Объединенное центральное командование вооруженных сил США

Объединенное центральное командование (ОЦК) ВС США (USCENTCOM) официально начало функционировать 1 января 1983 г. Оно было сформировано на базе созданных в 1980 г. сил быстрого развертывания (СБР), предназначавшихся для защиты интересов США на Ближнем и Среднем Востоке и Северо-Восточной Африке. Сразу же после создания штаб командования начал разработку оперативных планов применения СБР в кризисных ситуациях. Реально эти планы были готовы уже в середине 1980-х гг.

В настоящее время ОЦК является одним из девяти объединенных командований (ОК) ВС США. Законодательной базой для создания ОК стал Закон о национальной безопасности (1947 г.), а их целью является «обеспечить эффективное стратегическое управление вооруженными силами, организовать их применение под единым руководством и осуществить интеграцию соединений и частей всех видов в боеспособные формирования».

Объединенные командования представляют собой подчиненные командующим и решающие широкий круг задач группировки войск (сил), включающие соединения, части и подразделения, выделенные двумя или более видами вооруженных сил. В соответствии с американским законодательством общее руководство ОК ВС США осуществляет президент через министра обороны. Председатель Комитета начальников штабов ВС США выступает в качестве советника политического руководства страны по вопросам деятельности объединенных командований, а также в роли связующего звена между президентом и министром обороны с одной стороны, и командующим ОК, с другой.

Командующий ОК (четырехзвездный генерал) осуществляет общее руководство подчиненными войсками, отвечает за разработку оперативно-стратегических планов военных кампаний в зоне ответственности своего командования, организует мероприятия по оперативному оборудованию театра войны и театра военных действий (ТВД), определяет порядок подчиненности формируемыми в ОК командований видов ВС и объединенных оперативных формирований, командующие (командиры) которых участвуют в планировании и проведении военных действий и вспомогательных операций.

В зону ответственности ОЦК ВС США входят 25 стран Ближнего и Среднего Востока, Северо-Восточной Африки и Центральной Азии, а также акватории Персидского залива, Красного и Аравийского морей, северо-западной части Индийского океана. К странам зоны ответственности относятся: Афганистан, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кения, Кувейт, ОАЭ, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сейшельские острова (с 1996 г.), Сомали, Судан, Эритрея, Эфиопия. В октябре 1999 г. в зону ответственности ОЦК ВС США вошли пять бывших советских центрально-азиатских республик: Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Израиль, Ливан, Сирия, Турция, страны Магриба входят в зону ответственности ОК ВС США в Европейской зоне.

С июля 2000 г. командующим ОЦК ВС США является генерал Томми Р. Фрэнкс.

Штаб USCENTCOM расположен на авиабазе Мак-Дилл, Тампа, Флорида. Передовые органы управления ОЦК находятся на территории Катара на военной базе Эс-Сейлия. Численность личного состава штаба в мирное время составляет около 1000 человек.

Штаб ОЦК в мирное время выполняет следующие основные функции: непрерывно отслеживает и оценивает военную, политическую и экономическую ситуацию в странах зоны ответственности, планирует операции с участием выделенных в его распоряжение войск (сил), руководит их оперативной и боевой подготовкой, в том числе совместными учениями с армиями стран региона, проводит работы по совершенствованию военной инфраструктуры и созданию запасов вооружения, военной техники и материальных средств.

ОЦК не имеет в подчинении постоянных войск (сил). В мирное время контингент ВС США в зоне ответственности командования составляет 17-25 тыс. человек. При возникновении кризисных ситуаций в зоне ответственности ОЦК и принятия руководством страны политического решения о применении вооруженных сил в распоряжение командующего передаются заблаговременно подготовленные соединения и части из состава всех видов ВС. При этом необходимый потребный состав группировки сил и средств командованию определяется в зависимости от вида предстоящей операции (преимущественно наземной или преимущественно воздушной) и ее масштаба. Значительная часть этих войск в мирное время находится на континентальной части США и в сравнительно короткие сроки может быть переброшена в район боевого применения.

