Об инвестиционном климате в Ираке

Директор Национальной дирекции по инвестициям Ирака Сами аль-Аараджи на пресс-конференции, состоявшейся в Багдаде 15 августа заявил, что совокупный объем инвестиций в экономику страны за последние семь лет составил 93 млрд долларов США. Причем, инвестиции носили разноплановый характер. Все это, по словам директора, выводит иракский рынок на одно из ведущих мест по инвестиционной активности.

Впечатляющий результат на фоне идущей в стране войны и мировой рецессии цен на энергоносители, а также структурных диспропорций и системных проблем местной экономики, основными из которых являются пересекающиеся чрезмерная забюрократизованность управленческого аппарата и коррупция.

Однако, благоприятные факторы в лице развитой нефтегазовой промышленности, огромных запасов нефти и газа, многочисленного и растущего населения, обеспеченности Ирака водными ресурсами и достаточно развитой обрабатывающей промышленности, строительной индустрии и необходимости обеспечить колоссальные объемы восстановительных работ, практически по всей стране, а не только в многострадальном Мосуле, — все это действительно привлекает в страну многочисленных инвесторов. И приток кредитов.

С.аль-Аараджи напомнил журналистам, что, начиная с введение в действие Закона об инвестициях № 13 от 2006 г., инвестиционная активность в Ираке набирала обороты, но, недостаточно быстро, однако уже 2010 год охарактеризовался положительной динамикой, чему способствовали принятые первая и вторая поправки к закону.

К числу реализованных, более чем 1 400 проектов относятся те, что были осуществлены в жилищном секторе, в туризме, в сельском хозяйстве, а «инвестиционная карта» на текущий год состоит из 1000 проектов, распределенных по всем без исключения провинциям страны и различным сферам деятельности.

С.аль-Аараджи обратил внимание журналистов на рост строительства т.н. промышленных кластеров и индустриальных зон, способствующих общему экономическому подъему, снижению импорта и создает новые рабочие места.

Кроме этого, были раскрыты некоторые подробности пятилетнего инвестиционного плана, утвержденного Центральной комиссией по инвестициям, которую возглавляет премьер-министр страны, Х.аль-Абади, и в которую входят представители всех министерств. Само учреждение комиссии, подчеркнул С.аль-Аараджи «свидетельствует о внимании, которое уделяет правительство этому вопросу и ускорению решения, связанных с ним проблем, большинство из которых вызвано бюрократическими проволочками». Путаницу и задержки привносила и ведомственная разобщенность, которою начинают устранять благодаря введению принципу «одного окна» и цифрового документооборота.

В полную силу пятилетний инвестплан (2018-2022 гг.) заработает по мнению чиновника «после победы над террористами», при этом, значительное количество инвестиционных планов связано с восстановлением разрушенных районов.

Комментируя инвестиционную ситуацию в Ираке, председатель отраслевой инвестиционной комиссии в парламенте, депутат Бурхан аль-Маамури, отмечает факты многочисленных препон, осложняющих реализацию инвестиционных проектов на местах, в провинциях, где до сих пор отношение к инвестиционным органам со стороны местных чиновников и представителей центральных министерств оставляет желать много лучшего. Негативное влияние оказывает и практика решения вопросов на основе кумовства, родственных связей или политических предпочтений. «Политические партии стремятся поставить эту сферу деятельности под свой контроль», — считает депутат. Кроме того, коррупционная составляющая никуда не делась, и, зачастую, за любую подпись, исполнительные и надзорные структуры требуют взятки. По мнению М.аль-Маамури, скорейшее наведение порядка в инвестиционных проектах на местах является первоочередной задачей Центральной комиссии по инвестициям. Еще одной приоритетной задачей будет наращивание инвестиций в проекты частного бизнеса.

Инвестиционный климат в Ираке оказывает самое непосредственное влияние на фондовый рынок страны. В понедельник, 14 августа, его исполнительный директор Таха Ахмед Абдель Салям подвел итоги деятельности рынка иракских ценных бумаг за июль: в нем было проведено 21 торговых сессий, на первичном рынке обращаются акции 72 компаний, на вторичном – 29, и индекс деловой активности в июле составил 575.61 пункта, что на 0.09% превысило июньский показатель, составивший 576.11 единиц.

Количество акций в обороте составило 65.877 миллиарда акций, оцениваемых в 40.720 млрд динар, причем, в основном, торгуются бумаги банков, так, например, Торговый Банк Ирака выпустил на рынок 26.400 миллиарда акций, Арабский Исламский банк – 12.985 миллиарда, Банк Багдада – 7.457 миллиарда акций, Банк Ближнего Востока – 6.057 миллиарда акций, коммерческий банк «Аль-Халидж» — 2.711 миллиарда, и на момент закрытия последней сделки средняя цена за акцию выросла на 11.7% и составила 0.670 динара за штуку, по сравнению с июньской ценой в 0.6 динара.

Что касается зарубежных инвесторов, то они приобрели 26.819 миллиарда акций 23 компаний в ходе 472 сделок, общей суммой в 11.529 млрд динар. 855 сделок было заключено на продажу акций, выставленных нерезидентами Ирака, было продано 14.017 миллиардов акций на 6.947 миллиарда динар.

Официальные оценки уровня иракско-российского экономического сотрудничества хорошо известны и отличаются чрезмерным, на наш взгляд, оптимизмом. Фактического наполнения от многочисленных общих фраз и заявлений в них не больше, чем сладости в рту, от многократного повторения слова «халва». Реально работают в Ираке всего две российские компании, обе в сфере нефтедобычи, и одна из них, «Лукойл», является ветераном иракского рынка. К слову, ее подразделение в Ираке российским может считаться с большой натяжкой. 10 млрд долларов США, вложенных компанией в Ирак, вообще то, являются, мягко говоря, не серьезной суммой для нефтедобывающей промышленности, но, так или иначе, и «Лукойл» и подразделение «Газпром-нефти», действующее в центральной провинции Аль-Васыт, как говорится, молодцы. Остальные числятся лишь в отчетах межправительственных комиссий, столь любимых нашими чиновниками. Для сравнения, ни американцы, ни южные корейцы, ни венгры и словаки, и даже немцы, не устраивают таких помпезных мероприятий, но планомерно и достаточно успешно наращивают свое присутствие в Ираке. Российский частный бизнес к большому сожалению ни по сути, ни по содержанию не готов к сотрудничеству с иракскими компаниями, а государственные специализированные внешнеторговые объединения, часть из которых в 70-е и 80-е гг. ХХ века возвели в Ираке десятки промышленных объектов, были безжалостно истреблены, последние – усилиями Минэкономразвития и Минимущества РФ в начале 2000-х гг. Тем не менее, иракский рынок потенциально очень привлекателен для российских компаний, дело лишь за желанием на него зайти.

52.21MB | MySQL:103 | 0,491sec