Алжирские источники: Франция хочет перехватить переговорный процесс в Ливии

«Французская попытка перетянуть одеяло на себя в деле урегулирования ливийского кризиса» — так оценивают прошедшие 25 июля в Париже консультации между фельдмаршалом Халифой Хафтаром и премьер-министром правительства национального спасения (ПНС) в Триполи Файезом Сараджем.

Важно отметить, что при проведении этой встречи, лично курируемой президентом Эммануэлем Макроном, французская сторона тесно консультировалась с Алжиром и передавала предложения Ф.Сараджу в том числе по алжирским каналам. И во многом благодаря благожелательному настрою представителей алжирского руководства к французской идее глава ПНС и дал своё добро на участие в данном мероприятии.

Так, например, в рамках подготовки к этой встрече министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан 20 июля встречался с алжирским коллегой Абделькадером Мессахелем, чтобы обсудить с ним «новую инициативу по Ливии», призванной стать платформой для проведения встречи в Париже.

Как известно, в последние месяцы и годы Париж старательно «обхаживает» Алжир на предмет взаимодействия с ним относительно обеспечения безопасности в регионе Северной Африки и Сахеля, а в Ливии в частности, но пока не может похвастаться успехами.

Необходимо напомнить, что руководство Алжира регулярно критикует «умножение международных инициатив по Ливии, не принимающие во внимание реалии».

Однако на этот раз алжирское руководство отнеслось благожелательно к французской инициативе. Представители АНДР прекрасно понимают желания Франции и стремление Э.Макрона усилить свои позиции в Ливии, к чему они относятся весьма негативно, но в данном случае их интересы сходятся.

В Алжире видят ухудшение положения дел опекаемого им Ф.Сараджа, который в последние месяцы на фоне заметного укрепления влияния Х.Хафтара демонстрирует лишь ослабление своих позиций даже в Триполи.

Кроме того, в алжирском понимании Франция проведением парижских консультаций лишь временно взяла переговорную эстафету у Египта и ОАЭ, которые в последние месяцы с переменным успехом пытались проводить схожие встречи на своей территории.

В свою очередь, в Париже осознают невозможность монополизировать политическое влияние на фельдмаршала Х.Хафтара, расширяющего свои международные контакты и в том числе налаживающего связи с США, и пытаются гарантированно найти в Ливии «точки опоры».

Соответственно, результаты «парижского свидания» алжирская сторона склонна трактовать весьма невысоко, поскольку основная их часть, согласно трактовкам алжирских источников, по сути, повторяет положения, на которых стороны решили сформировать власть в Ливии в 2015 году, а их суть сводится к формуле «договорились договариваться» в продолжение обсуждения ими темы выработки «ливийской дорожной карты», поднимаемой ими несколькими неделями ранее в Абу-Даби.

Это касается в том числе перспектив проведения выборов в «единой Ливии», включая президентские, а также рассмотрение возможности включения в её руководстве Х.Хафтара на новых условиях, которые бы повысили его статус по сравнению с ранее предложенным постом министра обороны.

Однако реально все эти детали не решает в видении Алжира одной из главных проблем мирного устройства: выдвигаемые киренаикскому фельдмаршалу предложения не могут «умиротворить» его самого даже в том случае, если он, согласно поддерживаемой Парижем идее, станет одним из «триумвираторов от власти».

Всё это ему после недавних побед в Феццане и Бенгази малоинтересно. Тем более, что он уже является фактическим независимым правителем почти всей восточной части страны и, по сути, контролирует большую часть нефтегазовых запасов Ливии, равно как и коммуникации для транспортирвки углеводородов на мировые рынки. Перспектива утратить это положение, согласившись на ограничение своей власти в Киренаике со стороны Триполи не вызывает у него энтузиазма.

Между тем, теперь АНДР рассчитывает использовать парижскую встречу для продолжения затягивания межливийского переговорного процесса, что должно помочь Ф.Сараджу выиграть время и подготовиться к решающей схватке с Х.Хафтаром.

Не случайно и то, что в ближайшие дни А.Мессахель посетит в Каир и Абу-Даби, чтобы обсудить там реализацию «парижской инициативы».

Со своей стороны, Жан-Ив Ле Дриан сразу после её старта направился в Рим, чтобы обсудить с итальянской стороной предложение по сотрудничеству на ливийском направлении, поскольку Италия играет одну из важнейших ролей в поддержке Ф.Сараджа.

Между тем, это больше походит на стремление «пустить пыль в глаза» итальянцам, которых в Париж не пригласили, несмотря на то, что они выражали относительно этого откровенное желание и едва ли не единственными сближающими двух конкурентов на «ливийский пирог» моментами служит желание убрать от дележа прочих претендентов, в частности, Египет и ОАЭ. Французкими действиями, направленными на поддержку власти Х.Хафтара, в Риме, делающем ставку на Ф.Сараджа, особенно недовольны.

Вместе с этим, всерьез рассчитывать на то, что Э.Макрон «одёрнет» Египет и ОАЭ, вряд ли приходится, исходя из возможных опасений, что такие действия способны привести к охлаждению отношений с ними. Особенно это касается ОАЭ, с которыми Франция достаточно продуктивно развивает торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество.

Что же касается самой Франции, то ее положение в Ливии выглядит очень непрочным. Так, помогая Х.Хафтару оружием и данными разведки, она одновременно оказывает помощь и Ф.Сараджу, за что уже удостаивалась со стороны фельдмаршала резкой критики за столь двойственную роль, который, фактически, уже предлагал Парижу определиться «в своих желаниях» и отказаться от поддержки «потерявших влияние в Ливии акторов».

Дополнительную тревогу относительно своего «ливийского будущего» Париж испытывает и по мере усиления американского внимания к ситуации в этой стране. Так, например, Х.Хафтар уже выражал намерение одновременно сблизиться и с Россией, и с США. По его мнению, эта ставка была бы наиболее продуктивной в деле борьбы против джихадизма, тем более, что стороны, по мнению фельдмаршала, готовы совместно и продуктивно работать на данном поле «ради искоренения терроризма».

Все вместе это и заставляет Францию метаться в поисках «новых точек опоры» в условиях, когда Москва и Вашингтон наступают на ее ливийские интересы. В этих условиях нельзя исключать в перспективе отхода Э.Макрона от прежней поддержки Х.Хафтара в пользу сближения с Алжиром и Италией. Однако для фельдмаршала такой разворот вряд ли будет критичен.

52.27MB | MySQL:106 | 0,737sec