Государственный переворот в Мавритании

3 августа в Мавритании случилось то, к чему эта страна шла достаточно долгое время. Ряд причин внутреннего и внешнего свойства привел к тому, что после трех неудавшихся попыток государственного переворота (июнь 2003 г., август и сентябрь 2004 г.) четвертая достигла своей цели — режим Маауйя ульд Сиди Ахмеда Тайи в одночасье пал в результате бескровного военного путча. Как уже бывало ранее, путчисты для выступления выбрали момент, когда глава государства покинул страну, на этот раз — для участия в траурной церемонии по случаю кончины короля Саудовской Аравии Фахда.

Почему так случилось? Военные всегда играли особую роль в этой стране. Именно их ставленник — полковник Тайя — возглавил в 1984 году военный переворот и позднее стал президентом Мавритании. На сей раз главными действующими лицами переворота вновь оказались военные. У них были, по меньшей мере, две причины для недовольства главой государства. Во-первых, путчисты выступили против курса Тайи на развитие отношений с Израилем. Во-вторых, этим шагом они пытались выразить свое отношение к достаточно двусмысленной позиции режима в отношении доморощенных исламистов: вкусившие западных прелестей жизни в ходе учебы военные в арабских странах в основной своей массе традиционно «не понимают» бородатых.

Переворот был совершен на фоне общей нестабильности в стране, возникшей в связи с действиями на ее территории нескольких банд террористов из связанной с «Аль-Каидой» алжирской Салафистской группы проповеди и джихада (СГПД). После того как эта группировка получила от Германии большой выкуп за освобождение группы граждан этой страны, попавшей в заложники, она смогла рекрутировать на эти деньги значительно число граждан Мали и Мавритании. Так, примерно за неделю до переворота в районе границы между Мали и Мавританией произошло широкомасштабное боестолкновение с применением тяжелого вооружения между боевиками СГПД и подразделением мавританской армии.

Здесь же надо отметить, что у Мавритании уже достаточно долгое время довольно сложные отношения со своими соседями — Сенегалом и Марокко.

В 1986 году Мавритания при поддержке Всемирного банка и Международного валютного фонда приступила к реализации экономических реформ. Однако они не привели к заметному улучшению жизни населения, 46% которого живет за порогом бедности. Мавритания входит в число 18-ти самых бедных государств планеты.

Переворот возглавили самые высокопоставленные «силовики», сформировавшие Военный совет за справедливость и демократию (ВССД). Возглавил ВССД, состоящий из 18 человек, директор Службы национальной безопасности 55-летний полковник Эли ульд Мохаммед Фаль. В нем также значатся 17 офицеров в звании «полковник» и один — в звании «капитан 1-го ранга». Это, в частности, заместитель начальника генерального штаба Абдерррахман ульд Бубакар, командир батальона охраны президента Мохаммед Абдель Азиз, офицер генштаба Негри Феликс, командующий 6-м военным округом (Нуакшот) Мохаммед ульд Мохаммед Знаги.

В 1984 году полковник Фаль был одним из сподвижников тогда еще полковника Тайи при совершении военного переворота, после которого последний пришел к власти. Три года спустя он возглавил Службу национальной безопасности. Пользуется уважением среди офицеров силовых структур Мавритании.

Как было объявлено в коммюнике ВССД, распространенном через Информационное агентство Мавритании (ИАМ), этот Совет взял на себя власть в Мавритании на период, «не превышающий двух лет». Путчисты обязались создать «благоприятные условия» для внедрения в Мавритании правил демократии и гласности. Одновременно они объявили о намерении уважать все международные соглашения, заключенные ранее Нуакшотом. «Вооруженные силы и силы безопасности единогласно решили прекратить тоталитарную практику режима, из-за которого наш народ страдал так долго, — отмечалось в коммюнике ВССД. — Подобная практика повлекла за собой опасные перспективы для будущего страны».

В первой стадии переворота путчисты действовали по классической схеме. В первую очередь они захватили штаб-квартиры генерального штаба, радио и телевидения, а также закрыли министрам проезд в правительственный квартал. Они блокировали въезд в Нуакшот с юга. На всех стратегических перекрестках столицы заняли позиции танки и средства войсковой ПВО. Международный аэропорт Нуакшота был закрыт для гражданских рейсов. Путчистам пришлось пострелять лишь возле президентского дворца, да и то, похоже, большей частью в воздух. Как и Нуакшот, другие города страны практически без какого-либо сопротивления перешли под контроль заговорщиков.

Те из высокопоставленных военных, на кого путчисты не могли рассчитывать, были тут же арестованы. В частности, это были начальник генштаба, командующий жандармерией, командующий национальной гвардией и командир элитного батальона коммандос.

