Ситуация в Ливии: июль 2017 г.

1 июля медицинские источники в Бенгази сообщили, что в боях против  последних оплотов джихадистов в этом городе в июне Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара потеряла убитыми 44 человека. Бои шли за кварталы Ас-Сабри и Сук аль-Хут. ЛНА подчиняется параллельному правительству Ливии, находящемуся в Тобруке. Его поддерживает также обосновавшийся на востоке страны международно признанный парламент, который до сих пор не признал правительство национального согласия (ПНС) в Триполи, пользующееся поддержкой западных стран, как это было обусловлено Схиратскими мирными соглашениями, заключенными в конце 2015 г. в Марокко.

Что касается ситуации в Бенгази, то как сообщил 1 июля представитель ЛНА Халифа аль-Абиди, к этому времени джихадисты оказались зажаты на территории в 4 кв. км. Данных о неминуемых потерях последних не имеется.

ЛНА ведет боевые действия против джихадистов с весны 2014 г. Речь идет в первую очередь об «Исламском государстве» (ИГ) и других джихадистских группировках, близких к «Аль-Каиде» (обе организации  запрещены в РФ). В конце мая одна из таких группировок – «Ансар аш-Шариа», которая значится в списках террористических организаций ООН и США, объявила о своем «роспуске», косвенно признав свое поражение в борьбе против ЛНА.

5 июля ЛНА объявила о «неминуемой» победе в боях за Бенгази после того, как ее формирования овладели кварталом Сук аль-Хут. К тому времени в квартале Ас-Сабри джихадисты удерживали лишь больницу «Аль-Джумхурия» и рынок «Аль-Джарид». К исходу того же дня Х.Хафтар объявил о «полном освобождении» Бенгази, бои за который шли долгих три года. Известно, что фельдмаршал пользуется поддержкой Египта, ОАЭ и России.

Показательно, что уже 9 июля маршал побывал в ОАЭ. Там его принял наследный принц Абу-Даби шейх Мухаммед бен Зайед аль- Нахаян.

Также показательно, что уже после заявления Х.Хафтара ЛНА объявила о потере по меньшей мере 23 солдат в ходе операции по зачистке освобожденных кварталов Бенгази.

14 июля стало известно, что Х.Хафтар встретился с командующим Африканским командованием Пентагона Томасом Вальдхаузером. Это может свидетельствовать о том, что США пересматривают свое отношение к силам, действующим в Ливии, и они готовят свое возвращение в страну, из которой они ушли после убийства американского посла в Бенгази. В первую очередь речь идет о некоем американском координационном центре, где будут заняты до 50 американских военных. Известно также, что Вашингтон намерен в сентябре вновь открыть свое посольство в Триполи и консульство в Бенгази.

Ранее США оказали военную поддержку силам ПНС, когда те штурмовали ставший на время оплотом ИГ в Ливии г.Сирт.

4 июля реактивный снаряд, выпущенный неизвестными, разорвался на одном из пляжей на востоке Триполи. В результате взрыва погибли 5 человек, в том числе ребенок, по меньшей мере 25 человек получили ранения. По данным МВД страны, в тот день на прилегающем к пляжу аэродроме «Митиджа» шли бои между силами безопасности, верными ПНС, и одной из «незаконных» вооруженных групп.

После появления в Триполи в марте 2016 г. ПНС в целом удалось установить контроль в столице страны благодаря поддержке ряда бригад бывших «повстанцев».

Из-за боев в районе аэропорта «Митиджа» он был закрыт 4 и 5 июля. Воздушное движение возобновилось лишь во второй половине дня 5 июля. Бывшая авиабаза стала использоваться для приема гражданских воздушных судов после того, как из-за боев летом 2014 года была разрушена инфраструктура международного аэропорта Триполи. Тогда столицу захватил происламистский альянс «Рассвет Ливии», который затем «посадил» в ней «правительство» Халифы аль-Гвейли. Последнее было уступило власть ПНС, но затем начало оспаривать ее.

Аэропорт «Митиджа» используется только ливийскими авиакомпаниями. Самолеты иностранных авиакомпаний не летают в Ливию с 2014 года по соображениям безопасности.

Формирования, лояльные ПНС, захватили «Митиджу» в конце мая после кровопролитных боев с бригадами, оставшимися верными Х.аль-Гвейли, и в частности, «Мисуратскими». Охрана аэропорта была передана недавно сформированной ПНС Президентской гвардией.

Также 5 июля консорциум итальянских компаний и ПНС подписали соглашение о восстановлении объектов международного аэропорта. Стоимость проекта – 78 млн евро. Им предусмотрено строительство двух терминалов – международного и для внутренних линий. Согласно документу, первый терминал должен заработать через 10 месяцев, второй – через 18.

