Алжирские источники: США готовятся к возвращению в Ливию

Алжирские источники свидетельствуют о росте американского интереса к полноценному «возвращению» в Ливию. Такой поворот событий является достаточно закономерным в условиях «колебаний роста» внимания Вашингтона к сирийским и вообще ближневосточным делам.

По сути, за последние годы видимая часть американских усилий на ливийском направлении ограничивалась лишь нанесением воздушных и ракетных ударов по местам базирования джихадистов с целью уничтожения их лидеров.

Например, это делалось под предлогом проведения «охоты» на одного из самых известных главарей североафриканских джихадистов Мухтара Бельмухтара, а также полевых командиров местного филиала запрещенного в России «Исламского государства».

Впрочем, такие изменения диктуются и происходящими в последние месяцы переменами в самой Ливии, демонстрирующей тенденцию к преодолению прежней фрагментарности в условиях, когда фельдмаршал Халифа Хафтар все больше набирает здесь силу.

О степени заинтересованности президента США Дональда Трампа в этой стране свидетельствует  то, что по данным как алжирских источников, так и утечкам из его администрации, в Вашингтоне рассматривают возможность отправки в Ливию 50 элитных спецназовцев под предлогом борьбы с терроризмом.

Показательно, что подобные настроения появились в тот самый момент, когда главные оплоты джихадистов в Ливии (Бенгази и Сирт) оказались уже «зачищенными» силами Х.Хафтара при помощи Египта, ОАЭ, Франции и России.

По алжирским данным, Вашингтон может направить спецназ в Ливию под предлогом налаживания «обмена информацией и контрразведки». Впрочем, это не является задачей представителей элитного спецназа, а скорее сотрудников внешнеполитического ведомства и специальных служб.

Тем более, что по имеющейся информации, одновременно в Государственном департаменте и администрации Д.Трампа завершается формирование новой ливийской стратегии, которая может быть обнародована в ближайшие недели, нацеленной, по данным алжирских источников, «на усиление дипломатической роли США в Ливии, содействие примирению между враждующими ливийскими группами и создание условий для возможного открытия американского посольства в этой стране», закрытого в связи с нападением на офис диппредставительства этого государства в Бенгази в 2012 году, унесшего жизни четырех американцев, включая посла Кристофера Стивенса.

Вместе с тем, по имеющейся информации, советники Д.Трампа и представители Госдепа, работающие над новой стратегией, признают, что на практике достичь эти цели сложно и основной проблемой они называют трудности «в достижении равновесия между различными ливийскими сторонами при создании национального правительства».

Дело в том, что в США начинают опасаться дальнейшего снижения влияния признанного многими странами правительства национального согласия (ПНС) Файеза Сараджа, который наглядно демонстрирует это на территории своей сферы влияния, в которой в июле текущего года не прекращались вооруженные столкновения.

Так, например, на фоне похищения в расположенном в 50 километрах от Триполи городе Аз-Завийя семерых членов миссии ООН в столичном аэропорту несколько дней продолжались ожесточенные бои лояльных нынешнему премьер-министру сил с прохафтаровскими боевиками и группировками, выступающими на стороне «параллельного» правительства Халифы аль-Гвейли, лишившегося власти во многом благодаря действиям Алжира и Италии.

Как указывают источники в окружении последнего, Алжир реализовал, а Италия профинансировала при поддержке Запада перевозку в 2015 году из Туниса «опереточного правительства Сараджа».

И, наконец, не успели стороны достичь перемирия, как новый конфликт между силами двух премьеров, действующего и «низложенного», произошел в приморском городе Гарабулли, расположенном в 60 километрах от Триполи.

Напротив, главный его оппонент Х.Хафтар, с середины 1980-х гг. проживавший в США и являвшийся, согласно заявлениям ряда американских изданий, «агентом ЦРУ», все больше набирает силу в стране.

В этих условиях Белому дому и предстоит сделать выбор стратегии своих дальнейших действий – поддержать «легитимного», но все более слабого Ф.Сараджа, или же попытаться сделать ставку на «своего бывшего человека» Х.Хафтара, вступив за него в открытую борьбу с Москвой и Парижем с целью получения доминирующего влияния.

При этом считать его «американским марионеткой», как пытаются представить некоторые оппоненты ливийского фельдмаршала, было бы в корне неверно. Тем более, что за последнее время некоторые его действия стали раздражать Вашингтон.

Например, речь идет о сближении Х.Хафтара с финансируемыми Саудовской Аравией группировками салафитов, имеющих особое влияние среди духовенства в Бенгази, выступившего несколькими днями назад с фетвой против проживающих в стране берберов-ибадитов

Между тем, главная сложность для маневра Вашингтона в Ливии во многом обусловлена тем, что оставленные им позиции были заняты другими государствами, включая Францию и Россию.

Соответственно, как представляется, основной задачей новой стратегии США будет служить недопущения дальнейшего роста влияния американских конкурентов.

При таком раскладе вопрос выбора ставки на ту или иную политическую фигуру в Ливии будет вторичен и главным будет конечное видение этой страны – как единого государства, о чем на словах пытается доказать Вашингтон или же его вполне будет устраивать сохранение фактической ее раздробленности с бесконечными войнами, при котором ни один из конкурентов не сможет получить безоговорочного доминирующего влияния и обойти его.

52.06MB | MySQL:103 | 0,493sec