О чем говорили на пятничном намазе 7 июля в Тегеране

Пятничный намаз (молитва) – устоявшееся веками и овеянное традицией религиозно-политическое мероприятие, ставшее в Иране после победы там в феврале 1979 г. Исламской революции частью его политической культуры. В столице страны – Тегеране – он обычно проходит на территории кампуса крупнейшего университета страны, где в выходной день (в Иране это пятница) собираются десятки тысяч человек. Иногда, по праздникам, на молитву приходят до 1,5 -2 миллионов человек. Обычно во главе пятничного намаза в столице стоят и произносят проповеди самые авторитетные и уважаемые  деятели шиитского духовенства в ранге ходжат-оль-эсламов и аятолл, иногда – сам  верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи. За годы послереволюционного развития страны пятничные намазы превратились в важное средство мобилизации иранских граждан, их информирования о происходящих в стране и за е рубежами событиях.

Для того, чтобы реально представить, о чем говорят на пятничных намазах, обратимся к последнему по времени примеру. На пятничном намазе 7 июля 2017 г. в Тегеранском университете, как и во всей стране, вспоминали жертв прошедших в стране чуть больше 36 лет назад терактов, фактически обезглавивших тогдашнюю религиозно-политическую элиту страны. Действительно, летом 1981 г. в течение всего одной недели Иран подвергся сразу нескольким террористическим актам. Так, 26 июня (6 тира 1360 г. по иранскому календарю) в результате теракта был серьезно ранен нынешний верховный лидер ИРИ А.Хаменеи, выступавший в тот день в одной из тегеранских мечетей.  На следующий день был взрыв в столичном штабе  правящей тогда партии Исламской Республики. В новейшей иранской истории это было самым страшным злодеянием, приведшим к гибели председателя Высшего суда ИРИ  Мохаммада  Хоссейна  Бехешти, 4 министров, 12 заместителей министров и около 30 депутатов Меджлиса, всего 72 человек. Через два месяца, 29 августа 1981 г. в результате еще одного теракта погибли тогдашний президент Ирана Али Раджаи и премьер-министр страны Мухаммад-Джавад Бахонар. Почтив память жертв терактов, руководивший пятничным намазом в столице 7 июля ходжат-оль-эслам Казем Садики особо отметил заслуги М.Х.Бехешти, известного религиозного деятеля, имевшего сан аятоллы,  прославившегося также как учёный, писатель, историк, политический деятель, один из главных идеологов концепции Исламской Республики. Несколько лет Бехешти руководил Исламской республиканской партией. Для многих в Иране он образец беззаветного служения родине, революционный романтик. Это как раз и дало повод ходжат-оль-эсламу Казему  Садики, актуализируя роль Бехешти, заявить, что сейчас в Иране трудно найти людей, готовых брать на себя принятие непопулярных решений, как делал в свое время аятолла Бехешти. «Шахид Бехешти мог говорить с оппонентами, несмотря на все обвинения, которые против него выдвигали. Разве есть у нас сейчас в Иране подобные люди?»

Памятуя  том, что Бехешти был на момент теракта председателем Высшего суда ИРИ, ходжат-оль-эслам К.Садики коснулся его нынешнего коллеги аятоллы Садека Амоли-Лариджани, занимающего уже много лет высший судебный пост. Учтем, что аятолла Садек Амоли-Лариджани – удобный «мальчик для битья». Точнее, все семейство, к которому он принадлежит. Уже около года в стране не утихают слухи о финансовых и иных злоупотреблений  известной в стране семьи Лариджани. Все 5 братьев являются сыновьями популярного шиитского богослова аятоллы Амоли, Все они занимали или занимают серьезные посты в иерархии власти Исламской Республики. До самых высших постов дослужились Али и Садек. Али Лариджани  является много лет действующим спикером парламента, Садек – главой  судебной  власти. Еще 4 года назад появились публикации о том, что обнаружены документы, свидетельствующие о том, что  братья в той или иной мере имеют отношения к земельным участкаам в районе Верамин в предместье Тегерана площадью  342 тысячи гектаров.  Понятно, что аскет Бехешти и достаточно богатый нынешний глава судебной власти – беспроигрышный вариант разговоров на тему о том, что было и что есть, каким романтичным и альтруистским было первое послереволюционное поколение иранских аятолл и что представляют из себя их нынешние последователи, как самозабвенно работали «те» и как трудятся «эти». Вспомнив о прошедшей на днях встрече аятоллы Али Хаменеи с высокопоставленными деятелями судебной системы страны, К.Садики сказал, что нынешним лидерам судебной системы не хватает инициативы. «Они должны активно работать, предвосхищая различные злоупотребления, а не просыпаясь от спячки всякий раз, когда такое уже случилось». Ходжат-оль-эслам К.Садики, апеллируя к аятолле Садеку Амоли-Лариджани, сказал: « Мы ждем от уважаемого главы судебной системы, что эта ветвь власти усилится, займет подобающее ей место в иерархии власти и будет действовать в полном соответствии с указаниями нашего рахбара».

