О реализации проекта международного коридора № 9 «Север-Юг»

Концепция создания транспортного Коридора «Север-юг» или международного «Коридора — № 9» была выдвинута в 1993 г. в Хельсинки министрами транспорта и путей сообщения ЕС. Этот коридор призван обеспечить транзитную связь Северной Европы, Скандинавии и России со странами бассейна Персидского залива, Индийского океана и Юго-Восточной Азии через Иран.

Юридическая база реализации концепции Коридора «Север-Юг» была заложена 12 сентября 2000 г. в ходе второй Евразийской конференции по транспорту, когда Россия, Индия и Иран подписали межправительственное Соглашение о создании МТК.

Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» ставит своими целями.

а) повышение эффективности транспортных связей для организации перевозок пассажиров и товаров по МТК;

б) содействие доступу на международный рынок услуг железнодорожного, автомобильного, морского, речного и воздушного транспорта государств — Сторон Соглашения;

в) содействие увеличению объемов международных перевозок пассажиров и товаров;

г) обеспечение безопасности движения транспортных средств, сохранности товаров и охраны окружающей среды в соответствии с международными стандартами;

д) гармонизация транспортной политики, а также правового регулированию в сфере транспорта;

е) создание равных недискриминационных условий доступа для поставщиков транспортных услуг на различных видах транспорта в пределах МТК.

В соответствии с поставленными целями стороны обязались принимать все усилия, направленные на:

а) сокращение времени транспортных перевозок через территории их государств;

б) сведение к минимуму стоимости транзитных перевозок;

в) упрощение и унификацию всей административной документации и процедур (включая таможенные), касающихся транзитных перевозок через их территории в соответствии с принятыми международными соглашениями и стандартами.

С целью регулирования вопросов реализации Соглашения и применения его положений 29-30 июля 2001 г. в Тегеране эксперты стран-участниц обсудили проект Устава Координационного Совета МТК, а в январе 2002 г. текст Устава КС был окончательно согласован и парафирован в Нью-Дели. В феврале 2002 г. Государственная дума РФ ратифицировала Соглашение о коридоре «Север-Юг», и 12 марта 2002 г. Президент РФ В.В. Путин подписал соответствующий федеральный закон. 20-22 мая 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча министров транспорта стран-участниц Соглашения по МТК «Север-Юг», в ходе которой 21 мая было объявлено о вступлении в силу Соглашения и был подписан протокол об официальном открытии международного транспортного Коридора «Север-Юг». 21 мая также состоялось первое заседание Координационного Совета, был принят его Устав, созданы экспертные группы и обсуждена в предварительном порядке процедура присоединения к Соглашению новых государств

В настоящее время о намерении присоединиться к Соглашению заявили Казахстан, Белоруссия. Азербайджан. Армения, Болгария и Бахрейн. Таджикистан также обратился с официальной просьбой о присоединении к Соглашению по коридору «Север-Юг». Среди возможных кандидатов рассматриваются также Туркмения, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка, а также Финляндия и Литва. В настоящий момент страны-основатели Соглашения вырабатывают свои предложения о порядке присоединения к Соглашению новых членов. Предполагается, что вопрос расширения количества стран-участниц Соглашения будет обсуждаться в сентябре-ноябре с.г. на Совещании на уровне экспертов в Дели, а затем порядок принятия новых членов будет утвержден на очередном заседании Координационного Совета. Правительство Ирана уже приняло решение по вопросу расширения количества стран-участниц Соглашения и ожидает соответствующих шагов со стороны России и Индии.

Рассмотрение вопроса о создании и местоположении Секретариата Соглашения пока решено отложить. На сегодняшнем этапе формирования руководящих органов Коридора «Север-Юг» функции Секретариата будет выполнять Координационный Совет, председательство в котором попеременно по одному году будет осуществляться в порядке ротации странами-основателями Соглашения.

Необходимо отметить, что Иран, страна депозитарий Соглашения, имеет свой национальный секретариат по Коридору «Север-Юг» во главе с ответственным секретарем Махаммадом Джавадом Атрчияном, что в значительной степени облегчает координацию усилий иранской стороны по рассмотрению и решению всех проблем, связанных с формированием структуры органов управления Соглашения и инфраструктуры коридора по территории ИРИ.

