«Технологии в обмен на мир»: к визиту Биньямина Нетаньяху в страны Латинской Америки

Богатый на дипломатические события сентябрь с. г. включает и первый в истории визит действующего премьер-министра Израиля в страны Латинской Америки, которое сам Биньямин Нетаньяху обозначил как «исторический». Турне главы израильского кабинета министров началось с 11 сентября с посещения столицы Аргентины – Буэнос-Айреса, где помимо членов руководства этой страны, он также встретился с президентом Парагвая, и продолжилось визитом израильской делегации в Колумбию и Мексику.

Латиноамериканское направление «периферийной стратегии»

Помимо переговоров с президентами четырех стран об общем формате их двух- и многостороннем сотрудничестве с Израилем, и обычной в таких случаях серии встреч с лидерами и членами, местных еврейских общин, программа премьер-министра предполагает обсуждение перспектив и подписание серии договоров об экономическом и гуманитарном сотрудничестве. Включая сферы туризма, авиационного сообщения, коммуникаций, высоких технологий, водного хозяйства, а также академических, технологических и космических исследований и научных исследований. Что Б.Нетаньяху, которого в этой поездке сопровождает внушительная делегация израильских предпринимателей, назвал в качестве одной из основных целей своего визита в регион.

Вторую основную цель этого визита Б.Нетаньяху вполне откровенно определил на состоявшемся накануне его отлета в Аргентину заседании правительства Израиля: «»Если честно, наше присутствие в Латинской Америке было малозаметно – несмотря наличие здесь важных сообществ, чью потенциальную поддержку на международной арене мы вполне могли бы получить». С этой самокритичной сентенцией мягко согласился и президент Парагвая Орасио Картес, который в разговоре  Б.Нетаньяху (ради встречи с которым, парагвайский лидер, собственно, и прилетел  в Буэнос-Айрес), заметил: «Мы плодотворно работаем вместе, но я думаю, что мы можем сделать намного больше. Отношения подобны мышцам – их нужно тренировать каждый день. Но я хочу, чтобы вы знали, что мы вас очень любим».

Это замечание О.Картеса, надо признать, Парагвай уже не раз подтверждал делом. Правительство этой страны, голосовавшей в 1947 году в ООН за план раздела британского мандата в Западной Палестине, открывшему путь к провозглашению независимого Государства Израиль, вместе с Колумбией Чили и некоторыми другими, входит в число сравнительно немногих стран Латинской Америки, проявляющих позитивное понимание позиции Израиля в его конфликте с палестинскими арабами. (Другой такой страной является Колумбия – единственная из стран Южной Америки, которая не признала самопровозглашенное «Государство Палестина» и воздерживается от поддержки односторонних шагов ПНА по повышению ее статуса в ООН). И соответственно, выступающих за «безусловное» развитие всеобъемлющих связей с еврейским государством, включая координацию действий в сфере дипломатии и безопасности.

Как можно заметить, обе взаимодополняющие цели визита премьер-министра Израиля в Латинскую Америку показывают, что он стал следующим, после Восточной Европы, Африки и Южной и Юго-Восточной Азии, этапом реализации обширной дипломатической программы, принятой после победы на выборах 2009 года Биньямином Нетаньяху и тогдашним главой МИД его правительства Авигдором Либерманом. Этот план был разработан в духе так называемой «стратегии периферийных союзов», принятой на заре израильской независимости, и исходил из невозможности достижения взаимопонимания с арабскими режимами региона. В силу этого «незападный» (и вторичный, по отношению к «западному») вектор тогдашней израильской дипломатии был ориентирован на налаживание двусторонних отношений с неарабскими мусульманскими государствами Ближнего Востока. А также с религиозно-этническими меньшинствами самих арабских стран.

В 90-е гг. прошлого века стратегия «периферийных альянсов» ушла на далекую периферию израильской дипломатии из-за ее фокусирования на выдвинутой Шимоном Пересом доктрине «Нового Ближнего Востока», в основе которой лежало представление о необходимости урегулирования конфликта с палестинскими арабами на основе идеи «мир в обмен на территории» (т.н. «соглашения Осло»).  Что, согласно замыслу, станем триггером скорой нормализации отношений Израиля с арабо-исламским миром.

