Новый виток гуманитарного кризиса в Ираке

В связи с объявленным накануне иракским правительством планом по возобновлению военной операции против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) прогнозируется новое обострение гуманитарной ситуации в провинциях Киркук и Салах-эд-Дин.

Зачистку этих регионов, оккупированных сторонниками «Исламского государства» в июне 2014 года,  иракская армия начнёт в ближайшие дни. Эпицентром военной операции станет освобождение крупного города Эль-Хавиджа и его окрестностей на юго-западе провинции Киркук. По оценкам представителей Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), возможна резкая дестабилизация гуманитарной обстановки: в зоне риска могут находится до 85 000 человек. Ранее, с августа 2016 года, по мере окончательного окружения Эль-Хавиджи правительственными силами, более 100 000 человек смогли покинуть подконтрольные ИГ районы.

Гуманитарные организации готовятся к новому наплыву перемещённых лиц из Эль-Хавиджи, заранее сооружая пункты временного размещения и лагеря, в которых перемещённые лица получат доступ к воде и санитарным услугам, продовольственному обеспечению и другим жизненно необходимым предметам быта.

Достоверных данных о нынешнем социально-экономическом положении населения, находящегося более 3 лет под гнетом ИГ, не имеется. На основе неофициальных источников и интервью с беженцам, ооновские агентства подготовили и опубликовали 17 сентября короткий отчёт о гуманитарной ситуации в Эль-Хавидже. Отчёт по сути составлен на базе инсайдерской информации и потому интересен. Известно, что продовольствие, медикаменты и медицинские услуги — в дефиците и представляют главную проблему.  Медицинские учреждения практически полностью разрушены, а жизненно важные лекарства в большом дефиците и по очень высоким ценам. Под ударом, в первую очередь,  самые уязвимые слои: дети, беременные женщины, старшее поколение. Имеется неподтвержденная информация о высоком проценте смертности в Эль-Хавидже именно ввиду отсутствия необходимых лекарств. Чистой питьевой воды в регионе нет: источником служат реки, что провоцирует вспышку различных кишечных и инфекционных заболеваний. Школы в Эль-Хавидже закрыты, поэтому на протяжении трёх лет дети не обучаются. Продовольственное обеспечение налажено плохо: функционирует ограниченное количество магазинов, продающих контрабандную продукцию, поступающую извне, по очень высоким ценам и плохого качества. Нередки случаи пищевых отравлений из-за просроченного продовольствия. И главное — полное отсутствие гарантий личной безопасности населения. Более того, с переходом в активную военную фазу есть высокая угроза использования жителей в качестве живого щита.

Конечно, на фоне имеющихся уже в Ираке 3.3 млн временно перемещённых лиц, новый приток из 85 000 человек не должен стать большой нагрузкой. В то же время, нельзя недооценивать всю серьёзность социально-экономической ситуации в Ираке, который сегодня по многим важным индикаторам занимает одно из последних мест на Ближнем Востоке. Так, например, почти 19% иракцев живут за чертой бедности и лишены доступа к базовым услугам, включая образование, питание, медицину. Новый приток временно перемещённых лиц (ВПЛ) из Эль-Хавиджи способен ещё больше усугубить ситуацию, поскольку потребует долгосрочных решений, помимо временных мер по размещению населения в транзитных центрах. Очевидно, что естественным стремлением беженцев будет вернуться обратно сразу после завершения военной фазы. Но, как показало опыт Мосула, на практике решения оказываются намного сложнее. Проблема временно перемещенных лиц из Западного Мосула все ещё остается нерешенной, и жизнь в нормальное русло там вернётся не скоро.

Именно поэтому, решение гуманитарного кризиса видится в сопряжении усилий всех игроков — правительства, неправительственных организаций и международных агентств,  работающих как в сфере чрезвычайного реагирования, так и долгосрочного развития.

В целом, думается, гуманитарная миссия в Ираке оказалась не готова к постмосульскому сценарию, при котором стремительное освобождение территорий вскрыло серьёзные гуманитарные последствия оккупации, изначально недооценённые и требующие четкой стратегии. Главная проблема в гуманитарной плоскости заключается не в возможностях международных партнеров быстро наладить поставки помощи. С учётом приоритетности иракского направления в глобальной повестке, мобилизовать ресурсы доноров вкупе с правительственным финансированием оказалось не так уж сложно. Проблема кроется в обеспечении сбалансированного подхода к решению гуманитарной проблемы в контексте сложных, переплетающихся интересов различных религиозных и этнических групп бенефициаров. Важно гарантировать на деле, не только на словах, реализацию важнейших принципов гуманитарного содействия: нейтральность и беспристрастность, равный доступ ко всем нуждающимся. Этот аспект в Ираке особенно чувствителен в контексте временно перемещённых лиц, ранее компактно проживавших в своих этно-религиозных анклавах и вынужденных переселиться в чуждую им культурную среду. От того, насколько грамотно и объективно правительство сможет подойти к решению этой проблемы, будет во многом зависеть успех гуманитарного содействия в целом. Чтобы нивелировать угрозу нового витка гуманитарного кризиса нужна долгосрочная национальная стратегия, которая не оставит за бортом ни одну этнической-религиозную либо социальную группу. Нависающая над Ираком вероятность проведения референдума о независимости  Иракского Курдистана, даже отложенная, несёт в том числе потенциальную угрозу осложнения гуманитарной ситуации.

52.21MB | MySQL:103 | 0,552sec