Об отношениях президента ИРИ Хасана Роухани с КСИР

27 июля президент ИРИ Хасан Роухани провел встречу с высшим командованием Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Данная встреча была неслучайна, т.к. взаимоотношения между главой исполнительной власти с военным командованием одной из самых влиятельных силовых структур за последнее время были сильно напряжены. Это грозило серьезными потрясениями во внутриполитической жизни Ирана.

Отношения между Хасаном Роухани и  КСИР является частью извечного внутриполитического конфликта между реформаторами и консерваторами. Конфликт между правительством  и КСИР обострился когда президентом был избран Мохаммад Хатами, лидер реформаторского крыла иранской элиты. После того, как в 1999 году группа студентов протестовала против закрытия газеты «Салам» и напала на общежитие, некоторые из них были убиты полицией. В ответ командование КСИР написало письмо на имя президента, в котором предупредило, что «чаша терпения переполнена». Среди подписавшихся были нынешний министр обороны Хосейн Дехкан, командующий спецподразделением  подразделением КСИР «Кудс» Касем Сулеймани и командующий КСИР Мохаммад Али Джафари.

В 2013 году президентом вновь был избран кандидат от реформаторов Хасан Роухани, что также не приветствовалось КСИР. Конфронтация между сторонами началась уже при первом сроке президентства Х.Роухани. Однако политические реалии диктовали свои условия. Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, ранее выступавший против каких-либо переговоров с Западом, собрал руководство КСИР и заявил о политике «героической гибкости», в рамках которой и проводились переговоры с группой 5+1 по иранской ядерной программе. КСИР не препятствовал переговорам, но контролировал все заявления переговорщиков и продолжал обвинять их в предательстве интересов страны.

В свою очередь Хасан Роухани в заявлениях о борьбе с коррупцией открыто намекал на коррумпированность КСИР, который владеет крупным бизнесом, информационными агентствами, недвижимостью и т.д. Противостояние усилилось после подписания ядерного соглашения (СВПД), когда Х.Роухани заявил о том, что Иран не в состоянии самостоятельно решить все экономические проблемы, возникшие в результате действия санкций, и их  отмена необходима для привлечения иностранного капитала. Это означало отказ от агрессивной политики, враждебности и открытость миру.

В этих заявлениях КСИР услышал угрозу для своей дальнейшей деятельности. Нормализация отношений с Западом, в том числе и с США, означает снижение роли всех организаций и институтов, основанных на революционных идеях и курируемых КСИР. С другой стороны возникла угроза его экономическому  влиянию. КСИР и подконтрольные ему организации имеют огромный вес в области добычи  нефти и газа, нефтехимии, водных ресурсов, электроэнергетики, портов и береговых сооружений, оффшорах, транспортировке, добыче и переработке минерального сырья, промышленности, строительстве, информационных технологий и сельского хозяйства. Другой источник доходов — это консорциум Mobin Trust Consortium — экономический двигатель КСИР, который использовался для приобретения государственных монополий или в других коммерческих и деловых интересах, важных для консервативных политических групп. С 2009 года консорциум владеет контрольным пакетом акций иранской национальной Телекоммуникационной компании. Приход иностранных компаний на иранский рынок поставит под угрозу экономическое превосходство КСИР, особенно в крупных проектах. Таким образом, СВПД стал центральной осью противостояния между президентом и командованием КСИР.

Чтобы изменить ситуацию, КСИР приложил серьезные усилия в ходе предвыборной кампании в 2017 году, оказывая финансовую и агитационную поддержку консервативному кандидату Эбрахиму Раиси, однако на выборах 19 мая Х.Роухани был переизбран на второй срок, а противостояние продолжилось.

Усилиями консервативных сил был арестован родной брат президента Хосейн Ферейдун по обвинению в коррупции. Однако им так и не удалось заставить его предстать перед Меджлисом и ответить на вопросы депутатов. В настоящее время Х.Ферейдун выпущен под залог.

Одно из последних по времени  заявлений Х.Роухани стало критической точкой конфликта. В одном из своих выступлений на встрече с предпринимателями и бизнесменами вначале июля он заявил: «Статья 44 Конституции была внесена для того, чтобы экономика перешла в руки народу, а государство покинуло экономическую сферу. Но что мы сделали? Экономика была в руках невооруженного государства, которое передало ее в руки государства с ружьем. Это не экономика и не приватизация… Частный сектор — государство без ружья,  опасается, что мы предадим экономику государству, имеющим в своем распоряжении и ружье, и СМИ и все остальное. И никто не осмеливается вступать с ним конфронтацию».

