Об особенностях продовольственной проблемы в Ливии

Модель социально-экономического развития Ливии в докризисный период,  ориентированная на экспорт углеводородов, определила высокую зависимость от импорта продовольствия (более 80%). Эти особенности кардинально отличают ситуацию в области продовольственной безопасности в этой стране от многих других жертв «арабской весны», в которых сельское хозяйство традиционно являлось доминирующим сектором в экономике и главным источником доходов для большинства населения. Ливия, большая часть пустынной территории которой в принципе не пригодна для ведения сельского хозяйства, всегда ориентировалась на экспорт как на главный способ обеспечения продовольственной безопасности. Соответственно, с началом в 2011 году вооруженного конфликта и раскола страны, совпавшего с резким обвалом  цен на мировых рынках углеводородов и фактического краха национальной системы социального обеспечения, впервые за многие годы в Ливии появилась проблема дефицита продовольствия.

Разумеется, с учётом накопленного в предыдущие десятилетия уровня благосостояния, население Ливии не испытывает хронического недоедания и не стоит на пороге голода.

Довоенная Ливия демонстрировала образцовые показатели в области ликвидации бедности и недоедания: лишь 1.8% населения испытывали проблему недоедания, доля детей с низкой массой тела составлял 5.7%, смертность в категории детей до 5 лет не достигала 1.6%.  Гораздо более актуальной на тот период проблемой являлся избыточный вес. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ),  в 2010-2012 гг. в среднем более 63% населения Ливии страдали избыточным весом либо ожирением. Среди детей их доля также была высокой — 22,4%.

В то же время, продолжающееся гражданское противостояние, непрекращающиеся действия исламистских группировок, межплеменные противоречия, проблема внутренних переселённых лиц и беженцев, высокий уровень дефицита бюджета (43% от ВВП в 2015 году) по причине истощения основных источников национального дохода, отрицательное сальдо торгового баланса  — все эти факторы в совокупности актуализируют на сегодняшний день проблему продовольственной обеспеченности в Ливии. Кроме того, оказали воздействие и прямые военные действия, в частности, блокировавшие торговый порт Бенгази, служивший крупнейшим транспортным маршрутом для ввоза в страну импортного продовольствия. Как итог- нарушение поставок и образование дефицита основных видов продовольствия (пшеница, мука, молоко, хлеб, оливковое масло) в определенных регионах Ливии, особенно в её южных  и восточных провинциях. Также начался прогрессирующий рост цен на продовольствие: цены на пшеничную муку, рис и сахар с середины 2014 года выросли в три раза.

Согласно данным проведённого ООН в 2017 году Обзора гуманитарных потребностей Ливии, проблема продовольственной безопасности в стране нарастает. В контексте сокращения местного производства и волатильности рынков, население вынуждено сокращать потребление продовольствие. На практике это проявляется в экономии на питании, а также переадресации на продовольственные нужды расходов, изначально предназначенных на другие потребности в сфере образования и здравоохранения. Как итог- общее падение качества жизни.

Основная уязвимая с точки зрения продовольственного обеспечения группа — внутренне перемещённые лица (ВНЛ), составляющие около 13% от 6 миллионного населения Ливии. Эта категория лишилась основного источника дохода и средств. Согласно проведённому в октябре 2016 года Всемирной продовольственной программы ООН исследованию по продовольственной ситуации в Ливии, более 17% из числа внутренне перемещённых лиц испытывают нужду в продовольственном обеспечении, что на 11% выше показателей 2015 года. При этом, более 61% ВНЛ находятся в зоне риска. В целом же, по оценкам Всемирной продовольственной программы, 2.4 миллиона человек — это более трети населения Ливии — нуждается в гуманитарном содействии в широком смысле. Из них 1.2 миллиона человек в зоне риска в плане продовольственной обеспеченности. 55% этой категории — женщины и дети. Главными факторами риска для этой группы ливийцев является потеря основного заработка и других источников дохода, задержки в выплате зарплаты, лишение доступа к ранее бесплатным социальным услугам, включая образование, медицину, транспорт. Как результат, люди вынуждены экономить на потреблении продуктов питания, сознательно ухудшать его качество.

Разумеется, вооружённый конфликт оказал решающее воздействие на продовольственную ситуацию в стране. В 2015 году правительство было вынуждено пойти на отмену продовольственной субсидии, которая позволяло снижать реальную стоимость основных продуктов питания для населения на 50%. Альтернативой стало решение о ежемесячной денежной выплате в размере 39 долларов США каждому ливийскому гражданину. Решение это, правда, еще предстоит исполнить на практике, что с учётом бюджетного дефицита сделать будет непросто.

Следует признать, что корень решения продовольственной проблемы в Ливии кроется в решении более масштабных социально-экономических проблем, и не может быть решён за счёт наращивания внутреннего производства, потенциал которого в силу природных факторов довольно ограничен. Лишь полноценное политическое урегулирование и искоренение очагов терроризма позволит снять угрозу торговой  блокады, восстановить рынки и наладить товаропоток. В то же самое время, с учётом малочисленности населения Ливии, потребности в продовольственном обеспечении объективно не так уж и велики. Часть из них могла бы в перспективе покрываться за счёт создания высокотехнологичной и эффективной системы аграрного производства продукции, как для внутреннего потребления, так и для экспорта в соседние страны. В этом контексте, Израиль и Иордания, например, могли бы служить в качестве образцовой модели ведения продуктивного сельского хозяйства в сложных условиях — за счёт таких инновационных инструментов как капельная ирригация, бережливое расходование воды, аэрозольное орошение в теплицах и пр.

52.25MB | MySQL:103 | 0,599sec