В угрожаемый, предвоенный период ОЦК решает следующий комплекс взаимосвязанных задач (на примере операции против Ирака в 2003 г.):
оказывает военное (силовое) и информационно-психологическое давление на руководство Ирака, его ВС и население;
обеспечивает политическую стабильность в регионе, поддерживая и консолидируя дружественные США государства;
обеспечивает «гарантированное господство» в приграничных с Ираком странах, на территории которых дислоцированы контингенты ВС США, а также в прилегающих акваториях и заливах морей;
обеспечивает безопасность международных и национальных транспортных коммуникаций, в том числе судоходство, особенно топливные перевозки, и воздушные сообщения;
проводит превентивные антитеррористические мероприятия.

Перед началом военной операции на территории стран зоны ответственности ОЦК развертываются Объединенный командный пункт (ОКП), командные пункты (КП) видов ВС и передовые пункты управления (ППУ) группировками войск (сил).

В период проведения военной операции штаб ОЦК непосредственно руководит действиями подчиненных войск (сил) из состава всех видов ВС, а также участвующими в операции войсками (силами) союзников США.

В оперативном подчинении командующего USCENTCOM находятся пять командований: сухопутных войск (штаб в Форт Мак-Ферсон, Виржиния), ВВС (Шоу, Южная Каролина), ВМС (Манама, Бахрейн), морской пехоты (Кэмп-Смитс, Гавайи), сил специальных операций (Мак-Дилл, Флорида).

С октября 2002 г. в организационной структуре ОЦК создается Объединенное оперативное соединение (ООС) «Африканский рог». В операционную зону ООС включены южная часть Красного моря, Аденский залив, северо-западная часть Индийского океана, территории Джибути, Йемена, Кении, Сомали, Судана, Эритреи и Эфиопии. Район действия соединения составляет часть операционной зоны 5-го флота ВМС США, а его ПУ и штаб будут развернуты на одной из кораблей этого флота, вероятнее всего, на крейсере УРО (ракетном крейсере).

Для ведения наземных боевых операций в зоне ответственности ОЦК американское командование, как правило, использует соединения и части 18-го воздушно-десантного корпуса (ВДК). Это соединение насчитывает примерно 90 тыс. человек и дислоцируется на континентальной части США (штаб в Форте-Брэгг, Северная Каролина). В состав 18 ВДК входят: 3-я механизированная, 10-я легкая пехотная, 82-я воздушно-десантная и 101-я воздушно-штурмовая дивизии , 2-й легкий бронекавалерийский полк, 18-я и 229-я бригады армейской авиации, 18-я бригада полевой артиллерии, части боевого обеспечения и обслуживания.

Командование ВС США считает, что 18 ВДК обладает достаточной маневренностью и огневой мощью, способностью к развертыванию и действиям в любом регионе мира. Организационная структура соединения не статична и зависит от условий обстановки и изменения характера задач, а также поступления нового вооружения. Многосторонность организации корпуса позволяет решать самые разнообразные задачи. Личный состав 18 ВДК обучен в том числе и ведению боевых действий в условиях Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии. Количество соединений корпуса, задействованных в той или иной операции зависит от ее масштабов. Так, в операциях «Буря в пустыне (1991 г.) и «Свобода Ирака» (2003 г.) он был задействован в полном составе.

Помимо 18 ВДК к участию в военных и других операциях в зоне ответственности ОЦК могут при необходимости привлекаться и другие соединения и части сухопутных войск ВС США.

Передовой пункт управления сухопутных сил ОЦК размещен на военной базе Кэмп-Доха в Кувейте.

До 1990 г. в странах зоны ответственности ОЦК в основном находились самолеты авианосной авиации ВМС. Периодически сюда для участия в учениях перебрасывались отдельные авиационные части и подразделения. После войны 1991 г. американское авиационное присутствие в зоне Персидского залива стало носить постоянный характер. Самолеты ВВС и авиации ВМС США вместе с авиацией Великобритании и Франции на протяжении 1990-х гг., используя авиабазы на территории Саудовской Аравии и других стран ССАГПЗ, постоянно патрулировали в т. н. «бесполетных зонах» на юге и севере Ирака, периодически наносили удары по различным иракским объектам.