Но кризис «ословского процесса» десятилетие спустя сделал «периферийную стратегию» вновь актуальной. Ее обновленный вариант, среди прочего, предполагает расширение израильского торгово-экономического, технологического и дипломатического присутствия в регионах за пределами «Большого Ближнего Востока» (и соответственно, зоны арабо-израильского конфликта). В том числе, с использованием возможностей Израиля как мирового центра разработок и поставщика передовых технологий, чрезвычайно востребованных, в различных сферах экономики и обороны.  А в рамках этой линии – установление отношений стратегического партнёрства со странами, являющимися одновременно региональными «центрами силы» и факторами экономического и/или политического влияния на глобальном уровне.

Собственно, это отметил и Б.Нетаньяху, объяснивший шаги Израиля в Латинской Америке как «повторение того, что мы делаем в Азии, Африке, Австралии, Восточной Европе, в странах Восточного Средиземноморья, по сути, всех частях света». Полагая, что «этот визит укрепит наши экономические связи, сотрудничество в сфере безопасности и технологий в Латинской Америке и станет продолжением упрочнения международного статуса Израиля».

Таким образом, интерес Израиля к развитию сотрудничества со странами Латинской Америки определялся теми же причинами, что и его отношение к другим кандидатам на роль партнеров «периферийных союзов» – диверсификация торговых контактов, укрепление экономического положения, и поиск взаимопонимания с важными международными игроками.  В каком-то смысле новый вариант израильской внешнеполитической доктрины на этом направлении, которую можно обозначить как «технологии в обмен на мир», стал альтернативой исчерпавшей себя идее «территории в обмен на мир». Той, которая рухнула вместе с надеждами, что кардинальные израильские уступки на «палестинском треке» сами по себе изменят традиционно враждебное отношение к Израилю неприсоединившихся стран и арабо-мусульманского блока. То есть теми, кто вместе со странами коммунистического лагеря десятилетиями обеспечивал автоматическое антиизраильское большинство в ООН и других международных организациях, а часть из них продолжает делать  это и в настоящий момент.

Вызовы и возможности

При этом в руководстве Израиля вполне отдают себе отчет в том, что, как заметил Б.Нетаньяху, приветствуя О.Картеса во время первого, в истории отношений, визита президента Парагвая в Израиль, что подобная схема, казалось бы, очевидно выгодных всем отношений и при всей взаимной симпатии сторон не является чем-то «само собой разумеющимся», а сможет реализоваться только в том случае, если стороны получат конкретные результаты успеха такого партнерства, которые можно оценить в измеряемых параметрах «мощи, безопасности и процветания».

О продуктивности именно такого подхода говорит вся история отношений Израиля со странами Латинской Америки. И это притом, что из всех государств Латинской Америки, лишь коммунистическая Куба разорвала с Израилем дипломатические отношения после войны Судного дня. В силу чего регион оставался последней заметной площадкой израильского присутствия в «третьем мире», дипломатическое партнерство еврейского государства с этими странами поддерживалось «на медленном огне».

Какое-то время подобная ситуация, Израиль устраивала. Более того, со сменой курса США в регионе во времена президентства Джимми Картера, который прекратил поддерживать проамериканских авторитарных лидеров в связи с нарушением ими гражданских прав, пишет Эммануэль Навон, позволил Израилю на какое-то время занять освободившийся рынок вооружений многих латиноамериканских стран. В отличие от Дж.Картера, у Израиля, не было никаких симпатий к коммунистическим милициям, оппозиционным местным правительствам и поддерживающим тесные связи с террористами ООП и антиамериканскими арабскими режимами. В силу чего Израиль тогда стал масштабным поставщиком оборонной продукции Аргентине, Эквадору, и всем, кроме Никарагуа, центральноамериканским странам. (Например, Сальвадор обеспечивал 80% потребностей своей армии за счет израильских поставок). Взамен Израиль нашел в Латинской Америке альтернативный источник нефти, что было актуально в свете прекращения после 1979 года ее поставок из Ирана.

