажировку в Израиль группы армянских врачей. Поездка организована Центром международного сотрудничества МИДа Израиля МОШАВ. Как отмечают израильские СМИ, Израиль и Армения могли бы стать партнерами в создании и торговле продуктами высоких технологий. Необходимо подчеркнуть тот факт, что Израиль занимает третье место в мире по экспорту продукции «хай-тека», и готов делиться своим опытом.

Отметим, что интенсификация отношений Израиля с Арменией происходит несмотря на то, что Армения поддерживает отношения стратегического порядка с Ираном, а Израиль позиционирует таковыми свои отношения с Азербайджаном. Именно поэтому израильско-армянский диалог носит не афишируемый характер. Такая конфигурация вполне определяется реальной геополитикой. Дело в том, что практически весь период независимого развития Армения подвергается блокаде со стороны своих соседей-врагов – Азербайджана и Турции. Под давлением таких обстоятельств она всячески развивает отношения с Ираном и арабскими странами. Иран является для Армении реальным окном во внешний мир, на деле функционируя как главный зарубежный партнер.

По всей вероятности, такая конфигурация отношений требует упора на еще одном важном компоненте двустороннего диалога – основанном недавно армяно-израильском общественном форуме, который может стать стимулом укрепления связей между двумя странами. Его основатель, экс-депутат Кнессета, выходец из Армении А. Цинкер, считает, что деятельность форума за счет развития «народной дипломатии», может сформировать реально функционирующую платформу постоянного сотрудничества между двумя странами в различных сферах. Он должен стать базой для продвижения процесса развития и упрочения связей между странами посредством организации общественных контактов, широкого, а главное, правдивого информационного представления об истории, культуре и политике двух стран и народов. Другая задача форума – быть площадкой для сотрудничества двух стран в области науки, культуры, технологий, здравоохранения, туризма и в различных предпринимательских областях. Он, разумеется, не подменит собой ни работу торгово-промышленных палат двух стран, ни бизнес и ведомственные структуры, уже реализующие ряд совместных проектов. Главная цель этой общественной структуры, по словам А. Цинкера, обеспечить реализацию общественного заказа на развитие понимания между народами, нахождение проблемных ситуаций и поиск путей их нейтрализации, вплоть до лоббирования вопросов на парламентском и правительственном уровнях. Сюда могут относиться и повышение уровня дипломатических отношений, отмена визового режима, внедрение израильских технологий в различных сферах деятельности, использование высокопрофессиональных армянских программистов в совместных хай-тек проектах и т. д. Возможно,  все это приведет к реальным подвижкам и наполнению двустороннего диалога на направлении Израиль – Армения реальным содержанием.

52.25MB | MySQL:103 | 0,537sec