О возобновлении саудовско-иранских официальных контактов

Представитель МИД Ирана, Бахрам Касеми, объявил 3 сентября о решении МИД ИРИ оформить въездные визы для саудовских дипломатов, которые должны прибыть в Иран сразу после окончания праздника «Ид аль-Адха». Гости направятся в Тегеран и в Мешхед, где расположены саудовские дипломатические миссии, пострадавшие в ходе беспорядков, предшествовавших разрыву отношений между двумя странами.

Официальной целью визита саудовских дипломатов объявлена оценка ими ущерба, причиненного собственности королевства: зданию посольства в Тегеране и консульству в Мешхеде.

Ранее, источник, близкий к министру иностранных дел ИРИ, Мохаммаду Джаваду Зарифу сообщил о переносе даты приезда, вызванном «несоответствиями в плане программы пребывания гостей и в графике их встреч с иранскими представителями».

По данным кувейтского издания «Аль-Джарида» («Газета»), саудовцы затребовали встречи с представителями иранских властей: прокуратурой и следственными органами, отвечающими за расследование событий, связанных с атаками на саудовские дипломатические представительства. Иранский МИД затруднился с ответом насчет реализации таких встреч, сославшись на «межведомственные согласования и временные рамки».

Впрочем, и инсайдеры, и журналисты сходятся во мнении, что саудовско-иранские разногласия существенно сошли на «нет» во время периода паломничества – священного для всех мусульман периода совершения хаджа, посещения городов Мекки и Медины для поклонения святыням ислама. В канун подготовки к хаджу, делегация Иранского организации паломничества и представители иранской консульской дипмиссии в королевстве посетили Эр-Рияд, где обсудили пути урегулирования узких моментов, касавшихся приема иранских паломников. Результаты переговоров стали хорошей новостью для Тегерана, поскольку саудовская сторона пошла навстречу пожеланиям иранцев практически по всем пунктам повестки переговоров.

Те же источники намекают на то, что в ответ на приезд саудовской делегации в Тегеран, последний готовится послать своих представителей в Эр-Рияд, что может стать началом непосредственным контактов и первым шагом в начале урегулирования противоречий и нормализации отношений между двумя региональными державами.

Подобное «спрямление» предполагает исключение из процесса влиятельных и давних посредников, которые, что греха таить, зачастую в процессе медиаторства решали и свои задачи.

Иранское информационное агентство ФАРС сообщает о вызове в МИД Ирана временного поверенного в делах Кувейта в ИРИ для разъяснений по поводу решения правительства эмирата закрыть офисы атташе по вопросам культуры и военного атташе, а также сократить число иранских дипломатов в Кувейте.

То, что кувейтский демарш может быть именно тем случаем и выражением раздражения Эль-Кувейта, привыкшего к лаврам арбитра, объясняется тем обстоятельством, что в настоящее время у Ирана в эмирате нет атташе по вопросам культуры, а в его офисе работает всего один сотрудник, да и тот из местных.

Подводя итоги хаджа, и иракские, и иранские официальные представители сдержанно-позитивно оценивают организацию паломничества саудовскими властями в этом году.

После трагических событий в 2015 году, когда в результате давки в Мекке, погибло 2300 паломников, из них 464 иранца, власти королевства провели интенсивную работу над ошибками. Свыше ста тысяч человек личного состава полиции и армии были привлечены к охране общественного порядка, а визовым органам было поручено максимально упростить и ускорить выдачу въездных виз паломникам.

Кстати, было открыто наземное сообщение с блокированным Катаром, откуда въехало около двух тысяч паломников.

На примере взаимодействия властей в дни религиозных праздников можно сделать вывод, сколь велика и значима роль этих мероприятий для стабилизации политической обстановки, снижения международной напряженности и создания предпосылок для урегулирования конфликтных ситуаций.

Решись имамы из Кума, Неджефа и Кербелы собраться со своими оппонентами из Эр-Рияда и «Аль-Азхара», где нибудь на нейтральной территории, и обсудить существующие между ними противоречия, сколько человеческих жизней было бы спасено тогда! Но, увы, ислам, как любая другая базовая мировая религия давно сросся со светскими государственными надстройками, превратившись в аппарат выражения, обоснования и защиты интересов правящих классов, будь то монархия, военная автократия или олигархия,  а кое-где, и подмял их под себя, став, по сути, надстройкой над государством. Единственным исключением из правил, где ислам сохранял свою естественную социально-общественную роль, правда, с присущим местному колориту, философским погружением «в себя», была Ливийская Джамахирия. За это, и за его ориентацию на социальную справедливость, ливийский традиционный мазхаб, не имеющий ничего общего с экстремизмом сенуситов, был предметом лютой ненависти всех остальных, и шиитских имамов, и ваххабитских улемов.

Быть может, то, что саудовцы пошли навстречу Тегерану в дни хаджа и послужит основой для возобновления серьезного переговорного процесса между ними. А может быть, и нет. Тут, мяч, скорее находится на иранской половине поля.

Эр-Рияду сейчас как воздух нужна внешнеполитическая передышка, «тайм-аут» на любом из фронтов, Иран в этом плане хороший вариант. Разногласия с ним столь фундаментальны, а страх перед ним столь велик, что выяснение отношений должно вестись по самому большому разряду, к этому (полномасштабной войне) пока не готовы ни те, ни другие, поэтому не грех и помириться при минимальных уступках. А вот с остальными так не получится.

С Катаром надо искать выход из положения так, чтобы не потерять лицо, искать его надо и быстро, поскольку Доха не дремлет и может подложить королевству еще не одну «свинью». А с хоуситами в Йемене все еще хуже, и войну надо как можно скорее заканчивать, это понятно любому вменяемому политику в королевстве. Ну и Сирия, где дела у просаудовских группировок идут все хуже.  Так что Эр-Рияду есть над, чем ломать голову.

52.19MB | MySQL:103 | 0,618sec