Главным органом управления ВВС ОЦК является Центр управления воздушными операциями (ЦУВО), развернутый на авиабазе «Принц Султан» (Эль-Хардж, Саудовская Аравия). На его базе развернут ППУ ВВС ОЦК. В связи с особой позицией саудовского руководства, не давшего разрешения на применение американской ударной авиации со своей территории во время операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане (2001 г.), командование ВС США развернуло аналогичный по своим возможностям ЦУВО на авиабазе Эль-Удэйд (Катар).

ЦУВО по праву считается основным инструментом реализации процедуры многовариантного планирования боевого применения авиации в оперативно-стратегической глубине во взаимодействии с мобильными и экспедиционными силами, включая войска (силы) союзников США. По степени автоматизации процессов управления совместными действиями разнородных сил это наиболее технически оснащенный орган управления в структуре ОЦК. Он осуществляет сбор и обработку информации от различных источников и моделирование до 1500 полетных заданий при интенсивности действий авиации до 3000 самолето-вылетов в сутки.

Техническим ядром ЦУВО является автоматизированная система боевого управления авиацией (АСБУ) на ТВД TBMCS (Theater Battle Management Core System), которая объединяет автоматизированные средства сбора, анализа, обработки, отображения и распределения данных пунктов управления различных формирований видов ВС с целью создания единого информационного пространства для всех участников боевых операций на ТВД. По своей производительности АСБУ значительно превосходит существующие АСУ, предоставляя при этом более детальную информацию о целях противника.

В интересах обеспечения действий американской авиации в зоне ответственности ОЦК созданы и действуют ППУ ВВС в Катаре, Бахрейне, Омане, ОАЭ, Кувейте, ПУ ВВС в Узбекистане, Киргизстане и Таджикистане. В Кандагаре (Афганистан) расположен тактический центр боевого управления авиацией. Для обеспечения действий военной авиации США используются возможности центра управления воздушным движением в Бахрейне.

Основой морского компонента ОЦК является 5-й оперативный флот ВМС США и приданные ему соединения и группы боевых кораблей и вспомогательных судов (штаб в Манаме). В зону ответственности флота входят Персидский залив, Аравийское море и северо-западная часть Индийского океана. В случае необходимости для оперативного руководства действиями корабельных группировок создаются походные штабы.

В мирное время в составе 5-го флота, как правило, находится около 20 боевых кораблей, в том числе авианосец во главе авианосной ударной группы, амфибийно-десантная группа и минно-тральные силы. Подобный сбалансированный боевой состав флота позволяет, по мнению американского командования, оперативно реагировать на возникающие в регионе кризисные ситуации.

Для базирования и временной стоянки кораблей и судов используется порт Манама. Американские корабли и суда могут также использовать порты ОАЭ и Омана.

При ведении морских операций в Персидском заливе и Аравийской море ВМС США в большинстве случаев действуют совместно с кораблями флотов союзных стран: Великобритании, Австралии, Италии, Испании, Канады, Германии, Франции, Японии и др.

Важное значение для ОЦК имеет военная база на острове Диего-Гарсиа в Индийском океане (территориально она расположена в зоне ответственности Тихоокеанского ОК ВС США). Здесь находится передовой пункт базирования ВМС, способный принимать корабли и суда всех классов. На Диего-Гарсиа базируются две эскадры судов-складов, предназначенных для заблаговременного складирования военной техники и средств материально-технического обеспечения для передовых группировок всех видов ВС. Так, на судах одной из эскадр размещен бригадный комплект вооружения, военной техники и средств обеспечения из расчета действий экспедиционной бригады морской пехоты в течение 30 суток. На судах другой эскадры размещены техника и запасы для формирований сухопутных войск и ВВС. Для перехода в район Персидского залива судам требуется семь суток.

Аэродром на Диего-Гарсиа в состоянии принимать и обслуживать самолеты всех типов.

В восточной части Средиземного моря в интересах ОЦК может действовать 6-й оперативный флот ВМС США. В случае необходимости его корабли могут быть быстро переброшены в Красное море.

При проведении операций в зоне ответственности ОЦК американское командование широко использует экспедиционные силы морской пехоты, включая их авиационный компонент.

