О турецко-израильских отношениях

1 мая 2005 года представительная турецкая делегация во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом прибыла в Израиль. В составе делегации 4 министра, один из них глава оборонного ведомства Веджди Генюль, десять депутатов парламента, более сотни ведущих представителей турецких деловых кругов. На первый взгляд, и многие политические наблюдатели высказывали такое мнение, это был внезапный визит, а потому не совсем качественно подготовленный.

Однако, итоги переговоров глав правительств Турции и Израиля опровергли такую оценку. Более того, мы можем констатировать, что Реджепу Тайипу Эрдогану и Ариэлю Шарону удалось «разморозить» двусторонние отношения, которые существенно обострились в мае прошлого года. Тогда турецкий премьер выступил с несколькими резкими заявлениями по поводу силовых методов Израиля в процессе ближневосточного урегулирования, а после ликвидации израильскими спецслужбами лидеров ХАМАС шейха Ясина и Абдулазиза Рантиси назвал политику Израиля «близкой к государственному терроризму». Он также обвинил А. Шарона в саботаже мирного процесса на Ближнем Востоке, подчеркнув при этом, что «террором нельзя устранить террор». Правда, глава турецкого правительства возложил всю вину за происходящее на израильское правительство и констатировал, что «Анкара никоим образом не хочет бросать тень на отношения с израильским народом, который не виновен».

Эти жесткие заявления, по сути, перечеркнули все попытки Израиля наладить политический диалог, которые предпринимались после убедительной победы в ноябре 2002 года на парламентских выборах Партии справедливости и развития /ПСР/ и сформирования в Турции впервые за многие годы однопартийного правительства, имеющего большинство в парламенте. Внушительная последующая победа ПСР и на выборах в местные органы власти существенно укрепила позиции партии и правительства, которое получило возможность проводить через парламент практически любой свой законопроект. Все это говорило об определенной долговечности кабинета министров Р. Эрдогана, что было не свойственно предыдущим коалиционным правительствам, и необходимости налаживания с ним взаимопонимания по всем направлениям.

Исходя из этого, военно-политическое руководство Израиля, несмотря на распространенные на Западе исламистские характеристики нового турецкого правительства, принимает верное решение о целесообразности плотной работы с Анкарой в плане углубления двусторонних отношений. В апреле 2003 года в Турцию прибыл министр иностранных дел Израиля С.Шалом. Однако в ходе переговоров глава турецкого дипломатического ведомства. А. Гюль делает заявление, в котором призывает американскую администрацию «не потакать тем, кто подталкивает США к силовому варианту в отношении Сирии и Ирана». Понятно, что заявление было адресовано в первую очередь израильской стороне, которая, по мнению Анкары, прилагала все усилия с целью убедить Вашингтон в целесообразности такого сценария. Турция же в этот период выступает в роли локомотива в процессе формирования форума соседних с Ираком стран, главной целью которого являлось как раз предотвращение военной акции против Багдада. Оценка ситуации в регионе двумя странами оказалась прямо противоположной.

Тем не менее, в июле 2003 года Израиль предпринимает очередную попытку укрепить политическую составляющую своих отношений с Анкарой. Президент Израиля М. Кацав в ходе переговоров в Турции обвинил сирийское руководство в «нагнетании проблем в двусторонних отношениях, что ведет к обострению ситуации в регионе в целом». Однако турецкая сторона не прореагировала на это заявление, дав понять, что не намерена прерывать активный процесс налаживания своих отношений с Дамаском.

Кроме этого, Р. Эрдоган, сославшись на чрезвычайную занятость кипрской проблемой, перенес на неопределенный срок визит израильского министра промышленности и торговли Э.Ольмерта. Турецкий премьер отказался также от встречи с группой израильских бизнесменов и высокопоставленных правительственных чиновников, которые прибыли в Анкару для ведения переговоров по вопросам участия в процессе приватизации в Турции ряда государственных объектов. «Совесть не позволяет мне встречаться с израильтянами в то время, когда правительство А. Шарона продолжает уничтожать палестинское руководство и совершает террористические акции протии палестинского народа», — заявил глава правительства Турции.

