Йемен в фокусе гуманитарных операций ООН в сентябре 2017 г.

К сентябрю 2017 г. стало понятно, что именно Йемен может стать тем самым «слабым звеном» в сдерживающих усилиях гуманитарного сообщества, стремящегося предотвратить начало масштабного голода и неконтролируемой миграции в регионе.  В условиях нехватки финансирования и с учётом самого значительного числа нуждающихся в гуманитарном содействии (более 20 миллионов человек, из которых 9 миллионов — на грани голода и выживания), йеменская гуманитарная миссия представляется наиболее сложной по совокупности причин.

Эскалация с начала 2017 года  вооружённого конфликта  — главная из них. И кажется, что только к середине года мировое сообщество во главе с ООН пришло к осознанию всей серьёзности йеменских перспектив.

Согласно данным Совета Безопасности ООН, только в первой половине текущего года по Йемену было нанесено 5700 авиаударов, тогда как за весь 2016 год — лишь 3900. Также на 56% возросла интенсивность боевых столкновений по сравнению с прошлым годом.

В этой связи, с августа ведущие гуманитарные агентства синхронизировано предприняли сверхусилия на йеменском направлении, придав мощный политический импульс этой работе. В конце июля в Йемене побывали с совместным визитом главы трёх ведущих ооновских агенств — Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), а чуть ранее руководители Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и ВОЗ совместно брифинговали Совет Безопасности ООН об усилиях по предотвращению голода в Йемене. Результат этих усилий не заставил себя ждать. Только по линии ВПП ООН  к сентябрю удалось существенно нарастить помощь: более 6 миллионов человек в 19 провинциях получили продовольственные пайки и ваучеры, пока абсолютный рекорд с начала этой 12-месячной операции в апреле текущего года. Конечная цель — расшить помощь и распространить ее на все 9.1 миллиона нуждающихся в продовольственном содействии.

Этот тренд августа симптоматично совпадает с началом новой кампании американской администрации по поиску путей мирного урегулирования в Йемене под эгидой ООН. Словно не сговариваясь, ооновские агентства тем не менее начали активную политическую кампанию на гуманитарном фронте, апеллируя к мировому сообществу и демонстрируя свою активность.

Еще одним индикатором активизации политических усилий на йеменском фронте стало увеличение объёмов донорского содействия с середины года. Наиболее отчетливо эта тенденция прослеживается по линии ВПП ООН: если к июлю вся операция была профинансирована на 37%, то к сентябрю уже на 43%, прирост составил почти 200 млн долл. США. Только за последний месяц новые взносы поступили от США (125 миллионов долл. США), Германии (42 миллиона евро), Великобритании (26 миллионов долл. США). При этом, 4 сентября в СМИ была вброшена информация о, якобы, официальном заявлении исполнительного директора ВПП ООН Дэвида Бизли, с требованием к Саудовской Аравии «профинансировать 100% всех гуманитарных нужд Йемена» либо «остановить войну». При этом, сегодня Саудовская Аравия обеспечивает лишь 11.7% йеменской операции ВПП, что составляет 111 млн долларов США. Одновременно, в июле КСА выделило дополнительно 66 миллионов долларов  на программы ЮНИСЕФ и ВОЗ для борьбы с холерой в Йемене.

По линии ЮНИСЕФ также в течение августа наблюдалась заметная активность. Донорское финансирование, в целом неудовлетворительное, удалось нарастить. К сентябрю пересмотренный гуманитарный призыв ЮНИСЕФ по Йемену на 2017 год с новым бюджетом в 339 миллионов долларов США (изначально бюджет составлял 236 млн долл.) уже обеспечен на 60% потребностей. Это не замедлило сказаться на цифрах: прогресс в июле-августе был достигнут практически по всем приоритетным направлениям содействия — детское питание, вакцинации, гигиена, доступ к питьевой воде, противодействие холере, социальная защита детей, доступ к образованию, защита от насилия и пр. В частности, значительно возрос охват целевой группы детей, получающих помощь, расширились модальности содействия. Так, например, количество детей до 5 лет получивших терапевтическую помощь, за август выросло с 80 000 до 100 000, специальное детское питание — с 160 000 до 240 000.

В фокусе работы ВОЗ было противодействие вспышке холеры. Несмотря на прогрессирующий в июле-августе рост числа заражённых (580 000 на 27 августа против 365 000 в июле) и смертельных исходов (более 2000 на конец августа против 1800 в июле), ВОЗ констатировала в конце августа, что пик эпидемии пройден. Впервые, за последние недели зафиксирован негативный рост заражённых в ряде провинций. На новые регионы холера также не распространяется. При этом, однако, экспертами ВОЗ признаётся тот факт, что без должного восстановления в стране водоочистительной инфраструктуры и системы водоснабжения, меры по предотвращению и противодействию холере будут просто неэффективными. По этой причине, ВОЗ приостановила запуск новой кампании по вакцинации против холеры, планируя запустить в сентябре совместно с Министерством здравоохранения более комплексный проект. Это говорит в пользу серьёзности намерений ВОЗ в Йемене: вместо напрасных вливаний в малоэффективную кампанию по вакцинации, организация стремится обеспечить устойчивый, долгосрочный подход для решения проблемы эпидемий холеры и других смертельно опасных заболеваний. Очевидно, что в одиночку ВОЗ решить эту проблему не под силу. В результате в конце августа был пересмотрен бюджет гуманитарного призыва ООН на 2017 год — к нему добавили новую бюджетную статью в 250 млн долларов на реализацию комплекса по противодействию холере, исполнять который предстоит всему гуманитарному сообществу ООН при лидирующей роли ВОЗ. Вопрос — готовы ли доноры финансировать дорогостоящие, но жизненно необходимые йеменцам проекты — пока остаётся открытым. Пока из запрошенных  ВОЗ 64 млн долл. США на борьбу с холерой доноры выделили лишь 10 млн.

Другим симптомом политизации йеменской гуманитарной кампании  явилась ситуация вокруг стратегически важного  порта Ходейда, через который в Йемен поступает 80% импорта продовольствия. ВПП ООН, в частности, назвала Саудовскую Аравию главным виновником блокады порта и разрушения его инфраструктуры, в результате чего мощности порта к сентябрю значительно снизились.  В итоге возникли ограничения по приёму коммерческих судов, которые ВПП фрахтует для доставки продовольственной помощи, что может иметь катастрофические последствия для населения. О политической важности сохранения свободного доступа в порт Ходейда говорит специально принятое по этому поводу заявление Совета Безопасности ООН с требованием ко всем противоборствующим сторонам обеспечить доступ, а также с намерением восстановить портовую инфраструктуру и развернуть  ооновскую мониторонговую миссию.

Думается, что сентябрь станет ключевым в принятии дальнейших стратегических решений по гуманитарному кризису в Йемене. Политическая цель — не допустить начала масштабного голода. Алгоритм решения — сначала остановить конфликт, одновременно обеспечивая  долгосрочные секторальные инвестиции для восстановления. В противном случае, колоссальные донорские вливания будут потрачены впустую.

52.21MB | MySQL:103 | 0,810sec