Проблемы государственного строительства в Сомали

Президент Сомали Формаджо и премьер-министр страны Хассан Али Хайре находятся сейчас в жесткой конфронтации по вопросу дальнейшей стратегии в области экономики и безопасности. Судя по всему, в Сомали новые выборы президента вновь ничего не изменили, и страна опять сталкивается с фактическим дуализмом власти, что лишний раз подтверждает зыбкость формулы «развития демократических институтов», которые западные страны посчитали оптимальным алгоритмом дальнейшего развития страны в рамках ее выхода из затяжного кризиса. При этом сам премьер-министр в качестве оправдания своей некомпетентности все чаще выдвигает на первый план тезис о том, что «имеющиеся сложности были им не ожидаемы». Предельно странно звучит для человека, который реальности нынешней Сомали знает не понаслышке и прилетел туда не с Луны. Но именно это оправдание фактического разброда и отсутствия  аппарата исполнительной власти привел новый премьер-министр на встрече с основными международными спонсорами, которая  состоялась в начале июля с.г.  почему-то в столице полугосударственного анклава Сомалиленда Харгейсе, а не в столице «единого Сомали» Могадишо. Присутствующие  дипломаты из Великобритании, Норвегии и ЕС констатировали по итогам встречи, что сформированное еще в феврале с.г. новое правительство и президент не имеют до сих пор никакой внятной стратегии по экономическому развитию страны и выстраиванию механизмов снижения активности исламистов из «Аш-Шабаб». Строительство централизованного государства Сомали наталкивается на «жесткий лимит имеющихся ресурсов», а «способность нового руководства страны и далее двигаться в необходимым направлении вызывает серьезные вопросы». Это только основная часть выводов европейцев в отношении происходящего сейчас на территории бывшей Сомали. В этой связи напрашивается закономерный вопрос об эффективности методов преодоления кризиса, которые собственно европейцы и предложили в свое время для решения сомалийской проблемы. Эти механизмы (создание  президентской и парламентской ветвей власти, самодостаточного аппарата национальной безопасности, и т.п.) в общем-то в Сомали не работают. На встрече в Харгейсе Хассан Али Хайре назвал основную проблему в настоящее время: это борьба с коррупцией и реформирования системы налогообложения. Если отбросить все политические и дипломатические условности, то налицо два момента. Налоги в Сомали государству никто не платит. Более того, налогообложение, которое ввели на контролируемых ими участках страны исламисты из «Аш-Шабаб», работает более эффективно, чем официальное и собирает денег больше, чем получает по этой статье дохода государственная казна. Что же касается коррупции, то в Сомали это не считается преступлением. Наоборот, если  бы любой лидер не назначал в первую очредь своих соплеменников  на те или иные посты, отдавая им «куски вотчин на кормление», то его не поняли бы ни те же соплеменники, ни даже его оппоненты. В этой связи в общем-то непонятно, с чем предлагается бороться, ведь это суть племенного общества Сомали. Что же касается главных  коррупционеров и спонсоров терроризма, то премьер четко назвал сразу трех основных. Это глава телекоммуникационного концерна «Хорду» Ахмед Мохаммед Юсуф, директор «Африканского банка Салаам»  Мохаммед Ахмед Алоре и менеджер  Dahabshiil Абдирашид Дуале. Кстати, последнего британские спецслужбы обоснованно подозревают в связях с исламистами из «Аш-Шабаб» и в проведении операций по отмыванию «джихадистских» денег. При этом, по версии нынешнего премьер-министра, именно эти три бизнесмена всячески тормозят и блокируют введение новой эффективной системы налогообложения. Причем блокируют они ее за счет того, что имеют связи с исламистами, поддерживают их, стимулируют их наступательные операции и тем самым затягивают стабилизацию ситуации, что позволяет им  не платить налоги в казну. В этой связи конечно первым делом напрашивается вывод о том, что крупный бизнес предпочитает иметь дело с ясными и прозрачными правилами игры, которых придерживаются сторонники «Аш-Шабаб», которые, что самое главное, за эту финансовую поддержку четко в отличие от государства обеспечивают выполнение своих обязательств. А именно — гарантируют беспроблемное ведение бизнеса. Государство, которое заперто и контролирует по большому счету одно Могадишо (и то при условии нахождения там контингента АМИСОМ и турецких военных), такой безопасности бизнесу гарантировать не в состоянии. Отсюда собственно и все проблемы.

В этой связи  президент Формаджо и пытается сейчас через выстраивание диалога с определенной частью исламистов достигнуть с ними компромисса по вопросу нового и неофициального разделения властей. Это его намерение, которое в отсутствие серьезной силовой альтернативы исламистам и невозможности решить эту проблему чисто силовыми методами, встречается в штыки премьер-министром Хассаном Али Хайре, который выступает категорически против такого диалога и апеллирует при этом к европейским спонсорам. Но за диалогом Формаджо с исламистами стоят США, которые через  резидентуры ЦРУ в Могадишо и Найроби не только контролируют ход этих переговоров, но и корректируют их, отводя или привлекая к ним различных полевых командиров из «Аш-Шабаб». При этом речь идет не только об инкорпорации исламистов во власть, но и об использование их в качестве инструмента по ликвидации в Сомали реально радикальных джихадистов, которые в той или иной степени ассоциируют себя с «Аль-Каидой» или «Исламским государством» (обе организации запрещены в России) . Выстраивание такой модели взаимодействия в Пентагоне полагается оптимальным вариантом действия в Сомали, и в данном случае европейцы вряд ли будут возражать. Тем более, что Брюссель очевидно зашел в тупик и дальше выделять серьезные суммы денег на реформирование исполнительной власти или формирования сомалийской армии на прежних условиях  более не желает. По крайней мере, это окончательно стало понятно по итогам последнего по времени саммита стран «друзей Сомали» в начале лета в Лондоне, на котором не было принято никаких прорывных решений в отношении финансирования Могадишо, а также был поставлен барьер на пути выделения очередных траншей на формирование национального силового блока.

52.18MB | MySQL:103 | 0,549sec