Международная конференция по Ираку в Брюсселе

22 июня 2005 года в Брюсселе состоялась международная конференция по вопросам Ирака, на которой, по приглашению США и ЕС, присутствовали 80 представителей различных стран и организаций. Целью конференции были восстановление полноценного сотрудничества с Ираком, поддержка иракского политического процесса, содействие экономическому восстановлению и реконструкции, помощь в создании гражданского права и правопорядка в стране.

Иракское правительство представило комплексный обзор политических, экономических и социальных программ, подчеркнув сферы, заслуживающие приоритетного внимания. Иракское руководство обратилось к лидерам стран мира с просьбой о предоставлении помощи для восстановления страны. Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари заявил: «Мы представили вам наши планы и приоритеты. Теперь мы хотим, чтобы вы проанализировали их и решили, в чем конкретно вы можете помочь Ираку».

В работе конференции принимал участие Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. В своем выступлении он призвал к «сотрудничеству, которое даст ощутимые результаты в ежедневной жизни простых иракцев». Вместе с Кофи Аннаном в обсуждении иракских дел приняли участие координатор внешней политики ЕС Хавьер Солана и госсекретарь США Кондолиза Райс. Райс заявила, что международное сообщество «поддержит правительство Ирака на трех важных фронтах: политические реформы, восстановление экономики и укрепление безопасности и правопорядка».

В свою очередь, премьер-министр Ирака Ибрагим Джаафари призвал предоставить помощь в укреплении безопасности Ирака, так как она имеет жизненно важное значение для развития страны. Кроме того, участники конференции приветствовали политический процесс, выборы в Национальную ассамблею и в особенности участие женщин в составе Временного правительства и Национальной ассамблеи Ирака.

Положительное отношение собравшихся вызвали четыре приоритета, очерченных иракским правительством: написание конституции и проведение выборов в срок, обеспечение стабильности страны, восстановление экономики и улучшение взаимоотношений с соседями. Присутствовавшие на конференции приветствовали усилия стран-соседей приобщиться к обеспечению региональной безопасности и стабильности. В качестве примера таких усилий отмечались встречи в Шарм-аль-Шейхе (Египет) в 2004 году и в Стамбуле (Турция) в апреле 2005 года, направленные на решение вопросов, посвященных борьбе с трансграничной преступностью и терроризмом, а также объединению усилий по трансграничному сотрудничеству в области безопасности.

Представители Ирака особо остановились на своих приоритетах относительно реконструкции и развития инфраструктуры страны, лучшего обеспечения населения услугами, экономического восстановления. Все эти приоритеты активно приветствовались участниками конференции. В частности, представители США и Евросоюза обратились к кредиторам Ирака с просьбой частично или полностью списать долги страны. Кроме того, участники конференции подчеркнули важность вхождения Ирака во Всемирную торговую организацию и активного сотрудничества с Международным валютным фондом. На конференции не обсуждался вопрос о финансовой помощи: заседание стран-доноров пройдет в июле в Иордании. Но были приняты решения, касающиеся создания в Ираке специального агентства для координации донорской помощи.

В этом вопросе подходы США и ЕС расходятся. Если для Европейского союза – это возможность усилить свои позиции в политическом процессе вокруг Ирака и активизировать участие в реконструкции Ирака, то США еще не готовы «делиться» своим влиянием на процесс дальнейшего развития Ирака. Перед началом саммита многие эксперты заявляли, что главное, чего Вашингтон ожидает от брюссельской встречи, – это обещания кредиторов Багдада простить иракские долги. В первую очередь, это касается стран, не являющихся членами Парижского клуба, – Кувейта, Саудовской Аравии, Бразилии, Китая и Индии. Этим государствам Ирак задолжал примерно 70 млрд долларов. Организаторы конференции рассчитывают, что эти страны проявят, по крайней мере, такую же щедрость, какую в ноябре прошлого года продемонстрировали кредиторы Парижского клуба, простив Багдаду 80% его почти 40-миллиардного долга.

Во время встречи в Брюсселе Канада объявила об открытии в Багдаде своего посольства, которое было закрыто в 1991 году. Канада не поддержала американскую военную кампанию против Ирака, однако уже пожертвовала около 240 млн долларов США на реконструкцию страны.

Для нового иракского правительства это первая возможность заручиться глобальной поддержкой своих планов политических и экономических реформ, которые приходится проводить одновременно с борьбой против повстанцев. В свою очередь, для европейцев и американцев эта конференция (планы относительно которой обсуждались еще во время приезда в Брюссель Джорджа Буша в начале года) — возможность продемонстрировать, что расхождения по Ираку уже в прошлом. Важно отметить, что эта конференция уже не является сугубо американским проектом. Старания Европейского союза играть более активную роль в Ираке могут служить тем фактором, при котором Европейский союз будет нуждаться в партнерах для своих инициатив, и здесь Брюссель скорее всего будет искать поддержки Польши, Украины и Североафриканских стран. Встреча также рассматривается, как возможность улучшить отношения между Ираком и его соседями — Сирией, Ираном и Кувейтом, которые направили в Брюссель министров иностранных дел.

28 июня исполняется год, как власть перешла от сил коалиции к Временному правительству Ирака. Во время совместной пресс-конференции с британским премьером Тони Блэром 27 июня премьер-министр Ирака Ибрагим Джаафари выразил уверенность в том, что порядок в стране будет установлен в течение двух лет. Заявления Джаафари контрастируют со словами министра обороны США Дональда Рамсфельда, заявившего, что для подавления повстанческого движения в Ираке может понадобиться 12 лет. Иракский премьер подчеркнул, что прогресс в Ираке будет зависеть и от других факторов, в том числе от укрепления иракских сил безопасности и предотвращения проникновения боевиков из соседних стран. Последние опросы общественного мнения в США продемонстрировали, что поддержка присутствия американских военных в Ираке падает. Проблема в том, что иракский политический процесс не привел к прекращению повстанческого движения. Наоборот, действия боевиков продолжают активизироваться.