Но издержки отсутствия долгосрочного стратегического партнерства с государствами региона на дипломатическом уровне дало себя знать в 1980-е годы, когда в отношениях Израиля с Латинской Америкой вступили в период затяжного спада. Тенденция вновь изменилась во второй половине 1990-е годов, но еще два последующих десятилетия успехи на этом направлении были достаточно скромными. Так, израильский экспорт в Латинскую Америку в 2012 году составил порядка миллиарда долларов, то есть менее 2% от общего объема экспорта еврейского государства. Свою роль сыграла и проарабская ориентация и соответственно, настороженное – а временами, даже враждебное отношение к еврейскому государству в ряде стран региона, особенно в тех из них (Венесуэла, Боливия, Эквадор и Никарагуа), которые были захвачены «неомарксистским трендом» начала нового века. И где были, и все еще заметны сильные позиции и влияние Ирана.

Таким образом, оптимизация внешнеполитической доктрины Израиля по отношению к регионам подобным Центральной и Южной Америке была насущной потребностью, и итоги не замедлили сказаться уже в нынешнем десятилетии. Первым крупным успехом в этом смысле стало подписание в 2012 году Израилем – первой и пока единственной из стран, не находящихся в Латинской Америке – договора о беспошлинной торговле с общим рынком Южной Америки Mercosur. С учетом совокупного ВВП участников объединения (более 3.3 трлн долларов), населения (более 55% населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна) объема прямых зарубежных инвестиций и внешней торговли (соответственно, 40 и более 33% объем всех стран региона) Mercosur является вторым после Евросоюза по размерам и экономическому потенциалу таможенным союзом в мире. А также третьей в мире после ЕС и NAFTA зоной свободной торговли.

Основным потребителем израильского экспорта в регионе (порядка 85%) до недавнего времени была Бразилия, причем в основном это были поставки удобрений для сельского хозяйства. Однако будущее, по мнению экспертов – за поставками в латиноамериканские страны информационных, сельскохозяйственных и водных технологий, а также высокотехнологичного оружия.

Военно-техническое сотрудничество Израиля со странами Латинской Америки включает модернизацию имеющихся у них вооружений (в основном, авиационной техники) и поставку продвинутых образцов новой продукции военного назначения – управляемых ракет, бронетехники, стрелкового оружия, артиллерийских и оптико-электронных комплексов, а также беспилотных аппаратов.  Основные партнеры Израиля в этой сфере — Бразилия, Чили, Мексика, Колумбия, Перу и Эквадор. Крупнейший частный израильский концерн продвинутых военных технологий «Элбит системз» владеет контрольными пакетами или долей в ряде совместных израильско-бразильских предприятий, производящих электронно-оптические системы, беспилотные летательные аппараты, навигационное оборудование и авиационные тренажеры.

Интерес Израиля к региону проявился в создании в 2014 году под эгидой тогдашнего главы МИД Израиля А.Либермана, межведомственной правительственной программы по укреплению торгово-экономических контактов со странами Латинской Америки. Основным фокусом в развитии этих экономических и коммерческих связей являются страны «Тихоокеанского альянса» (союз Колумбии, Мексики, Чили, Перу и Коста-Рики – он является шестой по величине экономической организацией в мире), с перспективой присоединения к этому альянсу Израиля в качестве наблюдателя.

Все это стало фоном серьезных политико-дипломатических подвижек. Один из наиболее ярких примеров дает Аргентина, которая, как отмечалось, была  первой страной латиноамериканского вояжа премьер-министра Израиля. Отношения Иерусалима и Буэнос-Айреса далеко не всегда были безоблачными. Один из таких нелегких периодов отношений совпал с каденцией прежнего президента Аргентины, Кристины Киршнер, поддерживавшей прочные связи разного рода с Ираном, спецслужбы которого, по всем признакам, стояли за террористическим актом у здания посольства Израиля в Буэнос-Айресе в 1992 году, где погибли 29 человек и 242 получили ранения. (Ответственность за это нападение взяла на себя «Хизбалла»). А также за крупнейшим террористическим актом в истории Латинской Америки 18 июля 1994 года, когда начиненная взрывчаткой машина взорвалась напротив здания Ассоциации взаимопомощи аргентинских евреев, жертвами которого стали 85 человек, и еще 300 получили ранения.

