О применении турбовинтовых самолетов ВВС США в операции Inherent Resolve

Как показала операция ВС США Inherent Resolve, даже широкое применение современных истребителей и бомбардировщиков не гарантирует успеха в борьбе с отрядами исламистов, которые проводят грамотную инженерную подготовку позиций, активно используют достаточно простые приемы маскировки. Кроме того, при  большой бомбовой нагрузке реактивных истребителей увеличивается расход топлива и снижается время нахождения в районе выполнения боевой задачи.

Эту проблему ВВС США решают при помощи самолетов-заправщиков, которые позволяют боевой авиации выполнять ударные задачи даже при базировании на удалении более 700 миль от района боевых действий. Однако, при постоянных дозаправках и выработке ресурса турбореактивных двигателей увеличивается стоимость летного часа, вне зависимости от того нанес пилот ракетно-бомбовый удар по цели или нет.

Так, стоимость летного часа истребителя-бомбардировщика F-15E, которые Центральное командование ВС США регулярно направляет с авиабаз в государствах Персидского залива на боевые задания в Ирак и Сирию достигает 40 тыс. долл. США. Такой высокий показатель обусловлен прихотливостью двигателей, которые подвержены негативному воздействию песка, всасываемому через воздухозаборники при рулении, взлете и посадке.

Следует отметить, что F-15E получил прозвище «Королева ангара» среди техников ВВС США, поскольку из-за сложности обслуживания эти самолеты проводят больше времени на аэродромах, чем в воздухе. С учетом сложностей технического характера для ВВС США очень важно направлять в зарубежные командировки высококвалифицированный технический состава, который обеспечит боеготовность подразделений и соединений в отрыве от пунктов постоянной дислокации и авиаремонтных предприятий оборонно-промышленного комплекса США.

Также необходимо учитывать, что даже ВВС США не могут направлять авиационные подразделения в разные регионы мира для борьбы с террористической угрозой. С учетом сказанного выше представляется актуальным применение американскими военными легкого разведывательно-ударного турбовинтового самолета  OV-10G+ Bronco, которые Пентагон активно использовал в ходе войны во Вьетнаме. С тех прошло более 50 лет, однако в условиях серьезной борьбы за финансирование программ, по созданию образцов вооружения шестого поколения, ВВС США остро нуждаются в эффективных и недорогих образцах авиационной техники, которые позволят повысить эффективность боевых действий и снизить расходы на техническое обслуживание и топливо.

OV-10G+ Bronco представляет собой классический пример авиастроения времен Второй мировой войны – двухбалочная рама с коротким фюзеляжем по середине. К балкам прикреплены прямые крылья, в которых установлены достаточно современные турбовинтовые двигатели Т76G-420/421 мощностью 1040 л.с. (пр-во известной американской компании Garrett), приводящие самолет в движение благодаря четырехлопастным винтам от компании Hartzell.

Благодаря двигателям Т76G-420/421 максимальная скорость горизонтального полета составляет 450 км/ч, а дальность полета с дополнительным топливным баком – около 1400 км. Благодаря простому и надежному фюзеляжу самолеты OV-10G+ Bronco могут выполнять посадку и взлет с полевых (грунтовых) аэродромов, что опасно для большинства реактивных боевых самолетов ВВС США. С учетом того, что ВС США контролируют семь полевых/постоянных аэродромов на территории Сирии самолеты OV-10G+ Bronco могут находится в зоне ожидания боевой задачи около двух часов, а общая продолжительность полета достигает четырех часов. Для сравнения стоимость одного летного часа OV-10G+ Bronco составляет 1000 долл. США, что весьма привлекательно для многих государств, которые сталкиваются с террористической угрозой каждый день.