Общая протяженность коридора от порта Бомбей (Мамбай) до Санкт-Петербурга составляет 7200 км. Как указывалось, одной из основных целей создания коридора является сокращение сроков транспортировки товаров и уменьшение стоимости перевозок по сравнению с традиционным морским путем через Суэцкий канал и Средиземное море. По предварительным оценкам и проведенным экспериментальным перевозкам срок транспортировки грузов по Коридору может сократиться по сравнению с ныне действующим морским путем почти вдвое и составить 25 дней вместо 45 по морю.

Пробные пропуски транспортных контейнеров по МТК через территорию Ирана, осуществленные группой фирм в составе ирано-индийской фирмы «Иран-Хенд» и смешанной ирано-российской компании «Ирсотр», при участии фирмы координатора «Реджи», в течение двух лет (2400 шт. 40-футовых контейнеров в 2000-2001 гг.) продемонстрировали эффективность контейнерных перевозок уже в нынешних условиях при наличии существующих пропускных мощностей и при условии обеспечения грузами. Время перевозки контейнеров автотранспортом от порта Бендер-Аббас до порта Энзели составило 4 дня с учетом прохождения таможенных формальностей, а время перевозки от Бендер-Аббаса до Москвы было равно 13 дням. Стоимость перевозки контейнеров по МТК «Север-Юг» также была значительно ниже, чем через Суэцкий канал (Бомбей — Санкт-Петербург).

Коридор «Север-Юг» представляет собой смешанный (мультимодальный) маршрут: железная дорога — море — железная дорога-море (или в обратном порядке с юга на север). Оптимальным является перевозка по Коридору контейнерных грузов без перевалки на основном отрезке маршрута, а именно: Москва-Астрахань — строящийся порт Амир-Абад на Каспийском побережье Ирана — порты Бендер-Аббаса в Персидском заливе. Для этой цели на Каспийском побережье Ирана необходимо иметь железнодорожные паромные причалы и соответственно постоянно действующую железнодорожную паромную морскую линию на Каспии и железнодорожные паромные причалы на российской территории в порте Оля в районе Астрахани.

Иран предпринимает усилия по созданию необходимой инфраструктуры Коридора на своей территории для обеспечения перевозок грузов по железной дороге и, в первую очередь, контейнерных грузов по территории страны. В частности, в Иране работы ведутся по трем направлениям:

-расширяется и модернизируется контейнерный терминал в Бендер-Аббасе;

-завершение строительства железнодорожного причала в порту Амир-Абад на Каспии;

-строительство железной дороги Казвин — Решт — порт Энзели (парламент Ирана одобрил ассигнования на строительство указанной дороги и она может быть построена в течение 6-8 лет силами иранских компаний).

Сухопутная часть коридора, проходящая через Иран, предполагает более активное использование прежде всего железнодорожного транспорта наряду с существующей практикой автомобильных грузовых перевозок.

В настоящее время в рамках Коридора «Север-Юг» уже осуществляются железнодорожные перевозки преимущественно навалочных грузов, прибывающих в частично вступивший в эксплуатацию порт Амир-Абад. Срок прохождения грузов по железной дороге от порта Амир-Абад на Каспии до порта Бендер-Аббас в Ормузском проливе составляет от 48 до 72 часов. Существующие на железных дорогах Ирана стандарты позволяют перевозить по маршруту Амир-Абад — Бендер-Аббас также контейнерные грузы. Сейчас продолжается интенсивное строительство железнодорожного паромного причала в порту Амир-Абад и в течение 5-6 месяцев можно ожидать его завершения. Однако, в ближайшей перспективе не планируется создание в Амир-Абаде центра по замене колесных пар на иранскую колею.

Отсутствует пока и железнодорожный паром для обслуживания линии Оля — Амир-Абад В целом, иранские специалисты считают нерентабельными перевозки вагонов железнодорожным паромом из-за большой протяженности маршрута по Каспию (более 1100 км) и неравномерности и недостаточности существующего транзитного грузопотока.

По мнению экспертов иранских железных дорог гораздо более перспективными являются контейнерные перевозки с использованием железнодорожной составляющей внутри страны без использования железнодорожного парома.

Основную конкуренцию транзитным перевозкам по Коридору «Север-Юг» сейчас составляют и будут составлять в перспективе перевозки в направлении с Востока на Запад и обратно по железной дороге от терминала Серахс до Рази и далее в Турцию и Европу или же по маршруту Серахс — Бендер-Аббас (2440 км при скорости перевозки 72 часа).