О месте этой темы в израильской общественной повестке дня, говорит и то, что встреча четы Нетаньяху с семьями жертв терактов 1992 и 1994 годов и теми, кто получил ранения в результате взрывов около посольства Израиля и в здании Аргентинского еврейского культурного центра, была организована уже в первые часы двухдневного визита в Аргентину. Потому хроническое нежелание прежнего аргентинского руководства расследовать «иранский след» этой трагедии не раз становилось причиной дипломатических кризисов между Израилем и Аргентиной. В том числе после заявления федерального прокурора Альберто Нисмана о том, что высшие аргентинские должностные лица  «подделали свидетельства в пользу невиновности Ирана» ради геополитических и экономических интересов Аргентины. (В январе А.Нисман, который еще в 2006 году возложил ответственность за теракт в Еврейском центре в Буэнос-Айресе на Иран и «Хизбаллу», был найден мертвым за день до слушания в Конгрессе, где он должен был обосновать свои обвинения в адрес Кристины Киршнер и главы МИДа Эктора Тимермана).

Ситуация решительно изменилась с избранием на пост президента Аргентины в декабре  2015 году политического противника Кристины Киршнер,  Маурисио Макри, который взял курс на постепенное сворачивание проиранских трендов во внешней политике своей страны и укрепление партнерства со странами Запада, включая Израиль. Собственно, указание М.Макри возобновить тщательное расследование причастности Ирана к терактам 1992 и 1994 годов в Буэнос-Айресе, и стало отправной точкой «перезагрузки» отношений двух стран. По наблюдениям, М.Макри и Б.Нетаньяху связывают также теплые личные отношения, что в немалой степени способствовало символически и практически важному решению Аргентинской стороны передать Израилю правительственные архивы, связанных с Холокостом. Включая документы, которые позволят более детально изучить вопрос о пребывании на территории Аргентины нацистских преступников, сбежавших в эту страну после краха гитлеровской Германии в 1945 году.

Заметим, что подобные взаимоотношения связывают израильского лидера и с главами ряда других стран Центральной и Южной Америки, обладающих близким к Б.Нетаньяху и М.Макри политическим мировоззрением.  Однако, этого всего было бы недостаточно для серии двух- и многосторонних дипломатических прорывов, наблюдаемых сегодня. Как можно заметить, главным фоном этого прорыва играет способность Израиля предоставить Аргентине – как и другим действующим и потенциальным партнерам по «периферийным союзам» — технологические решения их проблем в сфере экономики, социального развития, и, не в последнюю очередь – а в некоторых случаях, и прежде всего – в сфере безопасности.  Не случайно,  что пакет соглашений, подписанных израильской делегацией и аргентинским руководством во время визита Б.Нетаньяху, касался не только сотрудничества в сферах технологий, торговли и финансов, но и проектов в области безопасности, призванных дополнить аргентинско-израильский договор от  2016 года о совместной борьбе с террором.

«Сегодня страны во всем мире видят, – заметил  Б.Нетаньяху в выступлении перед лидерами еврейской общины Аргентины, — кто имеет технологию для будущего и технологию для борьбы с терроризмом, кто может развивать водное и сельское хозяйство, здравоохранение, способно развивать цифровую медицину – это все Израиль. И поэтому мы создаем партнерства со странами, с которыми мы не могли сотрудничать даже несколько лет назад». Похоже, что этот и иные связанные сюжеты показывают готовность традиционных и новых союзников Израиля принять предложенную Иерусалимом новую, и подкрепленную торгово-экономическим и технологическим сотрудничеством, модель «активного оборонительного альянса» против радикального исламизма и практикующих и поддерживающих его режимов. Собственно, продолжение этой линии, вероятное всего, станет одним из существенных аспектов следующего визита израильского премьер-министра в регион в следующем году. Частью которого, по мнению обозревателей, станет посещение Бразилии, а также участие Б.Нетаньяху в запланированном на апрель следующего года региональном саммите в Перу.

Таким образом, нынешнее сближения Израиля и ряда стран Латинской Америки стало итогом двух встречных процессов. Во-первых, изменение положения Израиля в системе международных отношений, в том числе, вследствие его превращения в центр технологических, оборонительных и информационных ресурсов глобального уровня. И во-вторых, отходом многих стран континента от прежней идентификации в качестве государств «третьего мира»,  переориентация на новые, более продуктивные модели устойчивого развития, и их соответствующим отказом от устаревших идеологических клише и непродуктивных лояльностей.

52.32MB | MySQL:103 | 0,522sec