9 июля вспыхнули бои между силами ПНС и противостоявшими им формированиями из числа сторонников Х.аль-Гвейли в районе Гарабалли в 60 км к востоку от Триполи. К 11 июля стало известно о гибели там двух иностранных рабочих, видно, попавших под раздачу. Их национальность первоначально не сообщалась. После трех дней боев ПНС объявило об отражении атаки сторонников Х.аль-Гвейли к востоку от столицы и восстановлении контроля над городом Гарабалли. Этой атакой сторонники экс-премьера хотели восстановить контроль над Триполи.

Что касается Президентской гвардии, то она рассматривается как ядро будущей регулярной армии. Предполагается, что она будет состоять из семи бригад. Тренировочные центры для подготовки будущих гвардейцев находятся в Гариане, Триполи и Мисурате. Чтобы привлечь ливийцев в ряды Президентской гвардии, рекрутам обещаны хорошие зарплаты и премиальные. Первое подразделение гвардейцев численностью 500 человек взяло на себя охрану аэропорта «Митиджа». Они были набраны из числа бывших «повстанцев», ранее прошедших срочную службу.

16 июля глава ПНС Файез Сарадж предложил провести в марте 2018 года президентские и парламентские выборы с тем, чтобы прекратить политическое троевластие в стране. По его мнению, глава государства и парламент должны получить мандаты самое большее на три года с тем, чтобы за это время подготовить проект конституции и принять его на референдуме, после чего выборы должны быть повторены. Он также предложил «дорожную карту» выхода страны из кризиса из 9 пунктов, согласно которой ПНС останется у власти вплоть до того, как вновь избранный президент не назначит нового премьера, а новый кабинет не будет одобрен парламентом. Понятно, что в ливийских условиях эта «дорожная карта» вряд ли реализуема с учетом региональных и племенных реалий. Да и Х.Хафтар вряд ли примет такое предложение.

В конце июля исполнилось 40 дней со времени освобождения сына М.Каддафи Сейф аль-Ислама. С ним многие ливийцы связывали большие надежды, однако он исчез, опасаясь за собственную безопасность, поскольку в Ливии есть политики и силы, в первую очередь – исламисты, которые хотели бы его смерти. С последними у него свои счеты. В свое время при прежнем режиме он добился освобождения многих из них из тюрем в обмен на обязательство прекратить борьбы против режима. Понятно, что в 2011 г. исламисты фактически обманули его. Они прекрасно понимают, что если Сейф аль-Ислам станет во главе Ливии, они обречены. Устранения Сейф аль-Ислама хотят и определенные силы на Западе, поскольку согласно слухам, он располагает некими досье на ряд западных политиков и их спецслужбы. Кроме того, заказчики убийства его отца в Катаре и во Франции явно боятся мести. Утверждают, что в момент освобождения Сейф аль-Ислам заявил, что подаст иск в Международный уголовный суд на Катар, который он обвиняет в организации убийства М.Каддафи.

Тем временем стало известно, что неким образом «наказан» Аль-Аджми аль-Этейри, командир одной из Зинтанских бригад, охранявшей Сейф аль-Ислама и фактически не допустившей его убийства. Сама бригада распущена Военным советом Зинтана, во главе которого стоит считающийся исламистом Усама Джуайли, занимавший пост «министра обороны» в 2011 г. Он был против освобождения Сейф аль-Ислама и хотел передать его в Международный уголовный суд. По данным хорошо информированных ливийских источников, Катар, в свое время поддерживавший «Рассвет Ливии», неоднократно предпринимал попытки устранить Сейф аль-Ислама. Его место заключения якобы неоднократно подвергалась авиаударам в 2014 и 2015 годах.

25 июля близ Парижа под покровительством президента Франции Эммануэля Макрона состоялась встреча между Х.Хафтаром и Ф. Сараджем. Предыдущая встреча двух главных фигур в современной Ливии состоялась в мае в Абу-Даби без каких-либо заметных результатов. Как следовало из проекта совместного заявления, заведомо распространенного канцелярией президента Франции, оба политика по итогам встречи должны были объявить о прекращении огня между подчиненными им воинскими формированиями и скорейшей организации всеобщих выборов. На деле так и получилось. Прекращение огня никоим образом не касалось борьбы против джихадистских формирований.

Тем не менее, похоже, инициатива Франции провалилась. Уже 27 июля в интервью телеканалу «Франс 24» Х.Хафтар обозвал своего визави «фанфароном», который «не имеет никакой власти в Триполи». Понятно, что подобные заявления вряд ли прощаются оппонентами.

Тем временем власти в Тобруке 27 июля предложили работникам консульства Судана в Куфре в 72-часовой срок покинуть территорию Ливии, обвинив их в «покушении на безопасность государства». Хорошо известно, что Судан в свое время поддержал «повстанцев», воевавших против прежнего ливийского режима. Район Куфры на юге Ливии находится под контролем ЛНА.

В целом, встреча в Париже между Х.Хафтаром и Ф.Сараджем вряд ли поможет решению проблем Ливии. Настораживает возвращение в Ливию нового игрока – США. Для всех очевидна и причина, ради которой ведется игра – ливийская нефть.

52.23MB | MySQL:103 | 0,480sec