Турецкое проправительственное издание о первых шести месяцах президентства Д. Трампа

31 июля турецкое проправительственное издание «Daily Sabah», претендующее на роль рупора официальной Анкары, опубликовало статью, посвященную первым шести месяцем нахождения в Белом доме Дональда Трампа. Статья авторства колумниста Фахреттина Сюмера озаглавлена «Как выглядит внешняя политика Трампа?».

Что прежде всего стоит отметить – как бы ни складывались отношения между Белым домом и Аксараем (новая резиденция президента Турции Р.Т.Эрдогана — В.К.), но эпитетов в адрес Б.Обамы, подобным прозвучавшим по отношению к Д.Трампу, на памяти автора и близко не раздавалось. По тексту этой статьи новый американский президент называется столь «неуклюжим», что «Вашингтон не видывал». Его стиль управления «уникальным», а сам он действует как «звезда реалити-шоу, какой он когда-то уже был» и является «импульсивным». Утверждение, что Д.Трамп, в первую очередь, бизнесмен, нежели политик, и в своих шагах пытается основываться скорее на прагматизме, нежели на устойчивых принципах, на фоне всего этого «перемывания костей», уже надо расценивать как комплимент и реверанс в адрес главы единственной ныне мировой сверхдержавы.

Статья начинается с напоминания о том, что Д.Трамп пришёл во власть под лозунгом и под обещание изменений в стране, которых американцы давно заждались. А вместо этого, вновь избранный президент до сих пор работает над тем, чтобы назначить своих людей на ключевые посты, оказался вовлеченным в скандал о, якобы, имевшей место поддержке его российскими официальными лицами в ходе президентской избирательной кампании. Разумеется, не удалось ему быстро изменить те вещи, которые он хотел сделать, как то внести изменения в иммиграционное законодательство страны, а также отменить знаменитый Obamacare. Президент, как пишет турецкое издание, не заручился ни поддержкой СМИ, ни судов, и не пользуется расположением не только среди конкурентов-демократов, но и в своем собственном стане – республиканцев.

Дальше статья разбивается на два раздела, первый из которых озаглавлен, как «Существует ли какой-нибудь план в сфере внешней политики?», а второй – «Выход США из соглашений».

В первой части статьи автор сфокусировался на тех несоответствиях, которые четко прослеживаются в риторике американского президента (особенно предвыборной – В.К.) и той практики, свидетелем которой стал уже весь мир. Это касается как очевидного желания Д.Трампа улучшить отношения с Россией и наблюдаемым в настоящее время очередным витком санкционной войны, не говоря уже об активизации политики НАТО по расширению на восток, к российской границе.

Далее это касается целого ряда заявлений Д.Трампа (антимусульманская риторика, критика Саудовской Аравии, расторжение ядерной сделки с Ираном, требование нефтяных денег за обеспечение безопасности в Заливе, перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим), которые породили ожидания о кардинальном смене курса, ранее проводимого администрацией Б.Обамы.

Вместо этого, как отмечает автор, во многом на практике наблюдается следование ранее определенному вектору, невзирая на громкие заявления Д.Трампа. Посольство США не переехало, а невзирая на обещание отказаться от палестино-израильского мирного урегулирования на основе двух государств, администрация Д.Трампа продолжает свои посреднические усилия. Последовательными остаются отношения и с Саудовской Аравией, где США переподтвердили свой альянс с КСА, Египтом и странами Залива, находящимися в саудовском фарватере. Американское участие в региональных конфликтах, в частности, в Афганистане, продолжается. Расторжение иранской ядерной сделки, которая находится под «покровительством» ООН, также находится под большим вопросом, невзирая на «общее для США и КСА желание» выдавить Иран с его позиций на Ближнем Востоке, включая Йемен, Сирию, Ливан (через «Хизбаллу») и Ирак.

Как указывает автор статьи, американцы «устали от вовлеченности США в ближневосточные дела», но, в то же самое время, американцы не могут сейчас оставить ни Ирак, ни Сирию, без кардинального улучшения ситуации с безопасностью. Как пишет автор, складывается такое впечатление, что администрация Д.Трампа не понимает, что случится «после ИГ» («Исламское государство» – запрещённая в РФ террористическая организация – В.К.), но продолжает поддерживать сирийских курдов. И как он заключает: «без политической стратегии, долгосрочная стабильность не возникнет в этих странах, как этого не произошло в Ираке с момента его американской оккупации в 2003 году в силу нехватки ясной политической стратегии».

Касательно расторжения действующих соглашений автор отмечает, что под лозунгом America First (то есть, «Америка – прежде всего»), Д.Трамп вышел из Парижского соглашения по климату, свернул Транс-тихоокеанское партнерство, подписанное Б.Обамой, и продекларировал намерение пересмотреть торговые соглашения США, включая Nafta (Северо-американское соглашение о свободной торговле), а также подписанное с Южной Кореей. Как пишет Ф.Сюмер, налицо желание Д.Трампа, «как бизнесмена увеличить свои прибыли и ограничить издержки». На Ближнем Востоке, особенно после оружейных сделок США с КСА и Катаром, очевидным становится желание избранного американского президента переложить американские издержки от участия в ближневосточных делах на богатые нефтяные государства региона. Иными словами, желание конвертировать управляемый кризис в возможности для США.

Как заключает автор, политика Д.Трампа может нанести ущерб американскому лидерству и затруднить решение глобальных проблем. Да, подобная политика может идти на пользу корпоративной Америке, однако, неясно отразятся ли корпоративные выгоды на американских гражданах. Впрочем, тут автор статьи оставляет окно возможностей для Д.Трампа открытым, указав, что его политика «всё ещё тестируется» и «реальные результаты станут ясны в предстоящие месяцы и годы».

Подводя черту под материалом, заметим, что характер статьи, невзирая на немного ободряющую концовку, нельзя даже охарактеризовать в качестве осторожного скепсиса. Похоже, турки для себя всё про американцев уже решили и в своей внешней политике и в ближневосточных делах на США будут, по возможности, оглядываться по-минимуму. Это может быть отнесено ко многим актуальным вопросам международной повестки, включая возможную закупку Турцией у России системы С-400, вызывающую со стороны США и НАТО резкое неприятие.

52.34MB | MySQL:106 | 0,653sec