Трансформация политики Турции на Южном Кавказе после прихода к власти ПСР. Часть1

В конце 20-ого века, после распада Советского Союза, Турция начала осуществлять активную и амбициозную внешнюю политику на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Находясь на пересечении Европы и Азии, Турция   смогла не только расширить зону своего влияния, но и стать одновременно и «большим братом», и «моделью развития» для новообразованных тюркских государств. Турецкая дипломатия, имплементируя стратегию «ноль проблем с соседями по региону» путем многостороннего диалога, стремится брать на себя роль посредника в решении важных региональных и мировых проблем, таких как ядерная программа Ирана, арабо-израильское противостояние и азербайджано-карабахский конфликт.

Выделим некоторые основные факторы, вызывающие повышенный интерес Анкары к южнокавказскому региону. Во-первых, стратегическая роль Южного Кавказа. Несмотря на то, что на данный момент вопросы урегулирования региональных конфликтов не стоят на повестке дня мировых держав, как региональные, так и мировые игроки с пристальным вниманием следят за развитием событий и решительно отстаивают свои стратегические интересы. В условиях существующих закрытых границ в регионе, Грузия для Турции имеет важное стратегическое значение как транзитная страна, территория которой служит коридором в Азербайджан и центральноазиатские страны.  Во-вторых, южнокавказский регион богат энергетическими ресурсами. Особое значение для Турции имеет Азербайджанская Республика, которая не только обладает значительными запасами энергоресурсов, но и обеспечивает через Каспийское море выход к тюркским республикам Центральной Азии.   Отставной турецкий дипломат Унал Чевикёз, который, кстати, был вовлечен в процесс тайных армяно-турецких переговоров, считает, что   совокупным результатом было повышение внимания к меньшим государствам Евразии. По его мнению, Анкара сосредоточилась в основном на упрочении экономических и торговых выгод, включая продвижение новой транзитной инфраструктуры в Турцию с востока на запад. «Несмотря на тюркское наследие многих центральноазиатских народов, Анкара вместе с ПСР с тех пор делала больший акцент на экономические и энергетические интересы, чем на этническую солидарность, что привело к сосредоточению в основном на южнокавказском и каспийском регионах в ущерб более отдалённой и менее богатой ресурсами части Центральной Азии»,- добавляет У.Чевикёз[i].

По мнению ряда исследователей, получение из Азербайджана дешевых нефти и газа не является главной целью Турции на Южном Кавказе. Приоритетом для Анкары является получение стратегического и геополитического преимущества над Россией и Ираном в данном регионе, которое позволило бы Турции в долгосрочной перспективе контролировать проходящие через регион торгово-транспортные пути и получить бесспорное главенство в регионе.

Нужно отметить, что в начале двухтысячных годов во внешней политике Турции   произошли качественные изменения. Этот факт, бесспорно, связан с приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития (с 2002 г. по настоящее время). Новая внешняя политика Турции характеризуется значительной трансформацией — переходом от концепции кемализма к концепции неоосманизма, в основе которой лежит идея об исключительной роли Турции в регионах ее исторического влияния (так называемого «османского наследия»), в число которых входит и Южный Кавказ. В начале 1990-х правительство Тургута Озала пыталось выйти в Евразию, не затрагивая фундаментальные принципы турецкого альянса с Западом, стремясь работать вместе с США во время и после Первой войны в Персидском заливе. Тем не менее, правительство ПСР предпочло развивать более широкую точку зрения анти-статус-кво и дистанцироваться от политики США, особенно (и не только)  на Ближнем  Востоке. Это особенно проявилось в голосовании турецкого парламента 1 марта 2003 года против ввода войск США в Ирак через территорию Турции. Это видение, направленное против «первого» мира и Т.Озала, и стало осью для современной внешней политики Турции.

Основные внешнеполитические ориентиры Турецкой Республики были определены в Программе ПСР и заключались в активизации сотрудничества с Европейским союзом, Российской Федерацией и исламским миром.

Внешнюю политику Турции в отношении стран  Южного Кавказа в период правления ПСР условно можно разделить на два этапа: первый —  в 2002-2008 гг., и второй — с 2008 г. по сей день.

