О российско-суданских отношениях накануне визита президента О.аль-Башира

Участники заседания российско-суданского рабочего комитета высокого уровня на встрече в Москве 3 августа обсудят координацию по вопросам международной и региональной политики. Об этом в понедельник ТАСС сообщил советник посольства Республики Судан в России Ахмед Халид. По его словам, «пройдут политические консультации между нашими странами, для координации по вопросам как на региональном, так и на международном уровне». Республику Судан на заседании будет представлять государственный министр иностранных дел Атта аль-Маннан Бахейт, российскую — спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов. Представитель посольства напомнил, что комитет был создан в 2012 году. «Проходят регулярные раунды консультаций между Москвой и Хартумом», — добавил он.  Со своей стороны отметим, что указанные консультации призваны подготовить пакет неких тем и принципиальных контуров по договоренностям в рамках предстоящего визита в Москву в августе президента Судана О.аль-Башира. Это первый визит суданского президента в Москву, и в принципе некоторые эксперты ожидают от него неких прорывных решений в экономической области. От себя отметим, что все предыдущие попытки Москвы и Хартума каким-то образом завязать и развить двусторонние отношения в экономической сфере всегда натыкались а один и тот же барьер: отсутствие возможностей финансирования каких-либо экономических инфраструктурных проектов со стороны Хартума, и нежелание российской стороны кредитовать реализацию таковых. Это обстоятельство является определяющим в развитии российско-суданских отношений в области экономики и ВТС. Ряд американских экспертов в этой связи указывают на то, что инициатива приглашения  в Москву О.аль-Башира исходила из Кремля, который таким образом пытается снизить возможный тренд на укрепление отношений  Судана с США в рамках предполагаемого снятия с него экономических санкций. Такая версия, мягко говоря, очень далека от истины, поскольку американцы не сняли такие санкции в конце мая, как это предполагалось ранее, и не сделали этого 12 июля, как это предполагали опять все те же американские эксперты согласно утечкам из администрации  президента Д.Трампа. В этой связи отметим, что посредническая роль Эр-Рияда в рамках убеждения Вашингтона сделать этот важный шаг, оказалось неудачной. Становится очевидным, что ослабление санкций, на которое пошла администрация Б.Обамы в самом конце истечения сроков своих полномочий, в общем-то является максимумом тех уступок, на которые США вообще могут пойти в рамках своей политики на суданском направлении. И наплыв американских бизнесменов в Хартум в настоящее время никого не должен обманывать: без полнокровного допуска Хартума на международный финансовый рынок говорить о каком-то инвестиционном буме в Судане не приходится в принципе.  Совершенно очевидно, что сейчас все упирается в фигуру самого О.аль-Башира в рамках его обвинений по вердиктам Международного уголовного суда (МУС), и этот барьер США перейти не готовы. В этой связи слова временного поверенного США в Судане С.Кутсиса о том, что «администрация Трампа готова вновь рассмотреть вопрос о снятии санкций в случае нового уровня выполнения Хартумом условий соблюдения прав человека» мы бы расценили бы как просто игру слов, которую США используют регулярно, дабы стимулировать Хартум на продолжение сотрудничества в области борьбы с исламистским террором. Этот аспект для Вашингтона полагается предельно важным, просто в силу объема и качества поступаемой по линии партнерских связей развединформации именно из суданского источника. А этот канал  О.аль-Башир, раздраженный  невнятной позицией США по вопросу снятия санкций, сейчас в достаточной мере прикрыл. И это сразу же встревожило американское разведсообщество. Что же касается того факта, что Москва приглашением находящегося под расследованием МУС О.аль-Башира старается сыграть с американцами на опережение, то это конечно является выдумкой экспертного сообщества США. Судан для России не представляет некого принципиального значения в рамках своей политики ни на Ближнем Востоке, ни в Африке. То есть факт попадания Судана в жесткую орбиту США и  ЕС Москву беспокоит в малой степени, ей от этого ни горячо, ни холодно. В данном случае первостепенным является политический аспект отношений. Судан был одним из немногих государств, которое признало правильность политики России по отношению к Крыму. Москва в свою очередь всегда последовательно совместно с Пекином блокирует любые попытки запустить процесс официального расследования в отношении суданского досье со стороны МУС в Совете безопасности ООН. В данном случае Россия в большей степени учитывает фактор еще одного проявления солидарности между Москвой и Пекином на важнейшей международной площадке, которая идет вразрез с   позицией западных стран. Визит О.аль-Башира в Россию (встреча с российским президентом В.В.Путиным состоится скорее всего в Сочи), а затем с большей долей вероятности — в Пекин, должен несколько поддразнить Вашингтон и продемонстрировать устойчивые позиции суданского лидера, который не боится на долгое время покидать родину. Именно в Пекине суданский президент постарается реанимировать тот формат сотрудничества, который был задействован Китаем на суданском направлении в прошлом до резкой фазы конфликта между Хартумом и Джубой. Это широкая кредитная политика в обмен на привилегии в области добычи и транспортировки углеводородов. Насколько китайцам сейчас интересен этот рынок, да еще в условиях перманентной нестабильности в отношениях с Южным Суданом, сказать сложно. Какой-то резкий прорыв в этом отношении может быть достигнут только в случае, если Хартум решится пойти на открытие своего рынка добычи и переработки золота, чего он до сих пор делать не хотел. Что же касается российско-суданских отношений, то помимо констатации единства подходов к основным международным темам можно ожидать только каких-то договоренностей по вопросу закупки российского вооружения, да и то в очень лимитированных объемах. Есть большие сомнения в том, что основной финансовый спонсор Судана в лице КСА расщедрится на кредиты для своего партнера для решения более глобальных задач на этом направлении.

52.34MB | MySQL:106 | 0,782sec