В настоящее время идет интенсивное строительство однопутной железной дороги Бафк-Мешхед (800 км), которое должно завершиться в конце 2003 — начале 2004 года. После ввода в строй этой железной дороги маршрут Серахс — Бендер-Аббас сократится почти на 900 км и большая часть железнодорожных грузов из среднеазиатских государств пойдет в Бендер-Аббас этим маршрутом.

После завершения строительства железнодорожной ветки Бафк-Мешхед предполагается достроить железную дорогу Бам-Захедан и таким образом соединить к 2006-2007 г. железнодорожную сеть Ирана с азиатской через Пакистан и европейской через Турцию.

Учитывая наличие железной дороги по маршруту Амир-Абад — порт Имам Хомейни, этот участок может быть использован уже сейчас как железнодорожная часть Коридора «Север-Юг», хотя иранцами он считается не очень выгодным, так как порт Имам Хомейни расположен в стороне от основного маршрута МТК в глубине Персидского залива.

Как известно, порты Энзели и Ноушехр не связаны с железнодорожной сетью Ирана, поэтому транзитные грузы перевозятся в эти порты, и из них на автотранспорте. В то же время уже сейчас возможна перегрузка грузов, особенно контейнеров, с автотранспорта на железнодорожные платформы в Казеине и дальнейшая их транспортировка в Бендер-Аббас или в порт Имам Хомейни.

В более отдаленной перспективе возможно соединение порта Чахбахар с железнодорожной сетью страны. В будущем порты Чахбахара (Шахид Бехешти и Шахид Калантари) могут стать наряду с Бендер-Аббасом пунктами перевалки грузов по маршруту Коридора «Север-Юг» с использованием автотранспортного плеча для перевозки грузов к северным портам Ирана или другим возможным ответвлениям Коридора на севере ИРИ в сторону центральноазиатских республик (Серахс) или в Афганистан (автомобильные терминалы Торбете Джам и Тейебат).

В целом отмечается, что 90 % перевозок грузов внутри Ирана осуществляется автомобильным транспортом и объем транзитных автоперевозок постоянно растет и составляет около 3 млн. тонн в год.

Однако, пока поток транзитных грузов, проходящих через Коридор «Север-Юг» по маршруту Москва — Бомбей крайне незначителен. В течение прошлого иранского года (март 2001 — март 2002 гг.) по данным иранского Секретариата МПК по Коридору «Север-Юг» было перевезено 200 тыс. тонн транзитных грузов. В перевозках по Каспию преобладают, в основном, традиционные маршруты через порты Энзели и Ноушехр. Порт Амир-Абад пока только строится, но он уже соединен железнодорожной веткой с Сари и таким образом с общеиранской железнодорожной сетью, а также имеет действующий причал.

В настоящее время МТК «Север-Юг» работает преимущественно в направлении с юга на север для перевозки товаров из Индии в Россию.

Транзитный грузопоток с севера на юг по МТК в Индию практически отсутствует, и в России скапливается значительное количество пустых контейнеров индийских компаний, в основном, из-за отсутствия обратного потока товаров из РФ в Индию. Индийские компании неоднократно ставили вопрос о регулярном и своевременном возвращении своих контейнеров из России, но эта проблема пока не решается.

К сожалению, в номенклатуре торговли России с Индией, странами Персидского залива и Ираном преобладает экспорт лесных, навалочных и негенеральных грузов (преимущественно металлы).

Примечателен тот факт, что в настоящее время и в ближайшей перспективе, базовым грузопотоком на Каспийском участке Коридора «Север-Юг» остается грузооборот российско-иранской торговли, который составил в 2001 г. 2,5 млн. тонн и постоянно растет. В транспортном транзитном потоке по Каспию преобладает российский экспорт в Иран и транзит российских товаров. В 2001г., например, через Астрахань ввезено всего 100 тыс. тонн иранских товаров.

С точки зрения перспективы роста российско-иранской торговли и подготовки инфраструктуры Коридора «Север-Юг» важное значение имеет создание необходимых портовых мощностей на российском побережье Каспийского моря и развитие портов на иранском побережье Каспия. Как указывалось, иранская сторона расширяет существующие на Каспии порты Энзели и Ноушехр и осуществляет строительство нового порта Амир-Абад (Хазар) с проектной мощностью до 8 млн. тонн грузов, способного принимать железнодорожные и автомобильные паромы.

Минтранс России проводит работу по обеспечению перевозок грузов на Каспийском участке Коридора «Север-Юг». В бассейне Каспийского моря постоянно работают около 70 судов под российским флагом. В настоящее время действуют автомобильные паромные линии из порта Оля (Россия) на порт Ноушехр и Энзели на иранском побережье.