Международное сообщество в целом негативно отреагировало на события в Нуакшоте. Переворот осудили ООН, Европейский союз и Африканский союз. Определенное исключение составил генсек Лиги арабских государств Амр Муса, достаточно двусмысленно высказавшийся за «уважение воли мавританского народа и предоставление ему права вести свои дела в соответствии со своими интересами».

Что касается граждан Мавритании, то многие из них шумно отпраздновали падение режима Тайи на улицах Нуакшота. Со своей стороны, бывшая правящая Республиканская демократическая и социальная партия осудила путч и призвала все «живые силы» страны отвергнуть «антиконституционные изменения». Оппозиционные партии в целом высказались против применения силы, однако фактически приняли госпереворот и приветствовали стремление путчистов провести демократические изменения. Может быть, именно поэтому ВССД не стал распускать политические партии и профсоюзы, как это обычно делается при государственных переворотах.

Что касается Москвы, то она сохранила возможность для диалога со всеми сторонами, выразив надежду, что «ситуация будет разрешена конституционным путем, в интересах народа Мавритании и без применения силы».

Похоже, что известие о перевороте застало Тайю в воздухе. Его самолет был вынужден совершить посадку в столице Нигера Ниамее. По неподтвержденным официально данным, он может получить пристанище в Марокко.

Уже 4 августа в МИД Мавритании был вызван посол США в Нуакшоте. Что ему заявила мавританская сторона, остается неизвестным. Со своей стороны, посол от имени Вашингтона потребовал «восстановить конституционный порядок». Затем представители ВССД встретились с послами других стран.

В тот же день ВССД распустил парламент, однако сохранил прежнее правительство во главе с премьером. Министрам было предписано «обеспечить оперативное управление текущими делами». Члена кабинета выполнили это предписание. Одновременно было объявлено, что действующая конституция от 20 июля 1991 года останется в силе, однако она будет дополнена «Хартией Военного совета».

6 августа была обнародована «Конституционная хартия», определившая организацию и порядок функционирования власти в переходный период. Этим документом определено, что ВССД будет уважать все международные соглашения, подписанные прежними режимами. Верховную исполнительную власть в стране будет осуществлять председатель ВССД, которому принадлежит прерогатива назначения премьер-министра и членов кабинета. Ожидается, что через год после переворота будет проведен референдум по конституции, после чего немедленно состоятся всеобщие выборы. Проектом новой конституции будет определено, что президент может находиться на своем посту только два срока, и что этот принцип будет неизменным.

Уже 8 августа ВССД назначил премьер-министром Сиди Мохаммеда ульд Бубакра. Действовавшее до этого правительство ушло в отставку. До нынешнего назначения ульд Бубакр занимал пост посла Мавритании во Франции. В свое время он уже возглавлял один из кабинетов министров свергнутого президента Тайи.

Как отмечает близкая к алжирским военным газета «Аль-Ватан», «трудно представить, что заговорщики в Мавритании действовали без негласного согласия со стороны одной или нескольких третьих стран». Она подчеркивает, что режим Тайи «продержался так долго благодаря поддержке таких стран, как США, Франция и отчасти Израиль». С другой стороны, она считает, что не следует верить в искренность заявлений, осудивших переворот, которые последовали от великих держав. Как полагает «Аль-Ватан», они учитывают геостратегическое положение Мавритании и то, что в 2006 году в стране должна начаться промышленная добыча нефти. Газета считает, что режим Тайи пал потому, что тот «не сумел сохранить равновесие между интересами различных партнеров».

Наша справка: первая попытка государственного переворота в Мавритании была осуществлена в ночь с 8 на 9 июня 2003 года. Тогда верные президенту силы после 36-часовых боев разгромили путчистов. По официальным данным, 15 человек погибли, 68 получили ранения. Возглавил попытку переворота майор Салех ульд Ханенна. После разгрома заговорщиков он бежал из страны. Позднее он объявил о создании оппозиционного вооруженного движения «Всадники перемен». Тогда официальный Нуакшот утверждал, что заговорщики блокировались с исламистами.

9 августа 2004 года была раскрыта очередная попытка госпереворота. Согласно утверждениям Нуакшота, ее подготовили «Всадники перемен». Выступление должно было состояться в период, когда президент собирался выехать во Францию. Уже 25 сентября власти объявили о раскрытии третьего заговора, также готовившегося военными. 15 октября 2004 года президент Тайя обвинил Ливию и Буркина-Фасо в том, что они якобы стояли за этими попытками госпереворотов. Понятно, что обе страны тут же опровергли это заявление.

52.21MB | MySQL:103 | 0,493sec