Тем не менее, 24 декабря 2003 года Турция и Израиль подписали очень важный документ — Соглашение о совместной борьбе с террором. Документ предусматривает обмен разведывательной информацией между Израилем и Турцией, разработку совместных антитеррористических методик и проведение совместных учений пограничных подразделений. Соглашение вызвало резкую негативную оценку в ряде исламских стран и было названо поводом для проведения репрессивных акций в Турции, в частности, против курдов. Министр внутренней безопасности Израиля Ц. Анегби, в свою очередь, охарактеризовал турецко-израильское Соглашение как «беспрецедентный шаг в плане придания двусторонним отношениям официального статуса в войне с терроризмом и создания эффективного механизма для продолжения сотрудничества».

Однако, груз критики исламских стран все же сказался. В апреле 2004 года состоялось закрытое годовое совещание ведущих функционеров ПСР и правительства в г. Анталья. На совещании Р. Эрдоган убедил большинство участников в необходимости пересмотреть весь комплекс отношений с Израилем в экономической, политической и военной областях в направлении их постепенного «замораживания» с наименьшими потерями для турецкой стороны. Это выглядело уже не как одиночный демарш в отношении Израиля, а представлялось системой поддержания на определенном уровне двусторонних связей, которые приносились все же в жертву налаживанию отношений с теми, кто наиболее резко критиковал Турцию за сближение с Израилем, в первую очередь, с Сирией и Ираном.

После этого начался период существенного похолодания в двусторонних турецко-израильских отношениях. Некоторые эксперты, проанализировав сложившуюся в этот период в турецко-израильских отношениях ситуацию, поспешили сделать вывод о серьезной угрозе партнерству двух стран, прочную основу которому заложило подписанное в декабре 1996 года чрезвычайно важное Соглашение о сотрудничестве в военной области. Думается, это неверный вывод. «Похолодание» никоим образом не свидетельствовало о разочаровании Турции сотрудничеством с Израилем. Более того, это было тактическим ходом Анкары, которая и сегодня «за» многоплановое партнерство с Израилем, но уже в другом качестве. Правительство Р.Эрдогана практически сразу же после своего формирования сделало окончательный выбор в пользу динамичной ближневосточной политики. «Турция, являясь евразийским государством, должна возродить свою лидирующую роль на Ближнем Востоке, продемонстрировать свою ценность и незаменимость в регионе для Европейского Союза и США», — именно такой вывод был сделан по итогам первого брифинга группы внешнеполитических советников для главы нового правительства.

Прежнее же выгодное в тактическом плане турецко-израильское взаимодействие блокировало решение этой стратегической задачи не только в арабском, но и в исламском мире в целом. Военно-экономическое партнерство Турции и Израиля сформировалось в середине 90-х годов, когда у Турции были серьезные проблемы в отношениях практически со всеми соседями: Арменией, Сирией, Ираком, Ираном, Грецией и Болгарией. Турецкие эксперты подсчитали, что эти проблемы, кроме ощутимых политических издержек, ведут к значительным экономическим потерям. Ежегодно они составляли 5 – 7 млрд. долларов. Они также напомнили один из наказов основателя и первого президента Турецкой республики Кемаля Ататюрка, который подчеркивал чрезвычайную важность «создания вокруг Турции пояса добрососедства».

Решить этот сложный вопрос одновременно с успешным развитием многопланового партнерства с Израилем, который находился в состоянии длившейся десятилетиями конфронтации с Сирией, Ираном и Ираком, было невозможно. Турция постоянно обвинялась и упрекалась на различных исламских форумах и в ходе двусторонних переговоров в развитии отношений с Израилем. Поэтому для ощутимого прорыва на сирийско-иранско-иракском направлении нужен был определенный тормоз на израильском векторе внешней политики Турции. Это вело к определенным потерям, в т.ч. к неудовольствию Вашингтона, который много сделал для становления турецко-израильских отношений. Однако, несмотря на это, Анкара пошла на этот шаг, который предполагал беспрецедентные за всю историю новой Турции усилия по налаживанию отношений с арабским и в целом исламским миром.