Некоторые американские специалисты предлагают установить более современные двигатели серии PT6 производства канадского филиала компании Pratt&Whitney, которые обеспечивают мощность от 1200 до 1500 л.с. Такие силовые агрегаты позволят повысить дальность и скорость самолета, а также массу боевой нагрузки, которую размещают на внешних точках подвески под крыльями. Американские обозреватели отмечают, что для поддержания боеготовности такого самолета как OV-10G+ на должном уровне в будущем можно поставить новые винты из композитных лопастей, которые обеспечат необходимые скоростные характеристики.

В рамках программы модернизации под обозначением Combat Dragon II (в начале 2000-х гг.) специалисты корпорации Boeing модернизировали аппаратуру кабины пилотов, установили дополнительный топливный бак (ДТБ) под фюзеляжем, систему шифрованной радиосвязи стандарта 1553. В носовой части разместили оптико-электронную многоканальную станцию (ОЭМС) MX-15HD FLIR (пр-во компании L3 Wescam, США), которая позволяет обнаруживать и сопровождать цели в дневное и ночное время. В дополнение к ОЭМС пилоты используют новые нашлемные системы ночного видения Scorpion (пр-во концерна Thales, Франция).

Вполне вероятно, что в задней части фюзеляжа может быть установлена аппаратура РЭБ для защиты самолета от ПЗРК вероятного противника или еще один ДТБ, а также есть вариант размещения дополнительной аппаратуры радиотехнической разведки. Следует отметить, что министр обороны США Джеймс Мэттис активно поддерживал программу модернизации OV-10G+ когда занимал должность руководителя Центрального командования ВС США.

Обновленная система управления огнем (СУО) OV-10G+  позволяет экипажу применять малокалиберные ракеты APKWS с полуактивной головной частью наведения, неуправляемые авиационные ракеты типа Hydra-70, противотанковые управляемые ракеты AGM-114N Hellfire. В отношении малокалиберных авиационных боеприпасов известно, что на одном OV-10G+ может быть размещено до 38 таких ракет – по 19 в каждой пусковой установке.

В случае необходимости борьбы с более укрепленными одиночными целями – бункерами, пунктами управления экипажи Bronco могут применять бетонобойные бомбы с лазерным наведением Paveway II (вес 454 кг) или Paveway IV (вес 227 кг) и корректируемые оперенные бомбы типа JDAM поскольку в составе СУО самолета есть модуль системы глобального позиционирования GPS. Вполне вероятно, что аппаратура наведения OV-10G+ позволяет обрабатывать информацию, поступающую с разведывательных беспилотных летательных аппаратов RQ-20, используемых подразделениями Сил специальных операций ВС США, а также универсальных самолетов разведки Р-3С Orion.

По сообщениям СМИ США, пилоты экспедиционного тактического звена ССО ВС США только за последние три месяца 2016 г. выполнили 132 боевых вылета над территорией Ирака, а в 120 из них успешно поражали цели. Следует отметить, что пилотируют эти боевые машины летчики 6-ого учебного авиационного крыла ВМС США, которые неоднократно участвовали в учениях подразделений ССО по проведению совместных ударных операций.

Подводя итог вышесказанному, следует добавить, что именно OV-10G+ являются основной ударной силой ВВС Филиппин в борьбе с исламистами в джунглях и позволяют наносить ракетно-бомбовые удары даже с большей точностью, чем современные южнокорейские учебно-боевые самолеты FA-50. К недостаткам OV-10G+ следует отнести практически исчерпанный летный ресурс, ограниченный запас сменно-запасных частей, а также отсутствие серьезных предложений по модернизации данного самолета от американских компаний.

В этой связи, представляется возможным предположить, что ВВС США в ближайшее время сделают окончательный выбор между турбовинтовыми АТ-6С Coyote (пр-во Hawker Beechcraft, США),  А-29В Super Tucano (совместное пр-во Embraer, Бразилия и Sierra Nevada,США), АТ-802   (пр-во Air Tarctor, США) и турбореактивным «Скорпионом» (пр-во Textron Aviation Defense) на роль легкого штурмовика, что позволит снять с вооружения устаревшие А-10С, находящиеся в строю уже более 30 лет.

52.29MB | MySQL:103 | 0,486sec