Никакой пятничный намаз в Иране не проходит без того, чтобы не напомнить его участникам, что у Исламской Республики есть достаточно внешних врагов. На это раз разговор зашел о враге хитром, изощренном и коварном – династии Саудитов, развязавшей настоящую войну против народа Йемена, находящегося в «страшном положении». Разумеется, ходжат-оль-эслам К.Садики не стал уточнять, что в гражданской войне в Йемене Иран поддерживает только шиитов-хоуситов.  В Иране знают, что конфронтация по конфессиональному признаку в Йемене породила  еще один узел чувствительной напряженности в отношениях между двумя важным членами исламского сообщества и рассматриваются в Эр-Рияде в качестве рецидива шиитской экспансии на южной оконечности Аравийского полуострова. Это подогревается усиливающимся содействием Ирана местным шиитам-хоуситам. Иранцы всерьез оппонируют реализуемой Эр-Риядом и его союзниками  военной операции, вся мощь которой направлено как раз против хоуситов. Известно и то, что Иран самым непосредственным образом связан с военной подготовкой боевиков из среды хоуситов, поставляет им вооружение и финансирует военные формирования.  К.Садики послал проклятие королевскому дому в Саудовской Аравии, и заявил, что с приходом в Белый дом президента Д.Трампа  Саудовская Аравия и ее партнеры стали совершать еще больше злодеяний, поставив народ Йемена под серьезным давлением в сфере экономики, создав ему страшные условия жизни. «Страну попросту уничтожают, нет и речи о соблюдении элементарных прав человека. Вот почему мы клеймим Саудовскую Аравию позором, и весь мир должен подняться на борьбу за спасение терпящего бедствие народа Йемена».

Далее проповедник пятничного намаза в Тегеране 7 июля 2017 г. сказал, что в Иране не знают, что происходит внутри  саудовского королевства, и как обстоит ситуация в городах, где живут шииты,  какие безобразия и преступления чинятся там при поддержке США против шиитского меньшинства.  Затем ходжат-оль-эслам К.Садики обратил внимание присутствующих на положение верующих-шиитов в Азербайджанской Республике, где «народ настолько не свободен в отправлении религиозных обрядов, в отличие даже от стран, где мусульмане являются меньшинством». С.Садики сказал, что весьма прискорбно, что это ничуть не интересует мировое сообщество и международные правозащитные структуры.  Пассаж К.Садики, направленный непосредственно против Баку, демонстрирует неприятие Тегераном все более выкристаллизовывающейся  ориентация Баку на Запад. Известно, что Республика Азербайджан является тем государством в регионе Южного Кавказа, которое все более «отрывается» от Ирана, демонстрируя реальную разновекторность. Однако, понятно, что  Азербайджан вынужден действовать с оглядкой на Иран, что ясно проявляется, например, в вопросе открытия посольства Азербайджана в Израиле, да и во все комплексе отношений Баку с Иерусалимом. Тегеран, безусловно, раздражает само развитие отношений между Азербайджаном и Израилем. Там знают, что Израиль стал третьим по величине импортером азербайджанской нефти, и что страны очень плотно сотрудничают в военной и технологической сферах. За счет этого Азербайджан занимает первое место среди мусульманских стран по товарообороту с Израилем. Запад привлекает в Азербайджане и то, что несмотря на относительно развитые институты демократии, в Азербайджане имеется достаточно сильная и в определенной мере авторитарная президентская власть. В последние годы Азербайджан все увереннее входит в западные структуры, доказывая тем самым свою приверженность прозападному пути развития, реально проводя в жизнь диверсификацию отношений со странами объединенной Европы. Безусловно, такая реальность вызывает острую критику в Тегеране, что как раз и проявилось в последнем пятничном намазе в иранской столице.

62.59MB | MySQL:102 | 0,476sec