Определенные коррективы в этот план внесла война в Ираке. Однако Анкара не отказалась от линии на формирование «пояса добрососедства», пожертвовав для этого даже расположением Вашингтона, который называл турок стратегическим партнером в регионе. Парламент Турции отказался предоставить территорию страны для переброски американских войск в Ирак. Это решение, по мнению главы Пентагона Д. Рамсфелда, «во многом не только осложнило всю операцию, снизило ее эффективность, но и явилось причиной нынешнего разгула терроризма и преступности в Ираке».

Такая позиция Анкары вызвала небывалую поддержку Турции в исламском мире. Турция становится организатором и лидером международного форума соседних с Ираком стран, который выступает за территориальную целостность этой страны, реальное расширение роли ООН в процессе ее послевоенного обустройства, установление четкого графика вывода оккупационных войск. Восьмая конференция соседних с Ираком стран в Стамбуле в апреле 2005 года, в которой приняли участие представители ООН, ЕС, Организации исламская конференция /ОИК/, Лиги арабских государств продемонстрировала, что этот форум, несмотря на все сложности, становится действенным механизмом в решении проблем Ближнего и Среднего Востока. Наряду с этим, впервые в истории ОИК в июне 2004 года представитель Турции – глава Центра по изучению истории и культуры ислама, профессор Экмеледдин Ихсаноглу на 31-й конференции в Стамбуле стран-участниц на уровне министров иностранных дел был избран на ближайшие четыре года Генеральным секретарем этой организации.

Кроме этого, были созданы определенные подвижки в двусторонних отношениях Турции с Ираном, Грецией и Болгарией. Что касается отношений с Сирией, то здесь произошел прорыв, которого не ожидали даже самые большие оптимисты и сторонники углубления турецко-сирийский связей. Обмен визитами на высшем уровне в 2004 и 2005 годах позволили говорить о стабильном и динамичном развитии сотрудничества между Турцией и Сирией, которые еще всего несколько лет назад находились на грани войны между собой.

Эти успехи Анкары создали предпосылки для возвращения к полномасштабным отношениям с Израилем. Однако свой статус в них Турция сегодня видит по-другому. Формирование двустороннего партнерства в середине 90-х годов проходило под девизом «объединения усилий против общих врагов». Сегодня же Турция все увереннее берет на себя уже роль посредника между Израилем и противостоящими ему исламскими странами, в т.ч. Сирией. Накануне своего визита в мае 2005 года в Израиль Р. Эрдоган заявил, что «Турция создана именно для такой роли».

В связи с этим, в турецких дипломатических кругах напоминают, что Турция была первой мусульманской страной, которая в марте 1949 года формально признала вновь образованное Государство Израиль, а в декабре этого же года две страны установили дипломатические отношения. С тех пор эти отношения никогда не прерывались, хотя в них и имели место драматические переломы. Исходя и из этого, турецкие эксперты полагают, что именно Анкаре по праву принадлежит ведущая роль в поиске компромисса между Израилем и мусульманским миром.

Подготовка к этому визиту была тщательной и продуманной. Турцию посетили заместитель премьер-министра Израиля Эхуд Ольмерт, представительная делегация министерства обороны, а также начальник генерального штаба ВС страны генерал Моше Яалон, который имел в Анкаре очень результативные переговоры с турецким коллегой Хильми Озкеком, оцененные специалистами в 1,5 млрд. долларов. Именно на такую сумму были согласованы двусторонние проекты в области военно-технического сотрудничества. Примерно за две недели до визита Р. Эрдогана стороны подписали договор о продаже Турции израильских беспилотных самолетов-разведчиков «Херон» дальнего радиуса действия. Самолеты поставят израильские предприятия авиационной промышленности, а системы связи и мониторинга – корпорация «Эльбит». Сделка оценивается в 200 млн. долларов. Израиль в свою очередь посетил заместитель премьер-министра Турции, министр иностранных дел страны Абдуллах Гюль.

Наряду с этим, состоялось еще одно примечательное мероприятие в Анкаре. Турецкий премьер принял большую группу израильских бизнесменов. Особенность встречи заключалась в том, что в этой встречи приняли участие и представители палестинских деловых кругов. Р. Эрдоган сумел убедить израильскую и палестинскую стороны в целесообразности совместного разговора. И это тоже элемент посреднической миссии, на которой настаивает Анкара, демонстрируя тем самым, что Турция не находится на обочине региональной политики, а делает ее.

