Алжирские берберы: власти усиливают угнетение по национальному признаку

Представители алжирских берберских организаций заявляют о том, что АНДР лидирует по уровню «национального подавления» из всех стран проживания берберов, указывая, что данное обстоятельство вынуждает их активизировать борьбу за свои права.

Они указывают на то, что спустя 500 дней с момента принятия Закона о предоставлении берберскому языку официального статуса наравне с арабским, ситуация в отношении соблюдения культурных свобод для нацменьшинств вообще и берберов в частности, только ухудшилась.

Так, например, они называют это «фикцией» и «пусканием пыли в глаза», поскольку до сих пор власти взяли на государственный баланс менее одного процента из порядка 5000 преподавательских ставок берберского языка в школах и вузах страны.

Но еще большее возмущение у алжирских берберов вызывают массовые отказы властей регистрировать их детей с национальными именами под предлогом того, что они «не значатся в государственном реестре имен».

В частности, за последние недели представители национальных организаций страны неоднократно обращались в местное МВД с запросами по поводу того, почему его представительства отказываются это делать.

В ответ на это полицейское руководство АНДР вынуждено было заявить, что соответствующие отказы главным образом касаются «неалжирских» и «вообще необычных» имен.

Причем, по его версии, «такие случаи по стране единичны и не являются общим и повсеместным правилом, особенно в местах традиционного проживания представителей национальных меньшинств».

Напротив, по данным представителей берберских организаций, подобные запреты все чаще отмечаются не только в районах с преимущественно арабским, но и берберским населением.

В этой связи они указывают, что речь идет о целенаправленном культурном подавлении берберов в рамках осуществляемой на практике их арабизации, поскольку попытки опротестовывания таких решений в прокуратуре и судебных органах обычно успеха не имеют.

Отвечая на эти обвинения, руководство алжирского МВД указывает, что определенные силы целенаправленно раздувают отдельные факты «неутверждения некоторых имен» и рекомендуют родителям «как следует ознакомиться с национальным реестром имен, разрешенных к использованию».

В свою очередь, представители берберских организаций заявляют, что алжирские власти целенаправленно не допускают вносить в этот список «традиционные национальные имена амазигов».

По их информации, из более чем одной тысячи берберских имен в Алжире официально разрешены лишь около 300. Однако, согласно свидетельствам самих берберов, даже выбор из этого разрешенного списка отнюдь не гарантирует того, что ребенка зарегистрируют именно так, как того хотят родители.

В этой связи они особо указывают на «странную ситуацию» с массовым использованием турецких имен в АНДР, что, по мнению представителей берберских организаций, служит примером того, как «привилегированные национальные меньшинства руководят страной и навязывают действительно коренному североафриканскому населению свои правила жизни».

Но особое удивление и возмущение у них вызывает то обстоятельство, что недопущение использования «чуждых имен» под предлогом заботы о «сохранении размываемой национальной идентичности» отнюдь не касаются все более популярного использования в Алжире европейских и персидских имен.

При этом, сравнивая ситуацию с соблюдением национальных прав в регионе, представители берберских организаций заявляют о том, что с момента одобрения Закона о предоставлении берберскому языку статуса официального (декабрь 2015 г.) Алжир практически по всем показателям скатился ниже своих соседей.

И произошло это, по их мнению, в результате целенаправленного давления «со стороны арабо-турецких лидеров АНДР, направленного на растворение коренного населения, которое они считают изначально нелояльным своей власти».

В связи с этим они напоминают, что, «осуществляя политику культурного подавления и лишения берберов собственных имен алжирские власти повторяют роковую ошибку своих марокканских коллег, которые, применяя схожий курс и в том числе запреты на использование исторических имен амазигов способствовали началу восстания народа Риф».

Для противодействия «целенаправленной арабизации» некоторые представители Всемирного конгресса амазигов предлагают алжирским и прочим берберам вести «параллельное документирование своих детей» и «настойчиво готовить как в Алжире, так и в Марокко, а также на других берберских землях тот день и час, когда они смогут сделать это открыто».

Как бы там ни было, усиливающееся подавление берберов усиливает среди них позиции радикалов, в том числе сепаратистов.

Не случайно, что руководство алжирского Движения за автономную Кабилию (ДАК), вступившее в связь с представителями марокканской организации Hirak, играющую роль основной «скрипки» в протестах в области Риф на севере Марокко, призывает «всех амазигов пробудиться».

О том, что такие призывы находят все большее понимание, свидетельствует заметное увеличение численности организуемых представителями ДАК антиправительственных демонстраций.

Очень тревожным знаком для властей АНДР служит то, что одновременно слабеют позиции традиционных «лоялистских» берберских партий, придерживавшихся политических и парламентских методов борьбы.

Характерным примером тому служит наблюдаемый кризис в партии Фронт социалистических сил, подвергаемый самими берберами жесткой критике за «соглашательство с инициаторами подавления амазигов».

Подобная ситуация может косвенно свидетельствовать в пользу разочарования берберского населения в мирных формах борьбы.

62.8MB | MySQL:102 | 0,496sec