«Турецкий поток»: реалии и перспективы. Часть 2

Европейский союз назвал «Южный газовый коридор» одним из своих основных проектов. В рамках «Южного газового коридора» планируется расширение Южнокавказского газопровода (Баку – Тбилиси – Эрзурум) и введение в строй газопроводов TANAP и ТАР.

Премьер-министр Греции А.Ципрас подчеркнул, что строительство TAP идет весьма быстрыми темпами. Премьер-министр Турции Б.Йылдырым пояснил, что TAP служит продолжением прокладываемой по суше через Турцию магистрали TANAP. Однако интересы Анкары и Афин простираются дальше проекта «Южный газовый коридор». По информации Б.Йылдырыма, Турция и Греция твердо намерены реализовать совместный проект с Россией, то есть «Турецкий поток». Ожидается, что с завершением вышеуказанных проектов трубопроводы, которые пересекут болгарскую и, возможно, греческую территорию, обеспечат безопасность поставок энергоносителей в страны Европейского союза.

Президент Азербайджана И.Алиев заявил, что для окончательного завершения строительства «Южного газового коридора» стоимостью 40 млрд долларов нужно еще 2–3 года. Реализация различных сегментов этого проекта находится в диапазоне 40–95%. По словам главы государства, поддерживаемый в Европе на самом высоком уровне проект «Южный газовый коридор» – единственный новый источник поставок «голубого топлива» в Европу.

Заместитель председатель правления «Газпрома» А.В.Круглов проинформировал, что компания пока не ведет переговоров с банками о привлечении проектного финансирования для строительства газопровода «Турецкий поток»[i]. При этом ранее, в начале июня с.г., он сообщил, что работа по привлечению проектного финансирования российских и зарубежных банков для газотранспортного проекта начата[ii].

«Размер планируемых инвестиций в “Турецкий поток” составляет порядка 6 млрд долларов. Что касается проектного финансирования, мы говорили, что такая возможность существует для финансирования морской части “Турецкого потока”. Тем не менее мы планировали, что “Турецкий поток” может быть осуществлен только за счет средств “Газпрома”»[iii], – отметил топ-менеджер.

В июле с.г. генеральный директор турецкой государственной компании Вotas Б.Озджан заявил, что Турция договорилась с «Газпромом» по поводу финансирования «Турецкого потока» на ее территории. Однако топ-менеджер не сообщил, в каком процентом отношении оно будет осуществляться.

15 сентября с.г. председатель правления компании «Нафтогаз Украины» А.В.Коболев отметил, что строительство «Турецкого потока» сделает невостребованной южную линию украинской газотранспортной системы. По его словам, чтобы компания могла прогнозировать объем инвестиций в украинскую газотранспортную систему, руководству необходимо понимать, какой будет судьба транзита российского газа через территорию Украины после 2019 года.

Примечательно, что в 2019 году истекает российско-украинский договор на транзит нашего «голубого топлива» в Европу. В этом же году «Газпром» планирует ввести в эксплуатацию вторую нитку «Турецкого потока» и газопровод «Северный поток – 2».

Газопроводы «Северный поток» и «Северный поток – 2» – это оптимальные маршруты экспорта российского газа в Европу, связывающие напрямую Россию и Германию. Целевыми рынками поставок по этим газопроводам являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие европейские страны.

Если к 2019 году новые газопроводы для снабжения европейских клиентов российским газом будут введены в строй, то Украина потеряет большую часть средств, которые регулярно получает за транзит нашего сырья.

В 2016 году объем транзита российского газа в Европу через территорию Украины вырос на 23% до 82,2 млрд куб. м (в 2015 году – 67,1 млрд куб. м). В первом квартале 2017 года объем транзита российского газа через Украину вырос в годовом исчислении еще на 20%. Так, в течение обозначенного периода по украинским трубопроводам было прокачано 23,2 млрд куб. м российского газа.

После ввода в эксплуатацию газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток – 2» компания «Газпром» планирует снизить транзит через украинскую территорию приблизительно до 15 млрд куб. м в год. Получается, что запуск «Северного потока – 2» и «Турецкого потока» могут снизить объем денежных средств, получаемых Украиной за транзит российского «голубого топлива», примерно в 5 раз.

Кстати, в прошлом году председатель правления «Газпрома» А.Б.Миллер объяснил намерение отказаться от транзита газа в Европу через Украину тем фактом, что транзит через эту страну весьма накладен. По его информации, транспортный тариф по «Северному потоку – 2» составляет 2,1 доллара за 1 тыс. куб. м на 100 км, а транспортный тариф через Украину – 2,5 доллара. При этом топ-менеджер подчеркнул, что в случае модернизации украинских трубопроводов тариф вырастет до 4,6 доллара.

[i]«Газпром» оценивает инвестиции в «Турецкий поток» в $6 млрд // Прайм,22.06.2017.URL:http://1prime.ru/energy/20170622/827597413.html

[ii]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. «Турецкий поток» в поисках инвесторов // Институт Ближнего Востока, 05.06.2017. URL: http://www.iimes.ru/?p=35346

[iii]«Газпром» оценивает инвестиции в «Турецкий поток» в $6 млрд // Прайм, 22.06.2017. URL: http://1prime.ru/energy/20170622/827597413.html

52.28MB | MySQL:103 | 0,496sec