Рассмотрим эти два этапа на региональной и геополитической траектории, уделяя особое внимание причинам столь ярких изменений.

Для того, чтобы иметь комплементарное представление о новой турецкой внешней политике с приходом к власти ПСР, необходимо понять идеологическую основу нового субъекта на турецкой политической арене. В 2001 г. в результате отделения молодежного крыла Партии счастья (Saadet partisi) была основана Партия справедливости развития (ПСР) во главе с Абдуллой Гюлем. На начальном этапе в программе ПСР особое внимание уделялось защите прав человека, свободным рыночным отношениям, а на внешней арене приоритет отдавался Евросоюзу. Как покажет время, вышеупомянутые приоритеты подвергнутся колоссальным изменениям, которые,  бесспорно, отразятся  и на турецкой политике в южнокавказском регионе. В образовании ПСР ощутимое воздействие оказала Ассоциация независимых промышленников и предпринимателей (MÜSİAD), члены которой основали несколько офисов ПСР и были включены в списки избирателей.  Ассоциация также  финансировала новоиспеченную партию[ii]. Таким образом, можно сделать вывод, что в первые годы правления ПСР делала ставку на экономические проекты, что и отразилось на ее политике в отношении государств Южного Кавказа. Многие экономические проекты инициировались именно в данный промежуток времени — нефтепровод Баку-Тбилис-Джейхан (официально открыт в 2006 г.), газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум (официально открыт в 2007 г.), железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (осуществление проекта началось в 2007 году). Однако, считаем важным отметить, что экономические реформы в стране начались еще при правлении Тургута Озала (1989-1993 гг.), и нужно отдать должное его вкладу в экономическое развитие страны.

Одной из особенностей новой внешней политики Турции в отношении Южного Кавказа является применение «мягкой силы» (soft power)[iii], которая начала активно реализовываться с 2002 г. Используя экономические, политические, культурные инструменты «мягкой силы», Турции удалось весьма успешно внедриться в самые разные политические, социальные, образовательные институты страны – армию, юриспруденцию, школы, университеты и т.д.

Основные ведомства и институты, реализующие политику «мягкой силы» Турции – это Министерство иностранных дел, Министерство туризма и культуры, Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (TİKA), Фонд  Юнуса Эмре и Управление по делам религии Турции (Диянат)[iv]

Говоря об экономических отношениях Турции с южнокавказскими странами, естественно, нужно особое внимание уделить турецко-азербайджанским отношениям. С момента провозглашения Баку независимости в 1991 г., турецко-азербайджанские двусторонние политические отношения сводились к поддержке позиций друг друга на международной арене по ряду наиболее чувствительных вопросов, таких, как геноцид армян, кипрская проблема и азербайджано-карабахский конфликт. Несмотря на то, что бывшие советские государства старались вести собственную внешнюю и внутреннюю политику, однако, ввиду множества объективных факторов, зависимость от Турции оставалась значительной до 2008-2009 гг. Затем мы стали свидетелями того, как южнокавказские государства сами усиливали свое влияние на Турцию. В особенности, это ярко проявилось после подписания армяно-турецких протоколов.

Делая анализ внешней политики Турции во время правления ПСР, естественно, нужно обратить особое внимание на новую внешнеполитическую концепцию неоосманизма, архитектором которого является Ахмет Давутоглу[v]. Учитывая, что в данной работе не представляется возможным детально проанализировать новое турецкое внешнеполитическое виденье в целом, попробуем вкратце изложить саму идею неоосманизма. Разработанный новый подход «стратегическая глубина» означает, что для турецкой дипломатии глубокие исторические и культурные корни Турции на Балканах, Ближнем Востоке, Большом  Кавказе и в Центральной Азии (бывшие территории Османской империи) имеют более важное значение, чем существующие государственные границы.

Приход к власти ПСР совпал с «Революцией роз» в Грузии. И несмотря на кардинально разные мотивы и цели этих двух событий, они стали дополнительным стимулом для развития двусторонних отношений[vi]. С 2002 по 2010 гг. объем двусторонней торговли значительно увеличился с 240 млн долларов США до 1 млрд. доллара, соответственно[vii].

