О формировании новых политических альянсов в Ираке

Предстоящий разгром террористической организации «Исламское государство» (ИГ, Запрещена в России), судя по всему, не принесет, по крайней мере, в краткосрочной перспективе стабильности в Ирак. В то же время меняющаяся политическая ситуация неизбежно приведет к новому витку борьбы за власть в этой многострадальной стране. Приближающиеся выборы в местные органы власти в Ираке в сентябре с.г., а также выборы в парламент страны, которые должны состояться в 2018 году, способны серьезно повлиять на формирование нового иракского правительства и смену политических фигур, стоящих у власти. В связи с этим в стране меняются старые политические союзы и возникают новые альянсы.

14-15 апреля с.г. в Брюсселе прошла конференция суннитских политиков Ирака. Данный форум проводился под кураторством Госдепартамента и ЦРУ США. Одним из его организаторов был заместитель госсекретаря США Джордж Биллингтон. Участие американских спецслужб подтверждается тем, что одним из организаторов конференции был иракский эксперт Саади Осман, бывший советник директора ЦРУ Дэвида Петреуса. В мероприятии принимали участие многие нынешние и бывшие суннитские политики Ирака: спикер парламента Салим аль-Джубури, бывший министр финансов Рафа аль-Эсауи, находящийся в настоящее время в эмиграции в Иордании, видный бизнесмен Хамис Ханджар, в настоящее время активно занявшийся политикой, губернатор провинции  Найнава (столица – город Мосул, в настоящее время освобождаемый от «Исламского государства») Адиль ан-Нуджайфи, бывший вице-премьер Салех аль-Мутлак, лидер Исламской партии Ирака (фактически иракское ответвление «Братьев-мусульман») Айяд ас-Самарраи.

На конференции американцам не удалось создать единой политической силы из иракских суннитов. В настоящее время легальный суннитский политический сегмент в Ираке остается расколотым на два лагеря: движение «Арабский проект» Хамиса Ханджара и суннитскую фракцию в парламенте страны, руководимую Салимом аль-Джубури, куда входят Исламская партия Ирака и Национальное движение за реформы и развитие. В то же время суннитскими политиками был выдвинут ряд консолидированных требований. Во-первых, вывод из суннитских провинций Ирака вооруженных формирований «Хашед аш-шааби». Во-вторых, создание Национальной гвардии при участии американских инструкторов, куда вошли бы суннитские вооруженные формирования. В-третьих, участники собрания обратились с американским войскам с просьбой не уходить из Северного Ирака после разгрома «Исламского государства», чтобы защитить суннитов Ирака «от иранских происков». В-четвертых, было подтверждено намерение требовать автономию для суннитских провинций Найнава и Анбар. Все это говорит о том, что умеренные суннитские политики Ирака рассматривают американцев как своеобразного гаранта своей безопасности и боятся остаться один на один с шиитским правительством в Багдаде.

В то же время фрагментация затронула и шиитский политический сектор. Свидетельством этого является намечающийся раскол в шиитской партии Высший исламский совет Ирака (ВИСИ). Эта партия (ранее называлась Высший совет исламской революции в Ираке) была основана в 1991 году в Тегеране аятоллой Абдель Азизом аль-Хакимом. А.аль-Хаким бежал в Иран в 1980 году после того как баасистскими спецслужбами были убиты шесть его братьев. Хакимы наряду с Садрами являются наиболее влиятельной семьей высшего шиитского духовенства в стране. В настоящее время партией руководит сын А.аль-Хакима аятолла Аммар аль-Хаким. Против его «диктаторского стиля руководства» выступили старшие члены партии: бывший вице-президент и министр нефти Ирака Адель Абдель Махди и Мухаммед Бакр аз-Зубейди. Интересно, что Адель Абдель Махди начинал свою политическую карьеру в компартии Ирака, а в 1990-е годы перешел под знамя исламистов. Что касается Б.аз-Зубейди, то он ранее занимал в иракском правительстве посты министра внутренних дел и министра транспорта. На посту министра внутренних дел он прославился как фанатичный шиит, жестоко преследовавший суннитов и бывших баасистов. В настоящее время этот неоднозначный политик объявил о создании своей партии и разрыве с А.аль-Хакимом, которого он обвинил в застое и утрате политических позиций ВИСИ.

Однако главной политической сенсацией стало объявленное 24 июня с.г. создание новой коалиции в составе движения «Ахрар» Муктады ас-Садра и блока «Аль-Ватанийя» Айяда Аллауи. Образование такой коалиции привело к выходу движения Муктады ас-Садра из блока шиитских партий – Иракского национального альянса (ИНА). Движение М.ас-Садра является шиитской религиозной партией в то время как партия А.Аллауи носит светский и надконфессиональный характер. Как известно в 2004-2008 годах М.ас-Садр возглавлял в шиитских районах Ирака движение сопротивления против американской оккупации. В это же время А.Аллауи был наиболее прозападным политиком Ирака. А.Аллауи, светский шиит, в молодости был убежденным баасистом и, по некоторым данным, возглавлял деятельность баасистских спецслужб в   Европе. Однако в 1979 году он попросил политическое убежище в Великобритании. В 1990-е годы активно сотрудничал с ЦРУ и МИ-6, разрабатывая планы свержения Саддама Хусейна. В 2004 году А.Аллауи в течение недолгого времени был премьер-министром временного правительства Ирака. К этому времени относится его серьезный конфликт с М.ас-Садром, когда Аллауи поддержал американцев, направивших морскую пехоту на штурм Неджефа. В 2010 году возглавляемый им блок занял больше всего мест в парламенте (100 из 328). В то время его поддержали сунниты провинции Анбар. Однако конкуренты из шиитских партий тогда его обошли. Они договорились с курдами о создании коалиционного правительства, и А.Аллауи остался не у дел. В нынешнем парламенте его блок имеет всего 21 депутатский мандат, движение Муктады ас-Садра – 34 мандата. В то же время Коалиция «Правовое государство» Нури аль-Малики располагает 92 мандатами.

Что же в настоящее время подвигло к заключению такого союза? В совместном заявлении двух политических движений содержатся требования ряда реформ, которые они хотели бы провести в иракском государстве. К ним относятся отмена квот для религиозных общин, создание правительства профессионалов, роспуск вооруженных формирований «Хашед аш-шааби» (по существу параллельной армии, созданной иранцами) после победы над «Исламским государством», оказание международной помощи районам Ирака, пострадавшим от войны. Кроме того, блок «Аль-Ватанийя» Айяда Аллауи настаивает на пересмотре Закона о дебаасизации   и Закона о борьбе с терроризмом, которые создают почву для внесудебных репрессий.

В настоящее время Ирак сталкивается с многочисленными проблемами и угрозами. Главной из них является угроза распада страны на три региона: шиитский, суннитский и курдский. Еще одним мощным вызовом для Ирака является сложная экономическая ситуация, вызванная как падением мировых цен на нефть, так и огромным ущербом, нанесенным экономике северных провинций военным конфликтом с террористической группировкой «Исламское государство». В настоящее время около 3 миллионов мирных граждан в Ираке стали беженцами. Для преодоления стоящих перед страной политических проблем необходимо создание коалиции здоровых политических сил на светской основе, попытки чего и осуществляются в настоящее время.

52.22MB | MySQL:103 | 0,535sec