В ответ на это заявление еженедельник Sobh-e sadeg, принадлежащий КСИР, опубликовал статью с жесткой критикой президента и его правительства. Ядулла Джавани, известный как один из теоретиков КСИР, написал статью о тайном сценарии уничтожения армии изнутри как новый аспект конфликта армии и правительства Х.Роухани. Он поставил под сомнение поддержку правительством ряда СМИ, призывая все органы безопасности изучить их связь с внешними врагами, стремящимся дискредитировать армию внутри страны.

Еще одним импульсом для разрастания конфликта стал контракт с французской нефтяной компанией «Тоталь». Это первый крупный контракт с иностранными компаниями, после установления нового формата нефтяных контрактов с Ираном. Консерваторы увидели в этом контракте шаг к возвращению дореволюционной экономической картины, когда большая часть ресурсов страны контролировалась иностранцами.

В отличие от КСИР, гонящимся за экономическим превосходством,  Х.Роухани, как политический деятель, не может не учитывать опасность внутреннего конфликта в условиях, когда США ведет активную антииранскую политику, используя и региональных игроков, в частности Саудовскую Аравию и Израиль. С другой стороны, сложилась неблагоприятная для Ирана ситуация в Сирии, грозящая потерей влияния в этой арабской стране.

В связи с этим, и была инициирована встреча с высшим  руководством КСИР в президентском дворце. На встрече президент поддержал действия КСИР в Сирии, а именно нанесение ракетного удара по позициям террористов, отметив, что это не решение одного органа власти, а «всего народа ИРИ». Х.Роухани также высоко оценил усилия и службу КСИР, выразив надежду, что в течение срока полномочий 12-й администрации скоординированные усилия всех вооруженных сил поспособствуют более быстрому удовлетворению потребностей людей. Он также выразил надежду на то, что все учреждения и ответственные органы повысят свою эффективность с большей ясностью в своих специализированных областях и гарантируют национальную безопасность страны путем увеличения потенциала вооруженных сил, используя современные технологии. Президент заверил КСИР в поддержке правительства. После переговоров стороны подтвердили готовность сотрудничать и впредь.

Советник президента по политическим и культурным вопроса Хесамодин Ашна опубликовал фото со встречи командования КСИР с Х.Роухани в социальной сети «Телеграмм», написав: «Это — не просто фото, это — путь. Свобода, безопасность, мир и прогресс для народа и системы зависит от стратегического консенсуса между правительством и Корпусом».

Командующий добровольческими формированиями «Басидж» Голамхосейн Гейбпарвар по итогам встречи заявил: «Встреча президента с командованием КСИР не была протестной. Гвардия признает Его превосходительство Хасана Роухани законным президентом страны. Иначе быть не может. Мы должны помогать правительству, т.к. многоуважаемый президент Х.Роухани признает КСИР и «Басидж» неоспоримой силой народа».

Положительно оценили подобную инициативу президента практически все политические деятели и средства массовой информации. Как пишет информагентство Alef, данная встреча может положить начало новой фазы взаимоотношений между президентом и КСИР, которые испортились после выборов. Периодический характер подобных встреч сможет ликвидировать конфликт и среди граждан страны, поддерживающих ту или иную сторону.

Иранские эксперты считают, что Х.Роухани в ходе предвыборной программы делал громкие заявления в адрес КСИР, чтобы подчеркнуть социальное неравенство и привлечь народ на свою сторону, однако следует избегать радикализации этого противостояния, чтобы «враги не могли использовать конфликт в свою пользу».

Данной встречей, возможно, завершился этап конфликта. На сегодняшний день Хасану Роухани необходимо создать повестку дня для всех органов власти для достижения консенсуса. Сосредоточение сил на идее единства поможет избежать политического коллапса. Следует отметить также, что данная встреча станет также сигналом для внешних врагов.

«Шейху дипломатии», как прозвали Хасана Роухани на Западе, удалось своевременно решить важную проблему внутри страны в период серьезной внешнеполитической угрозы со стороны США и их сторонников. Заявления президента в ходе встречи с командованием КСИР свидетельствуют о решимости Исламской Республики продолжать развивать военную промышленность, в частности, ракетную программу, и усиливать свои вооруженные силы даже в условиях новых санкций США.

52.21MB | MySQL:103 | 0,610sec