Перед российской стороной стоит задача развития Астраханского транспортного узла, как в свете развития отношений с государствами Прикаспия, так и формировании МТК «Север-Юг». Портовые мощности в пределах г. Астрахани составляют сейчас около 2 млн. тонн сухих грузов и практически исчерпаны. Дальнейшее их развитие на Каспии в районе Астраханского транспортного узла возможно только за счет продолжения строительства незамерзающего порта Оля, способного с выходом на проектную мощность перерабатывать до 8 млн. тонн сухих грузов в год. Первоочередной задачей является осуществление строительства 51 км железнодорожных путей общего пользования от проектируемой станции Оля до станции Яндыки в целях соединения с железнодорожной сетью России.

В настоящее время на базе пионерного причала порта Оля, вторая очередь которого введена в эксплуатацию в ноябре 2000 г., обрабатываются суда типа «Ро-Ро», перевозящие автотранспорт, трейлеры и контейнеры в сообщении с портами Ирана и Туркменистана.

В преддверии вступления в силу Соглашения по Коридору «Север-Юг» наблюдалась активизация конкурентной борьбы за транспортные потоки на маршруте МТК, что уже в определенной степени затруднило его функционирование в настоящий момент и может привести в перспективе к результатам, несоответствующим декларируемым в Соглашении целям.

В начале 2002 г. иранская судоходная компания «Иран-Хенд» в одностороннем порядке разорвала договорные отношения с партнерами, в том числе с фирмой «Ирсотр», осуществляющей прохождение транзита по территории Ирана, и передала транспортировку грузов по суше автотранспортом через Иран своей дочерней судоходной компании «Хазар-шиппинг», осуществляющей морские перевозки по Каспию на иранских судах.

Судоходная компания «Хазар-шиппинг»», принадлежащая Иранским судоходным линиям (и не имеющая фактически полномочий и опыта в автоперевозках), стала привлекать мелкие иранские частные компании к транзиту грузов из Энзели в Бендер-Аббас и обратно. Результатом явилось существенное увеличение транспортных тарифов и значительное сокращение транзита через Коридор. Несмотря на возникшие трудности, компания «Иран-Хенд» в будущем, вероятно, хотела бы монополизировать транзит на участке Бомбей — Бендер-Аббас — Энзели -Астрахань, что может поставить под удар интересы российских перевозчиков и, прежде всего, судоходных компаний на Каспии.

Министерство транспорта Ирана выступает за возвращение компании «Ирсотр» права участия в перевозках транзитных грузов, исходя из имеющегося у компании опыта работы в Иране (с 1971г.), надежности и оперативности в работе, а также требования обеспечения прозрачности перевозок. Иранский секретариат Коридора «Север-Юг» также выступает в поддержку восстановления деятельности компании «Ирсотр» по транзиту грузов через МТК.

В перспективе возможное перераспределение существующих транспортных грузопотоков и ожидание будущих доходов (или потерь) может вызвать серьезное сопротивление и борьбу среди ныне действующих компаний на маршруте Бомбей — Санкт-Петербург и затруднить практическое осуществление Соглашения «Север-Юг».

В рамках реализации Коридора «Север-Юг» представляется важным дальнейшее развитие прямого морского сообщения между Россией и Ираном для снижения зависимости от транзита через территории сопредельных государств, внутриполитическая и международная ориентация которых неоднозначна. Кроме того, морское сообщение с Ираном создает благоприятные конъюнктурные и экономические условия для развитии сухопутных перевозок как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.

В настоящее время российские компании (в частности туристические), расположенные в Астрахани, рассматривают возможность организации пассажирской морской линии между Астраханью и иранскими провинциями Гилян и Мазандеран, а также каботажного плавания по Каспию с заходом в порты соседних государств. Эта идея в принципе поддерживается иранской стороной.

Практическая реализация транспортного транзитного Коридора «Север-Юг» требует дальнейшего совершенствования структуры органов управления Коридором, продолжения работы по реализации целей Соглашения (прежде всего унификации транспортной документации и таможенных правил), создания необходимой транспортной инфраструктуры и увеличение объема перевозок грузов по маршруту всего Коридора в обоих направлениях.

