О китайско-пакистанских учениях ВВС «Шахиин 6»

По сообщениям СМИ КНР, в ночь с 3 на 4 августа 2017 г. на авиабазы Хэтянь и Иньчуань ВВС НОАК прибыло 19 самолетов ВВС Пакистана для участия в Шестых ежегодных учениях подразделений истребительной и разведывательной авиации под обозначением «Шахиин 6» («Орел 6»). Цель данных учений отработать порядок взаимодействия между летчиками двух стран в случае начала вооруженного конфликта с третьей стороной.

Очевидно, что даты проведения учений этого года были установлены заранее и вполне вероятно, что они могут подействовать умиротворяющее на воинственно настроенное военно-политическое руководство Индии, которое намеренно идет на обострение ситуации на отдельных участках китайско-индийской и индийско-пакистанской границы.

Вполне вероятно, что китайские и пакистанские военные не стали переносить даты учений, поскольку ожидать успокоения официального Нью-Дели не приходится, особенно с учетом воинственных призывов, звучащих в индийском парламенте. Для китайских и пакистанских военных специалистов очевидно, что только сохранение технической готовности и постоянное повышение квалификации позволит сохранить преимущество в воздухе над ВВС Индии, а это очень важно в ходе вооруженного конфликта в горной местности. Важность контроля воздушного пространства была доказана ВВС Пакистана в военных столкновениях с Индией в 1965 г. когда пакистанские истребители сбили 54 индийских самолета при этом потеряли только восемь своих.

Следует отметить, что даты проведения этих учений плавающие, кроме того, стороны попеременно предоставляют свои авиационные базы и полигоны для проведения учебных мероприятий. Известно, что в этом году командование ВВС НОАК приняло решение дислоцировать пакистанских партнеров на двух базах одновременно, что позволит обеспечить реалистичность действий в формате «красные против синих».

В этом году ВВС Пакистана направили в КНР смешанный полк состоящий в основном из одномоторных истребителей JF-17Block I и II, J-7PG, Мираж-3АЕ  и Мираж-5, для координации действий которых в воздушном пространстве КНР будет действовать самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) ZDK-003 «Каракорумский орел».

Как отмечает начальник педагогической лаборатории командного факультета Авиационного университета ВВС НОАК старший полковник Ван Минчжи, современный воздушный бой невозможен без самолетов ДРЛОиУ, которые представляют собой воздушные пункты управления. Члены экипажа таких самолетов обрабатывают информацию и выдают указания эскадрильям истребительной или бомбардировочной авиации на применение вооружения.

Следует отметить, что ВВС Пакистана пока единственные в мире кто приобрел и эксплуатирует самолеты ZDK-003, а в перспективе китайские самолетостроители и разработчики высокопроизводительных радиолокационных станций предложат официальному Исламабаду новый самолет ZDK-006.

В ходе перелетов с аэродромов базирования пакистанские истребители производили дозаправку в воздухе от самолета-заправщика Ил-78, который представляет собой модифицированный транспортный Ил-76, с установленной топливозаправочной аппаратурой украинского производства. Именно специалисты из Украины оказали неоценимую помощь ВВС Пакистана в расширении возможностей боевой авиации.

Следует отметить, что тактико-технические возможности перечисленных выше истребителей ВВС Пакистана не являются новостью для китайских летчиков, поскольку  JF-17Block I и II,  это совместная китайско-пакистанская разработка, а J-7PG китайские самолетостроители создавали и модернизировали специально под требования официального Исламабада в рамках программы «Супер 7».  Устаревающие истребители Мираж-3АЕ и Мираж-5 также хорошо известны китайским летчикам по учениям предыдущих пяти лет и интересны только для молодых строевых китайских пилотов, которые впервые принимают участие в данных мероприятиях.

Как отмечают командиры соединений ВВС НОАК, истребители французского производства обладают отличной маневренностью на малых скоростях, позволяют продолжительно совершать активные маневры с максимальной перегрузкой до 9,4 G, резко набирать скорость до 1,3 МАХа и при этом органы управления оберегают пилота от чрезмерных нагрузок в ходе воздушного боя. Известно, что китайские пилоты используют учения серии «Шахиин» для получения практики пилотирования истребителей типа «Мираж», поскольку аналогичные китайские машины практически выведены из эксплуатации в силу исчерпания летного ресурса.

Китайские военные обозреватели признаются, что основной интерес для представителей ВВС НОАК представляют тактические приемы  пакистанских летчиков и приемы пилотирования, которые используют пакистанские коллеги в случаях столкновения с более тяжелыми двухдвигательными истребителями Су-30МКИ и МиГ-29 ВВС Индии.

По данным китайских источников, летчики истребительной авиации ВВС Пакистана получают возможность пройти краткосрочные курсы пилотирования таких истребителей как «Цзянь-10В», «Су-30МКИ», «Цзянь-11Б»; истребителей-бомбардировщиков «Цзяньхун-7А».

Использование «Цзянь 10В» в этих учениях обусловлено стремлением представителей оборонно-промышленного комплекса КНР продемонстрировать возможности одномоторного истребителя с улучшенной аэродинамикой, новой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой, системой радиоэлектронной борьбы и компонентами кабины пилотов, заимствованными от российского Су-30МКК.

По оценкам китайских обозревателей, в учениях «Шахиин-6» примут участие новейшие истребители-бомбардировщики «Цзянь-16», которые предназначены для замены устаревающих «Цзяньхун-7А». Известно, что «Цзянь-16» были впервые официально продемонстрированы в рамках авиационной части парада посвященного 90-летию НОАК. Упомянутое мероприятие было проведено на территории крупнейшей межвидовой учебно-тренировочной базы «Чжужихэ» (Автономный район Внутренняя Монголия).

Подводя итог вышесказанному необходимо добавить, что по завершению учений «Шахиин-6» летчики ВВС Пакистана примут участие в совместных с ВВС и ВМС НОАК учениях по отражению массированных налетов авиации на корабельные группы в нескольких учебных районах в акватории Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Это будет первый случай участия пакистанских летчиков в межвидовых учебных мероприятиях боевой подготовки.

44.07MB | MySQL:92 | 1,168sec