Все эти контакты, помимо решения текущих вопросов в турецко-израильских отношениях, имели главную цель – убедить друг друга в необходимости основательно обозначить возобновление диалога на уровне многопланового партнерства посредством проведения двустороннего саммита. Смена руководства в ООП и Палестинской Национальной Администрации существенно облегчила выполнение этой задачи. Так что разговор о внезапности израильского визита Р. Эрдогана – это поверхностный взгляд на межгосударственные отношения двух стран, которые можно назвать самыми загадочными в регионе. Ведь не зря же А.Шарон, не вдаваясь в подробности, заявил по окончанию визита Р. Эрдогана, что «услышал от турецкого коллеги с точки зрения региональной политики много интересного и поучительного, требующего тщательного анализа и осмысления».

Визит премьер-министра Турции в Израиль по своей значимости действительно вышел за рамки двусторонних турецко-израильских отношений. Турецко-израильский саммит вновь поставил отношения двух стран на рельсы многопланового партнерства. На переговорах был обсужден весь комплекс двусторонних отношений, а также проблема ближневосточного урегулирования и ряд региональных экономических проектов. Обе стороны продемонстрировали друг другу понимание того, что происшедшее чуть более года тому назад существенное охлаждение двусторонних отношений не отвечает интересам двух стран, а также региона в целом.

Обе стороны едины во мнении, что нынешний торговый оборот в гражданской сфере в 2 млрд. долларов не соответствует их потенциалу. Есть возможности наращивать объем товарооборота. Среди проектов, которые могут значительно увеличить этот показатель импорт из Турции пресной воды, а также поставки российского газа в Израиль через турецкую территорию. Газовый проект имеет особое значение, и его некоторые детали уже обсуждались в заинтересованных странах на самом высоком уровне. Его реализация позволит Турции быть не только импортером «голубого топлива», но и стать его распределителем и поставщиком в другие страны. Российско-турецкие договоренности о строительстве в Турции современных мега газохранилищ способствуют решению этой стратегической задачи турецкой внешней политики, что позитивно скажется и на турецко-израильских отношениях. Кстати, обсуждение газового проекта в ходе переговоров стало предлогом для некоторых западных журналистов и политологов для того, чтобы «увидеть над Р.Эрдоганом наряду с турецким, и российский флаг». Высокий уровень доверия в нынешних отношениях Москвы и Анкары, а также результаты визитов Р. Эрдогана и В. Путина в Израиль, обозначили хорошую перспективу развития отношений в этом треугольнике.

Не менее весомыми выглядят и договоренности о сотрудничестве в военной технической сфере. Подтверждена на высшем уровне важность уже упоминавшегося нами контракта на продажу Турции израильских беспилотных самолетов-разведчиков дальнего радиуса действия «Херон». Достигнуто принципиальное согласие на модернизацию израильтянами 30 истребителей турецких ВВС F-4 Phantom. Стоимость проекта около 500 млн. долларов. Министр обороны Турции Веджди Генюль и сопровождающие его лица остались в Израиле еще на два дня после завершения визита турецкого премьера, что, по мнению экспертов, свидетельствует о желании сторон завершить подготовку документов по этому проекту, а также начать переговоры по закупкам израильских бронетранспортеров «Ахзари» и танков «Меркава».

Зафиксировано важное взаимопонимание и в политической сфере. Израильская сторона заверила Турцию в поддержке ее стремления стать членом Европейского Союза. Кроме того, Израиль с пониманием относится к позиции Анкары в урегулировании турецко-армянских отношений, хотя и подвергается за это жесткой критике со стороны израильских научных кругов. Так, исполнительный директор Института Холокоста и Геноцида, профессор Иерусалимского Братского университета психологии и семейной терапии Исраэль Чарни, принимающий участие в международной конференции «Тяжелейшее преступление: крайние вызовы. Геноцид и права человека», заявил, что «в Израиле множество людей, реально признающих геноцид армян в Османской Турции в начале 20-века независимо от безумного и отвратительного поведения правительства, которое отрицает этот факт, исходя из политических соображений». Такая позиция израильского правительства, учитывая влияние еврейского лобби в США и его связи с армянской диаспорой, является для Турции очень важным аспектом. Ценным для Анкары является и полученное в ходе визита согласие Израиля на содействие снятию экономической изоляции с самопровозглашенной Турецкой республики Северного Кипра. Израиль готов по просьбе турецкой стороны отправить в ТРСК представительную делегацию бизнесменов во главе с высокопоставленным сотрудником своего внешнеполитического ведомства. Наряду с этим, переговоры подтвердили сохраняющуюся заинтересованность Турции и в дальнейшем приобретать для своих вооруженных сил образцы современной технологии, которые Анкара так и не смогла получить от европейских союзников по НАТО и США. Обе стороны высказались также за продолжение эффективного сотрудничества спецслужб в области совместной борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