Устав

Координационного Совета по Международному транспортному коридору «Север-Юг»

Преамбула:

Исходя из Статьи 6 межправительственного Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг», подписанного Республикой Индия, Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран 12 сентября 2000 г. в Санкт-Петербурге и впоследствии ратифицированного:

Стороны приняли Устав Координационного Совета в следующей редакции:

Статья 1: Цели

1.1 Целями Координационного Совета являются:

а) повышение эффективности транспортных связей, для организации перевозок пассажиров и товаров по международному транспортному коридору «Север-Юг»;

б) содействие доступу на международный рынок услуг железнодорожного, автомобильного, морского, речного и воздушного транспорта государств-Сторон Соглашения;

в) содействие увеличению объемов международных перевозок пассажиров и товаров;

г) обеспечение безопасности движения транспортных средств, сохранности товаров и охраны окружающей среды в соответствии с международными стандартами;

д) гармонизация транспортной политики, а также правового регулирования в сфере транспорта в целях реализации соглашения;

е) создание равных недискриминационных условий доступа для поставщиков транспортных услуг на различных видах транспорта при перевозках пассажиров и товаров в пределах международного транспортного коридора «Север-Юг».

1.2 Вышеуказанные цели от а) до е) соответствуют положениям Статьи 2.1 Соглашения.

Статья 2: Определения

«Соглашение» подразумевает межправительственное Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг», подписанного в Санкт-Петербурге (Российская Федерация) 12 сентября 2000 г.

«Совет» подразумевает Координационный Совет, согласно Статье 6 Соглашения.

2.3 «Стороны» означают Правительство Республики Индия, Правительство Исламской Республики Иран, Правительство Российской Федерации, что обусловлено Соглашением, и прочие государства, которые могут присоединиться к Соглашению.

2.4 «Компетентные органы» Сторон подразумевает соответствующие органы, обусловленные Статьей 3.2 Соглашения.

2.5 «Наблюдатель» подразумевает любое физическое или юридическое лицо, включая организации, учреждения, фирмы и неправительственные союзы и т.п., имеющее непосредственное отношение к деятельности по выполнению Соглашения, приглашенное для участия в отдельных заседаниях Совета или на постоянной основе, без права участия в принятии решений Совета.

Статья 3: Функции

3.1 Совет отвечает за:

а) регулирование вопросов, касающихся реализации Соглашения и применения его положений;

б) рассмотрение и урегулирование любых споров, разногласий или претензий, возникающих в связи с применением, толкованием, нарушением Соглашения, и которые не могут быть решены путем переговоров;

в) рассмотрение изменений и дополнений к Соглашению, которые могут быть внесены;

г) рекомендование о присоединении к Соглашению других стран.

3.2 Для достижения целей, оговоренных в Соглашении (Статья 2), Совет может создавать необходимые Комитеты экспертов для изучения, обзора и анализа поступающей информации и представления прогнозов, планов и предложений, кроме прочих, охватывающих следующие области:

а) сокращение времени транзитных перевозок и обеспечение безопасности движения транспортных средств и охраны окружающей среды;

б) сокращение стоимости перевозок на всех видах транспорта;

в) разработка документов, регулирующих перевозочный процесс, и упрощение и унификация документов и положений и составление единообразных документов;

г) экономическая оценка коридора, прогнозирование объемов движения грузов и пассажиров, маркетинг и привлечение инвестиций и установление процедур сотрудничества с международными организациями;

д) развитие транспортной инфраструктуры и политики приоритетов;

е) распространение и рекламирование возможностей коридора;

ж) хранение технических спецификаций для всех видов транспорта и инфраструктуры коридора;

з) координация концепций перевозок.

3.3 Предложения и рекомендации вышеуказанных комитетов будут исполняться после утверждения Советом.

Статья 4: Члены и наблюдатели

4.1 Совет состоит из назначенных должным образом представителей компетентных органов Сторон Соглашения, в соответствии со Статьей 3.2 Соглашения.

4.2 Каждая Сторона может -назначать от одного до четырех представителей для участия в заседаниях Совета и каждая Сторона имеет один голос независимо от числа представителей.

4.3 Совет уполномочен приглашать любое юридическое или физическое лицо, непосредственно связанное с исполнением Соглашения, участвовать в заседаниях Совета, заранее проконсультировавшись с членами Совета и заручившись согласием от Стран-участниц на их участие.

Транспортные, экономические, инвестиционные, технические и консультационные организации и учреждения, имеющие непосредственное отношение к выполнению Соглашения, могут обратиться с пожеланием стать наблюдателем на отдельном заседании Совета или на постоянной основе.