23-24 июня Ибрагим Джаафари посетил Вашингтон с визитом, во время которого встретился с президентом Бушем, представителями сената и конгресса. Визит Джаафари имел две главные цели: подтвердить необходимость продолжения присутствия американских войск в Ираке и расширить американскую и международную помощь стране. Если в первом он преуспел, то второе еще ждет своего окончательно решения. Во время пресс-конференции, состоявшейся после переговоров, иракский журналист спросил президента Буша: «Когда будет начата реконструкция Ирака?», на что Буш уклончиво ответил: «Мы уже тратим деньги на реконструкцию, мы выделили на это около 18 млн, из которых около трети потрачено на развитие иракской армии, в отношении остального вы должны спросить свое правительство». Довольно странный ответ, если учесть, что оснащение армии вряд ли можно назвать реконструкцией страны, в которой даже в столице свет и вода подаются только на несколько часов в сутки и отсутствует нормальное функционирование базовой инфраструктуры, а американские генералы в Ираке регулярно рассказывают журналистам, что они разрабатывают и контролируют около 2500 проектов по реконструкции страны.

Кроме того, Джаафари встретился с вице-президентом США Диком Чейни и советником по вопросам национальной безопасности Стефаном Хедли, однако представители администрации отказались давать комментарии по поводу этих встреч. Во время встречи с представителями конгресса Джаафари рассказал о приглашении сирийского правительства в ближайшее время посетить Сирию. Иракский премьер надеется, что этот визит поможет активизировать переговорный процесс с Сирией в отношении усиления пограничного контроля за нелегальным передвижением боевиков и криминальных элементов.

28 июня Джордж Буш выступил в Форте Брэг (Северная Каролина) с речью, приуроченной к годовщине передачи власти временному правительству в Ираке. Американский президент считает операцию не только удавшейся, но и жизненно необходимой как для Ирака, так и для всего Ближнего Востока. В речи не говорилось о трудностях, ошибках и уменьшении поддержки военной операции в Ираке, зато особое внимание было уделено роли американских военных, борьбе с терроризмом и «священной миссии» США нести демократию на Ближний Восток.

Президент Буш считает, что «Ирак – это последняя битва в войне против терроризма». В своей речи он также заявил, что террористы знают, что свобода берет свое начало в Ираке, она «вдохновит миллионы по всему Ближнему Востоку на борьбу за свою свободу. И когда на Ближнем Востоке наступят демократия и процветание, террористы потеряют своих спонсоров, своих наемников и оставят надежду на превращение региона в базу для атак на Америку и ее союзников».

Особое внимание было уделено вопросу присутствия американских войск в Ираке. Буш считает, что войска смогут уйти только тогда, когда Ирак будет сам готов обеспечивать свою безопасность, не указывая точно, как это можно будет определить: «Наша стратегия будет такова: когда Ирак встанет, мы отступим», — заявил Буш. Он считает, что определение искусственного «расписания» пошлет неправильное послание иракцам, которые «должны знать, что Америка не покинет их, пока не выполнит свою работу». Это пошлет неправильное послание американским войскам, которые должны знать, что эта операция серьезна и их жизнями не рискуют просто так. И, по мнению американского президента, это пошлет неправильное послание врагу, «который будет знать, что все, что он должен делать, – это выждать, пока мы уйдем». С этой точкой зрения согласен и премьер-министр Ирака Джаафари, который настаивает на как можно более скором выводе американских войск, но без установления пока точной даты. По мнению Джаафари, это может произойти в течение двух-трех лет, шеф Пентагона Дональд Рамсфельд настаивает на 10-12 годах.

Буш считает, что прогресс в Ираке приведет к прогрессу на всем Ближнем Востоке. По меньшей мере, надуманной выглядит мысль, высказанная в речи Буша, о том, что Ливия отказалась от химического и ядерного оружия именно под влиянием «освобождения Ирака». Фактически эту речь можно считать направленной сугубо внутрь страны для поднятия уровня общественного мнения, так как война в Ираке в последнее время находит все меньше и меньше поддержки среди американцев. Мнения американских СМИ кардинально расходились в отношении ее содержания. Если, по мнению комментаторов CNN, эта речь не привнесла ничего нового, то редактор «Вашингтон пост» считает ее не только лучшей стратегической речью Буша, но даже представившей «самый широкий стратегический взгляд в отношении развития конфликта».

Катарский телеканал «Аль-Джазира» сразу же после выступления Буша провел опрос общественного мнения. Результаты опроса показали, что большинство иракцев выступают за четкий план и точные сроки вывода американских войск, считая, что США, оставаясь в стране, не дают Ираку ощутить свой суверенитет. Кроме того, было высказано мнение, что самим иракцам речь Буша не принесла ничего нового, что она была предназначена сугубо для американцев.

В этой связи также стоит обратить внимание на книгу генерала Кларка, вышедшую как раз к годовщине передачи власти в Ираке, в которой он, основываясь на фактах и собственном участии, подробно доказывает, что Джордж Буш планировал начать войну в Ираке сразу же после 11 сентября, всеми способами притягивая Ирак ко всем угрозам терроризма.

52.3MB | MySQL:103 | 0,559sec