В свою очередь, и для Израиля очень значимы хорошие отношения со значительно укрепившей сегодня свое влияние в мусульманском мире Турцией, которая может стать связывающим мостом для налаживания связей с умеренными исламскими режимами, несмотря на то, что Израиль очень осторожно относится к выбору посредников и признает, по сути, только одного – США. И хотя в ходе визита посреднические услуги, озвученные турецким премьером, были А. Шароном в мягкой форме отклонены, тем не менее, в израильских дипломатических кругах сегодня говорят о реальности проведения в Анкаре международной конференции по ближневосточному урегулированию на экспертном уровне. Кроме этого, израильский лидер выразил надежду на то, что Турция сумеет использовать свое положение в Организации Исламская конференция с целью нейтрализации действующей в ней экстремистских антиизраильских сил.

Турция, учитывая уровень ее сегодняшних отношений с противостоящими сторонами, действительно может справиться с такой ролью. Предложение в ходе переговоров А. Шарона открыть прямую правительственную телефонную линию с Р. Эрдоганом, которое было принято турецкой стороной, говорит о возрастающей роли Турции в региональных делах и высокой оценке этой роли Тель-Авивом. Ведь до этого А. Шарон имел такую связь только с лидерами США, России, Великобритании и руководством Европейского Союза.

Многие эксперты после анализа результатов визита Р. Эрдогана в Израиль задавались вопросом о возможной реакции исламского, прежде всего арабского мира, на официальное подтверждение на высшем уровне возобновления турецко-израильского многопланового партнерства. Ведь раньше контакты между Турцией и Израилем на правительственном уровне подвергались этими странами критике и осуждению. На этот раз реакция была сдержанной, степень критичности близка к нулю. Значительную амортизирующую роль в этом сыграл, конечно, встреча и переговоры Р. Эрдогана с лидером Палестинской Национальной Администрации М. Аббасом.

Наряду с этим, не менее убедительным доказательством, свидетельствующим о меняющейся реакции исламского мира на турецко-израильское сотрудничество, является турецко-арабский экономический форум, открывшийся в Стамбуле 5 мая. Он прошел уже после визита Р. Эрдогана, сам факт и итоги которого никак не повлияли на его проведение и уровень участия в нем представителей арабских стран. Более того, он прошел успешно. В форуме приняли участие около 600 государственных деятелей и бизнесменов из Турции и арабских стран. Среди участников – министры экономики и торговли ряда арабских стран, генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Мусса. На форуме прозвучали интересные цифры. Так, государственный министр Турции К. Тюзмен отметил, что торговый оборот между Турцией и арабскими странами достигнет в 2005 году 24 млрд. долларов. Это практически трехкратное увеличение за последние три года.

Возобновление турецко-израильского диалога в полном объеме является важным фактором региональной политики. Развитие этого процесса в перспективе будут теперь на равных определять обе страны, в отличие от предыдущих этапов турецко-израильского сотрудничества, когда его глубину и направления в большей степени определяла Анкара, руководствуясь интересами своих отношений с исламским миром. Думается, с точки зрения перспектив этого диалога может представить интерес мнение бывшего высокопоставленного сотрудника аппарата внешнеполитического ведомства Израиля Алона Лиеля, ныне являющегося председателем турецко-израильского Делового совета. По его мнению, «Турция сегодня все еще рассматривает Израиль как важное и мощное государство, но не как союзника в регионе». В плане достижения уровня союзников обеим сторонам, в случае возникновения и сохранения обоюдного стремления к этому, предстоит еще решение многих сложных вопросов, как двустороннего, так и регионального характера.

52.29MB | MySQL:103 | 0,473sec