Приглашенные, упомянутые выше в пп. 4.3 и 4.4, не имеют права участия в принятии решений Совета.

Статья 5: Порядок проведения заседаний

Заседания Совета проводятся не реже одного раза в год по просьбе одной из Сторон Соглашения и при взаимном согласии членов Совета.

Заседания Координационного Совета организовываются в каждой стране-участнице по очереди в заранее согласованном месте.

5.3 Любое отклонение от порядка, рассмотренного выше в п. 5.2, в случае необходимости может быть взаимно согласовано и отработано.

Во время согласования места и даты заседания Совета вырабатывается и согласовывается среди членов Совета предполагаемая повестка дня.

В должное время назначенный от принимающей страны ответственный представитель в Координационном Совете координирует ведение заседания Совета там, где оно проводится.

Решения Совета будут основываться на консультациях между членами и, насколько это возможно, будут приходить к консенсусу для всех сторон,

Любые споры, разногласия или претензии, которые не могут быть урегулированы Советом, решаются иными способами, согласованными всеми Сторонами.

5.8 Согласованные протоколы заседаний Совета в форме рекомендаций подписываются по окончанию заседания на месте его проведения.

Согласованные протоколы Совета представляются в соответствующие правительственные органы стран-членов Совета.

Если кто-либо из членов Совета не имел возможности участвовать в заседании Совета, согласованный протокол заседания указывает способ передачи данного протокола в эту страну.

5.11 Рабочим языком заседаний Совета является английский язык. Вся документация, относящаяся к деятельности Совета, также составляется на английском языке.

СОГЛАШЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОМ ТРАНСПОРТНОМ КОРИДОРЕ «СЕВЕР-ЮГ»

Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Индия, Правительство Исламской Республики Иран и Правительство Султаната Оман, в дальнейшем именуемые «Стороны»,

ЖЕЛАЯ поддерживать, развивать и укреплять дружественные отношения и сотрудничество между ними,

ОСОЗНАВАЯ растущую взаимозависимость стран в региональном и глобальном плане,

ПРИДАВАЯ большое значение расширению и повышению эффективности внешнеэкономических связей,

ПРИЗНАВАЯ важность существующих договоренностей о транзитных перевозках для международной торговли и для ускорения экономического развития государств,

ПОДЧЕРКИВАЯ свою приверженность развитию бесперебойного, своевременного и эффективного движения товаров между ними, а также в другие государства и из других государств,

НАМЕРЕВАЯСЬ и далее совершенствовать свои режимы транзитных перевозок пассажиров и товаров на основе имеющегося опыта и в соответствии с международными конвенциям и стандартами,

ПРИЛАГАЯ максимальные усилия для надлежащего использования имеющейся транспортной инфраструктуры и осуществления перевозок пассажиров и товаров по международному транспортному коридору «Север-Юг»,

СОГЛАСИЛИСЬ О НИЖЕСЛЕДУЮЩЕМ:

Статья 1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Для целей настоящего Соглашения нижеприведенные термины означают:

1.1. «Все виды транспорта»:

транспортная инфраструктура и транспортные средства, обеспечивающие перевозку пассажиров и товаров по железной дороге, морем, по автомобильной дороге, реке и воздуху. Для Индии — транспортная инфраструктура и транспортные средства, в настоящее время обеспечивающие перевозку товаров только по морским маршрутам.

1.2. « Перевозка грузов» — вид транспортной услуги по перемещению товаров при сохранении их физико-химических свойств и массы в оговоренных пределах.

1.3. «Контейнер»- приспособление для перевозки:

представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее товаров;

имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочную конструкцию, чтобы служить для многократного использования;

специально сконструированное для облегчения перевозки товаров одним или более видами транспорта без промежуточной перегрузки товаров;

сконструированное таким образом, чтобы его можно было легко загружать и разгружать и удобное для обращения, в частности, при перемещении с одного транспортного средства на другое;

имеющее внутренний объем не менее одного кубического метра.

1.4. «Перевозчик» — юридическое или физическое лицо, фактически перемещающее грузы, либо являющееся ответственным за использование транспортного средства, которое осуществляет международные перевозки товаров, пассажиров и их багажа в соответствии с национальным законодательство государств-Сторон по международному транспортному коридору «Север-Юг».

1.5. «Товар» — все виды грузов, перевозимые в вагонах, контейнерах или теми видами транспорта, которые не запрещены национальным законодательством государств-Сторон.