Формирования Сил специальных операций (ССО) ВС США в регионе располагают ППУ в Манаме и ПУ передовых групп непосредственно в районах действий. В мирное время военнослужащие ССО привлекаются для обучения личного состава спецподразделений в странах зоны ответственности ОЦК.

При организации и проведении транспортных операций по переброске войск, вооружения и материальных средств в район предстоящей операции, ОЦК взаимодействует с Объединенным командованием стратегических перебросок ВС США, в первую очередь с такими его структурными подразделениями как Командование морских перевозок и Командование воздушных перебросок. Оба командования имеют свои ППУ в ряде стран региона и на о. Диего-Гарсиа. При этом личный состав соединений и частей, часть материальных средств перебрасывается по воздух, а вооружение, военная техника и основная часть тыловых грузов по морю. Основная часть воздушных перебросок осуществляется самолетами 21-й воздушной армии, которая ориентирована на действия в Европе, Африке, странах Ближнего и Среднего Востока.

В вопросах обеспечения воздушных, наземных и морских операций с помощью космических средств разведки, связи и навигации ОЦК взаимодействует с Объединенным стратегическим командованием Для обеспечения управления силами, действующими в составе ОЦК, используются каналы стратегической спутниковой системы связи министерства обороны США DSCS (Defense Satellite Communications System).

Вооруженные силы США регулярно проводят совместные учения с армиями стран зоны ответственности ОЦК. Ежегодно проводится до 20 таких учений. Наиболее крупным и значимым из них считается учение типа «Bright Star» («Яркая звезда»), проводимое регулярно один раз в два года на египетской территории на севере страны в районе средиземноморского побережья. Основными его участниками являются США и АРЕ. Кроме того, в учениях участвуют части и подразделения ВС ряда западноевропейских и арабских стран. На сегодняшний день “Bright Star” по праву считаются крупнейшим многонациональным учением. Так, в «Bright Star-01/02», проходившем в ноябре 2001 г., участвовало 70 тыс. военнослужащих в т.ч.ВС США (23 тыс. чел.), АРЕ (43 тыс. чел.), Великобритании, Германии, Франции (1200 человек), Италии, Испании, Греции, Иордании и Кувейта. В ходе учения отрабатывались вопросы нанесения ударов палубной авиацией по наземным объектам, высадки морского десанта на необорудованное побережье, борьбы с подводными лодками и корабельными группировками противника, действия бронетанковых войск в различных видах боя, а также действия сил специальных операций. Были проведены командно-штабные учения с использованием новейших электронных средств связи.

На сегодняшний день, египтяне предоставили ОЦК ВС США льготы по использованию территории, воздушного пространства и портов АРЕ. В частности, американцам предоставлена возможность использования по предварительному согласованию с египетской стороной аэродромов Вади-Кена, Каир (Международный), Каир (Западный), Рас-Банас, Эль-Ариш, Рас-Кусрани, корабли 6-го флота ВМС США имеют право захода в ряд египетских портов.

После 1991 г. расширились возможности ВС США по использованию саудовских морских баз и аэродромов. В Саудовской Аравии на постоянной основе был размещен американский воинский контингент, в том числе две батареи ЗРК «Патриот». На начало 2003 г. в стране находилось до 9 тыс. американских военнослужащих. Все это было сделано на основе нескольких частных двусторонних соглашений по использованию американскими ВС отдельных объектов национальной инфраструктуры. В то же время Эр-Рияд, стремясь подчеркнуть независимость своего внешнеполитического курса, и опасаясь сильного противодействия радикальной исламской оппозиции, не пошел на формальное подписание общего соглашения о военном сотрудничестве с Соединенными Штатами. В апреле 2003 г. во время визита в королевство министра обороны США Д. Рамсфелда достигнута договоренность о выводе американских войск с саудовской территории.

