Сомали: продовольственная безопасность как главный фактор политической нестабильности

В 2017 году охваченное многолетним конфликтом государственное образование Сомали вновь оказалась в фокусе повышенного внимания международных структур содействия в контексте новой угрозы продовольственной безопасности.

По данным системы международной классификации продовольственной обеспеченности IPC (Integrated Food Security Phase Classification) по состоянию на июль текущего года порядка 6.7 миллионов человек, что составляет более половины всего населения, относятся к категории нуждающихся в продовольственном обеспечении. А именно — относятся к категориям 2 (на пороге нехватки продовольствия), 3 (острая нехватка продовольствия) и 4 (чрезвычайная гуманитарная ситуация) по 5-бальной шкале IPC. Это означает, что существует серьёзная угроза перехода этого населения в пятую (высшую) фазу  — состояние голода.

Для охваченного непрекращающейся  многолетней войной Сомали сюжет не новый. Ранее, в 2011 г. в стране был также объявлен полномасштабный голод, в результате которого погибло более 250 000 человек, во многом в силу отсутствия оперативной реакции гуманитарного сообщества.

Динамика сейчас негативная. За последние 6 месяцев число сомалийцев, нуждающихся в продовольственном обеспечении выросло на 500 000 человек — с 6.2 до 6.7 миллионов человек. В ситуации, когда более 50% населения Сомали относятся к категории голодающих,  роль продовольственного фактора приобретает особую роль в политическом урегулировании. Примечательно, что из этой группы остро нуждаются в продовольственном обеспечении более 3 миллионов человек, большинство которых (68%) — фермеры и скотоводы. Кроме того, недоедающими числятся более 360 000 детей.

Изменение климата вносит свою лепту в усугубление продовольственной ситуации. Слабые дожди и продолжительная засуха сорвали главный урожайный сезон года «Гу» (апрель), что создало  дополнительные риски. Эта ситуация повторяется в Сомали уже несколько лет подряд, что имеет кумулятивный эффект. В прошлом году, урожай главного сезона «Гу» был меньше на 50%, а последующая урожайная фаза «Дейр» (конец года) оказалась и вовсе критичной — потери составили 70%. Таким образом, фермерам и кочевникам не удалось обеспечить достаточных запасов прочности, чтобы подготовиться к новому сезону.

Активная работа гуманитарного сообщества пока позволяет удерживать ситуацию в шаге от голода, и соответственно, несколько сдерживать дальнейшее ухудшение продовольственной ситуации, которая, в свою очередь, будет нагнетать политическую напряжённость и катализировать военный конфликт. Однако в отсутствие каких-либо внятных перспектив устойчивого развития сельского хозяйства, риски будут и далее возрастать.

Гуманитарная помощь не бесконечна и не может служить панацеей от комплексного решения  проблемы. Более того, её физический доступ в районы, контролируемые радикальными исламистскими группировками, во многом ограничен.

Решением должен стать акцент на осуществление долгосрочных мер поддержки аграрного производства за счет прямой поддержки фермеров техникой, удобрениями, семенами и инвентарем. Очевидно, что без решения продовольственного вопроса за счёт устойчивого внутреннего производства, сформированное в Могадишо в 2012 г. федеральное правительство будет испытывать серьёзные проблемы на политическом фронте.

С учётом традиционного доминирования аграрного сектора — и прежде всего животноводства —  в экономике Сомали (54% населения проживает в сельских районах, более 80% — кочевники и полукочевники, занимающиеся скотоводством, животноводство составляет более 40% ВВП Сомали), лишь полномасштабное восстановление этого сектора позволит ликвидировать актуальную сегодня угрозу голода, которая может свести на нет все усилия по политическому урегулированию.

В то же самое время, без урегулирования вооружённого конфликта эффективно бороться с голодом не получится. Международное сообщество во главе с Советом Безопасности ООН сегодня официально признает прямую взаимосвязь между гражданской войной в Сомали и угрозой полномасштабного голода.

С учетом роста числа нуждающегося в гуманитарном содействии населения Сомали шла постоянная корректировка целей и объёмов финансирования международной гуманитарной помощи под эгидой ООН.

Подготовленный ранее под руководством Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) комплексный План чрезвычайного реагирования для Сомали на 2017 год был ориентирован на охват помощью 5 миллионов человек (данные на сентябрь 2016 года), с целевым бюджетом 860 миллионов долларов США. В мае 2017 года ООН выпускает пересмотренный План для охвата помощью 6,7 миллионов человек с обновлённым целевым бюджетом более 1.5 миллиарда долларов США, то есть почти вдвое превышающий предыдущий.

По состоянию на май 2017 г., на реализацию Плана реагирования уже удалось привлечь 673 миллиона долларов США, при этом более 870 миллионов еще предстоит мобилизовать у доноров. Главные доноры — США, Германия, Великобритания, Европейский союз.

Примечательно, что львиная доля средств из бюджета Плана чрезвычайного реагирования ООН для Сомали будет израсходована на обеспечение продовольственной безопасности и питания — 712 и 275 миллионов долларов США соответственно.

Что касается работы Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных  Наций (ФАО), то ей -совместно со Всемирной продовольственной программой ООН (ВПП) отводится ключевая роль в усилиях по обеспечению продовольственной безопасности и питания. Программа ФАО в Сомали с бюджетом 160 миллионов долларов США, рассчитанная на помощь 870 000 жителей сельских районов, пока профинансирована на 61%. Ее основные доноры — США, Всемирный банк, Великобритания и Европейский союз.

52.32MB | MySQL:103 | 0,474sec