1.6. «Международный транзит товаров» — перемещение под таможенным контролем через территорию Стороны товаров, пункт отправки и пункт доставки которых располагаются за пределами территории этого государства.

1.7. «Международная перевозка» — перемещение пассажиров/товаров, на различных видах транспорта, производимое по территории государств, по крайней мере, двух Сторон настоящего Соглащения.

1.8. «Международный транспортный коридор» — совокупность магистральных транспортных коммуникаций (как имеющихся, так и вновь создаваемых), связывающих Стороны, с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и товаров в международном сообщении, на направлении их наибольшей концентрации.

1.9. «Международный транспортный коридор «Север-Юг» — из Индии, Омана по морю, в и через Иран, Каспийский регион, Российскую Федерацию и далее, а также в обратном направлении.

1.10. «Пассажир» — потребитель транспортных услуг, связанных с перемещением физического лица на любом виде транспорта, заключивший договор на перевозку.

«Перевозка пассажиров» — вид транспортной услуги по перемещению физических лиц (пассажиров) любым видом транспорта.

«Соответствующие объекты» в рамках международного транспортного коридора означает пункты пропуска через государственную границу, таможенные посты, терминалы, станции обмена групп вагонов, станции смены колесных пар, железнодорожные, автомобильные и комбинированные паромные переправы/порты, как существующие, так и вновь создаваемые, имеющие важное значение для перевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг».

Статья 2

ЦЕЛИ СОГЛАШЕНИЯ

2.1. Целями настоящего Соглашения являются:

а) повышение эффективности транспортных связей для организации перевозок пассажиров и товаров по международному транспортному коридору «Север-Юг»;

б) содействие доступу на международный рынок услуг железнодорожного, автомобильного, морского, речного и воздушного транспорта государств-Сторон Соглашения;

в) содействие увеличению объемов международных перевозок пассажиров и товаров;

г) обеспечение безопасности движения транспортных средств, сохранности товаров и охраны окружающей среды в соответствии с международными стандартами;

д) гармонизация транспортной политики, а также правового регулирования в сфере транспорта в целях реализации данного Соглашения;

е) создание равных недискриминационных условий доступа для поставщиков транспортных услуг на различных видах транспорта при перевозках пассажиров и товаров в пределах международного транспортного коридора «Север-Юг».

2.2. В соответствии с указанными в п.2.1. целями Стороны предпринимают все усилия, направленные на:

а) сокращение времени транзитных перевозок пассажиров и товаров через территории их государств;

б) сведение к минимуму стоимости транзитных перевозок;

в) упрощение и унификацию всей административной документации и процедур (включая таможенные), касающихся транзитных перевозок пассажиров, товаров через их соответствующие территории в соответствии с принятыми международными соглашениями и стандартами.

Статья 3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Настоящее Соглашение регулирует международные и транзитные перевозки пассажиров и товаров через территории государств-Сторон, выполняемые различными видами транспорта или в их комбинации по маршрутам, определяемым Компетентными органами соответствующих Сторон.

3.2. Для целей настоящего Соглашения Компетентными органами Сторон являются:

В Республике Индия — Министерство наземного транспорта (Департамент судоходства) и Министерство промышленности и торговли (Департамент торговли);

В Исламской Республике Иран — Министерство дорог и транспорта;

В Султанате Оман — Министерство транспорта и жилищного строительства;

В Российской Федерации — Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации.

3.3. Настоящее Соглашение не должно противоречить национальному законодательству Сторон настоящего Соглашения, и не’ затрагивает прав и обязательств Сторон по другим международным договорам, участниками которых они являются.

Статья 4

СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПЕРЕВОЗКАМ ПАССАЖИРОВ И ТОВАРОВ

Каждая Сторона предоставляет другим Сторонам право международного транзита пассажиров, товаров и транспортных средств через территорию ее государства на условиях, предусмотренных настоящим Соглашением.

Государства-участники настоящего Соглашения обеспечивают эффективное содействие международным транзитным перевозкам товаров по территории своих государств.

Государства-участники настоящего Соглашения вводят режим многократных въездных виз для персонала, задействованного в международных транзитных перевозках товаров и пассажиров в соответствии с процедурами, установленными каждой из соответствующих Сторон.