В 1994 г. ОАЭ и США подписали соглашение о военном сотрудничестве и достигли согласия по вопросу о размещении на эмиратской территории складов для оружия и военной техники для бронетанковой бригады ВС США. Однако стороны не смогли договориться о стоимости аренды и поэтому договоренность не была реализована. На территории Эмиратов имеются небольшие склады для американских ВМС в Джебель Али, в качестве пункта материально-технического обеспечения ВМС США используют порт Эль-Фуджейра, американские военные корабли и суда имеют право захода в порт Абу-Даби. Имеется договоренность об аренде американцами аэродромов Рас-эль-Хайма и Эль-Фуджейра, которые по планам оперативного развертывания группировки военной авиации США в регионе предназначены для базирования тактической авиации и стратегических самолетов-разведчиков. Для обслуживания военных объектов в ОАЭ размещено 390 военнослужащих американских ВВС (на начало 2003 г.).

В 1980 г. Оман подписал соглашение о военном и экономическом сотрудничестве с США, по которому американские ВС получили право пользоваться военными базами на территории султаната (продлевается каждые пять лет, последний раз в 2000 г.). В частности американцы получили право использовать авиабазы Масира, Марказ-Тамарид, Эль-Хасиб, пункты базирования ВМС в Маскате, Матра, Райсуте и Сиди Лехза. Причем ВВБ Масира и порт Матра фактически поступили в их постоянное пользование, а остальные — в случае чрезвычайных обстоятельств.

В 1991 г. Кувейт подписал с США соглашение о военном сотрудничестве сроком на 10 лет. Оно предусматривает оказание американской помощи в обороне страны от внешней агрессии, доступ ВС США к портам и военным базам на территории эмирата, право пролета в воздушном пространстве, преимущественное право поставлять Кувейту оружие и военную технику, участие в подготовке кувейтских ВС, проведение совместных военных учений, размещение на территории эмирата складов вооружения для американских войск.

В соответствии с соглашением 1991 г. США создали в Кувейте передовые базы с запасом вооружения, военной техники и боеприпасов, а также необходимую инфраструктуру и поддерживали ее на требуемом уровне функционирования для обеспечения переброски и быстрого развертывания прибывающих войск. Именно Кувейт стал основным плацдармом, с которого силы американо-британской коалиции начали вторжение в Ирак в 2003 г.

В 1992 г. Катар и США подписали соглашение по вопросам обороны и безопасности, по которому ВС США получили доступ к портам и аэродромам эмирата. С 1995 г. на территории Катара заскладированы техника, вооружение и материальные средства для бронетанковой бригады ВС США. С этой целью построена специальная база хранения — одна из крупнейших на Ближнем Востоке. Кроме того, американские ВС используют еще две базы на катарской территории, в т. ч. военно-воздушную базу Эль-Удэйд. С 2002 г. Катаре на военной базе Эс-Сейлия размещен ОКП ОЦК ВС США, откуда происходило общее руководство военной операцией против Ирака в 2003 г. На территорию Катара планируется перевести контингенты и объекты ВС США, выводимые из Саудовской Аравии.

США имеют соглашение о доступе американских ВС на иорданские военные объекты. С 1996 г. иорданские военно-воздушные базы используются американской авиацией для перелетов в зону Персидского залива и перебросок подразделений морской пехоты.

В 2002 г. в Джибути было размещено до 800 военнослужащих американского спецназа. Предполагается, что на создаваемой американцами региональной антитеррористической базе будут размещаться военнослужащие 2-й дивизии Корпуса морской пехоты США. Всего в стране на начало 2003 г. находилось до 3000 американских военнослужащих. Соединенные Штаты используют территорию Джибути и в качестве базы для запуска беспилотных разведывательно-ударных летательных аппаратов «Предатор». Командование ВС США намерено использовать территорию Джибути для обучения войск боевым действиям в условиях пустыни

В 2001 г. в Джибути было размещено 152-е оперативное соединение государств-участников антитеррористической операции — ФРГ, США, Великобритании, Франции, Испании и ряда других стран. Соединение обеспечивает контроль за судоходством в Красном море и Персидском заливе.

Дальнейшее совершенствование деятельности ОЦК ВС США будет направлено на расширение возможностей по защите американских интересов в регионе, быстрому реагированию на события, происходящие в зоне ответственности командования, переброске сил и средств в районы предстоящих операций, расширению сети заблаговременного складирования боевой техники и материальных средств на территории государств региона. Не исключается и дальнейшее увеличение числа американских военных баз в странах зоны ответственности ОЦК.

43.01MB | MySQL:87 | 0,823sec