Что касается армяно-турецких отношений в данный период, то можно их оценить, как замороженные. Несмотря, на то, что Турция еще в 1991 г. признала независимость Армении, она отказалась от дипломатических отношений, а в 1993 г.,  в условиях ужесточения боевых действий в Нагорном Карабахе и в знак солидарности с Баку, официальная Анкара закрыла армяно-турецкую границу.

ПСР заняла достаточно интересную позицию по отношению к армянскому вопросу. Новый конструктор внешней политики Турции А.Давутоглу разработал новый подход также к факту Геноцида армян. Подход заключался в том, что армянская диаспора является частью турецкой диаспоры, так как все они потомки османцев. Кроме этого, А.Давутоглу предлагал тезисы «общей боли» и «справедливого воспоминания», обосновывая тем, что много веков армяне «дружно» жили вместе и только из-за французских и других колонизаторов они стали врагами. Однако эти тезисы не выдерживают и малейшей критики с армянской сторноы. Так как вопрос не в классификации «боли», а в отличии преступления Геноцида и жертв военных действий, который А,Давутолгу пытается завуалировать под «общей болью»[viii].

Конференция «Османские армяне во время развала империи: научная ответственность и демократия»[ix],  которая состоялась   в 2005 г. в Стамбуле в университете Богазичи, стала ярким показателем нового подхода к армянскому вопросу.

Кроме того, в 2008 г. группа турецких и курдских интеллектуалов инициировала движение «Просим прощения», что стало беспрецедентным явлением в турецкой общественности[x].

[i]                       «Турция в перестройке Евразии» — новый доклад CSIS,15 мая 2016 г.,http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/326/turcziya-v-perestrojke-evrazii-novyj-doklad-csis-6774

[ii]                      Անդրանիկ Իսրայելյան, Թուրքիայի արտաքին քաղաքականության առանձնահատկություններն արդարություն և զարգացում կուսակցության կառավարման տասնամյակում (2002 -2012 թթ․), 2016 թ․, էջ 23

[iii]                     Определение  мягкой силы — это возможность достигать целей на международной арене путем убеждения и привлечения симпатий других акторов. Это особый тип внешнеполитической деятельности, связанный с распространением влияния одного государства на другие через средства массовой коммуникации, популярную и высокую культуру, предоставление услуг образования, благоприятную экономическую среду, распространение привлекательных гуманитарных и политических идеалов, собственной оригинальной системы ценностей, которую хотели бы импортировать другие субъекты международных отношений.JOSEPH S. NYE JR., Think Again: Soft Power,February 23, 2006 http://foreignpolicy.com/2006/02/23/think-again-soft-power/

[iv]                    Лариса Алексанян, Политика “мягкой силы” Турции в отношении Грузии, Стратегический аналитический центр «Аревелк», , http://arevelkcenter.com/archives/6468

[v]                     С 1 мая 2009 года по 28 августа 2014 года — министр иностранных дел Турции, с 21 августа 2014 года Лидер правящей ПСР, премьер-министр Турции с 28 августа 2014 года по 22 мая 2016 года, имеет степень доктора политологии и международных отношений, автор ряда книг, в том числе «Стратегическая глубина: международная позиция Турции․

[vi]                    Justyna SZALANSKA, Turkey and Georgia: Strategic Connections, 23 March 2012, http://www.bilgesam.org/en/incele/452/-turkey-and-georgia—strategic-connections/#.WbJUB6iCwdV

[vii]                   Dış Ticaret İstatistikleri, Türkiye İstatistik Kurumu, www.tuik.gov.tr

[viii]                  Ա․Իսյաելյան, там же, стр. 198-199

[ix]                     Ermeni Konferansı tartışmalı başladı, http://arsiv.sabah.com.tr/2005/09/25/gnd102.html

[x]                      Aydınlardan kampanya: Ermenilerden Özür diliyorum, http://www.radikal.com.tr/turkiye/aydinlardan-kampanya-ermenilerden-ozur-diliyorum-911398/

62.85MB | MySQL:102 | 0,551sec