Статья 5

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ПЛАТЕЖИ

5.1. Налоги, сборы и другие платежи, вне зависимости от их названия или предназначения, не будут взиматься в отношении транзитных перевозок, за исключением оплаты расходов за транспортные услуги, связанные с перевозкой, а также платежей за пользование транспортной инфраструктурой. Взимание оплаты транспортных расходов и иных сборов должно производиться на условиях , не менее льготных, чем условия, предоставляемые Сторонами другим странам в отношении транзитных перевозок товаров.

5.2. Стороны не облагают товары, находящиеся в режиме транзита на территории их стран, таможенными платежами, за исключением сборов за таможенное оформление, хранение и иные подобного рода услуги.

Статья 6

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ

6.1. Компетентные органы Сторон создают Координационный Совет с целью регулирования вопросов, касающихся реализации настоящего Соглашения и применения его положений.

6.2. Координационный Совет, состоящий из Компетентных органов Сторон настоящего Соглашения, на своем первом заседании, которое должно состояться в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Соглашения, утверждает Устав, которым устанавливает правила и процедуры своей деятельности.

6.3. Координационный Совет собирается не реже одного раза в год, либо по просьбе любой из Сторон настоящего Соглашения.

Статья 7

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. Любые споры, разногласия или претензии, возникающие в связи с применением, толкованием, нарушением настоящего Соглашения и которые не могут быть решены путем переговоров, передаются в Координационный Совет на рассмотрение и урегулирование.

7.2. Любые споры, разногласия или претензии, которые не могут быть урегулированы Координационным Советом, решаются иными способами, согласованными всеми Сторонами.

Статья 8

ДЕПОЗИТАРИЙ

8.1. Исламская Республика Иран является Депозитарием настоящего Соглашения. Депозитарий направляет заверенные копии настоящего Соглашения Сторонам, его подписавшим.

8.2. Государство-депозитарий информирует Стороны о присоединении других государств к настоящему Соглашению и ‘о прекращении действия настоящего Соглашения в отношении любой из Сторон.

Статья 9

РАТИФИКАЦИЯ

9.1. Настоящее Соглашение подлежит ратификации в соответствии с национальными требованиями Сторон. Документ о ратификации передается на хранение государству-депозитарию.

Статья 10

ПРИСОЕДИНЕНИЕ К СОГЛАШЕНИЮ

Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств только с согласия всех Сторон настоящего Соглашения.

Для присоединившегося государства Соглашение вступает в силу на 30-й день с даты сдачи на хранение государству-депозитарию документа о присоединении. Присоединившееся государство письменно уведомляет государство-депозитарий о своих Компетентных органах, после чего государство-депозитарий уведомляет об этом Компетентные органы других Сторон настоящего Соглашения.

Статья 11

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения с согласия Компетентных органов всех Сторон на основе процедур, разработанных Координационным Советом.

Статья 12

СРОК ДЕЙСТВИЯ

Настоящее Соглашение действует в течение десяти лет с момента вступления его в силу.

Срок действия настоящего Соглашения может продлеваться на тот же срок, если как минимум за шесть месяцев до даты истечения срока действия настоящего Соглашения государство-депозитарий не получит уведомление об обратном от любой из Сторон, изначально подписавших настоящее Соглашение.

Действие настоящего Соглашения может быть прекращено на территории государства-Стороны настоящего Соглашения через шесть месяцев после того, как эта Сторона письменно уведомит государство-депозитарий о своем намерении прекратить его действие на своей территории.

Обязательства по соглашениям и другим договоренностям, подписанным в соответствии с положениями настоящего Соглашения, сохраняют силу и после прекращения его действия, вплоть до их полного выполнения.

Статья 13

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

13.1. Настоящее Соглашение вступает в силу через 30 дней с даты сдачи на хранение любыми тремя Сторонами государству-депозитарию документа о ратификации, одобренного в соответствии с процедурами, предусмотренными национальными законодательствами.

13.2. Для Стороны, выполнившей внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу через 30 дней с даты сдачи на хранение государству-депозитарию документа о ратификации, одобренного в соответствии с процедурами, предусмотренными национальным законодательством.

Совершено в г. Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года в единственном экземпляре на английском языке, и национальных языках Сторон, изначально подписавших настоящее Соглашение, причем все тексты имеют одинаковую силу. Для целей толкования используется текст на английском языке.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся должным образом на то уполномоченные представители государств-Сторон подписали настоящее Соглашение.

За Правительство Российской Федерации (подписано)

За Правительство Республики Индия (подписано)

За Правительство Исламской Республики Иран (подписано)

За Правительство Султаната Оман (неподписано)

43.71MB | MySQL:92 | 0,973sec