О ситуации в Египте /август 2005 г./

Август прошел в Египте в напряженном ожидании главного события года — назначенных на 7 сентября президентских выборов, исход которых, несмотря на то, что они впервые будут проводиться на альтернативной основе, уже давно предрешен в пользу действующего президента, 77-летнего Хосни Мубарака. Он управляет страной уже 24 года.

Ранее парламент страны выбирал претендента, единственную кандидатуру которого затем утверждали египтяне на общенациональном референдуме. 1 августа партия Вафд — одна из основных партий египетской оппозиции — объявила, что ее руководитель, 70-летний Нуман Гумаа, будет выставлять свою кандидатуру на выборах. В руководстве этой центристской партии не было единства относительно участия в выборах. При голосовании в ЦК за участие проголосовали 30 человек, против — 10.

Неделю спустя это решение подтвердил сам Н. Гумаа. «Я надеюсь получить 51 процент голосов и 8 сентября стать президентом Египта, — сказал лидер старейшей египетской партии. — Мы — партия тех, кто носит синие джеллабы (удел главным образом бедняков. — Прим. авт.), а не партия богачей». Свой прогноз он пояснил тем, что 50 процентов из 72 млн египтян живут за порогом бедности. Он же кратко пояснил и свою избирательную программу: «Если мы хотим бороться против терроризма, необходимо бороться против бедности». Другим пунктом программы является освобождение всех политзаключенных и отмена чрезвычайных законов, в частности, закона о чрезвычайном положении, введенного после убийства президента Садата в 1981 г. Этот закон позволяет силовым структурам содержать подозреваемых в причастности к террористической деятельности в тюрьмах без предъявления обвинения.

Н. Гумаа подчеркнул, что выступает против использования религии в политических целях. Тем не менее он осудил репрессии, которым подверглись запрещенные, но терпимые властями «Братья-мусульмане». В вопросах внешней политики кандидат подверг резкой критике то, что делают на Ближнем Востоке Соединенные Штаты.

8 августа в Египте был объявлен окончательный список из десяти кандидатов на избрание, включающий действующего президента Х. Мубарака, кандидатура которого выдвинута правящей Национал-демократической партией (НДП). Как объявила Избирательная комиссия, кандидатуры еще 20 претендентов по разным причинам были отклонены. Они представляли семь различных партий, отсутствие единства в которых относительно своих выдвиженцев вообще не позволило им баллотироваться. Им было предоставлено 48 часов для обжалования этого решения.

Ранее Избирательная комиссия исключила из списков претендентов независимых кандидатов, в том числе четырех женщин. Предлогом для этого послужило то, что они якобы не смогли собрать предусмотренные конституцией 250 подписей депутатов различных уровней.

Основными конкурентами Мубарака считаются два претендента. Это лидер оппозиционной либеральной партии «Аль-Гад» («Завтра») 41-летний Айман Нур и уже упоминавшийся Н. Гумаа. Другие влиятельные оппозиционные партии — марксистская «Ат-Тагамму», Насеристская партия и «Братья-мусульмане», а также движение «Кифайя» — приняли решение бойкотировать выборы, заранее назвав их пародией на демократию. А. Нур и Н. Гумаа в течение августа неоднократно пытались заручиться поддержкой влиятельных «Братьев».

А. Нур предложил также, что если он будет избран, то его мандат будет иметь силу в течение всего «двух лет переходного периода», в течение которого в стране должен быть установлен демократический режим.

Семь других претендентов представляют небольшие политические партии: Ахмед Ауад Аллах (партия Уммы), Мамдух Кинауи (Конституционная партия), Усама Шалтут (Партия солидарности), Камаль Казбах (Партия социальной справедливости), Ибрагим Турк (Партия демократического союза), Рифаат аль-Агруди (Партия национального согласия) и Вахид аль-Уксури (Арабская коммунистическая партия). Среди претендентов нет ни одного представителя коптской общины, составляющей до 10 процентов общей численности египтян. Глава египетских христиан папа Шенуда Ш уже призвал своих последователей голосовать за Мубарака.

Главными предвыборными обещаниями Мубарака, в частности, являются отмена чрезвычайного положения, увеличение в два раза зарплаты чиновников, создание в ближайшие шесть лет 4 млн новых рабочих мест, в том числе 1,5 млн — в частном секторе и 1,2 млн — в туристическом секторе. Последний пункт представляется очень важным, если вспомнить, что, согласно официальной статистике, уровень безработицы в Египте составляет 9,3 процента. По данным международных правозащитных организаций, этот показатель превышает 20 процентов.

11 августа Избирком объявил, что за соответствием голосования избирательному законодательству будут следить 13 тыс. судей. В то же время Египет упорно отказывался допустить на выборы иностранных наблюдателей. Это решение Каира не изменилось даже после окриков из Вашингтона. Месяцем ранее так называемый Клуб египетских судей, объединяющий около восьми тысяч человек, пригрозил бойкотировать президентские и парламентские (ноябрь) выборы в случае, если ему не предоставят гарантий гласности голосования. Одновременно он опубликовал доклад, осуждавший массовые нарушения законодательства в ходе референдума по конституции 25 мая.

Избирательная кампания стартовала в Египте 17 августа и завершилась 4 сентября. 7 сентября 32,5 млн египтян, имеющим право голоса, предстоит сделать свой выбор. Половина из них не умеют читать.

В течение августа в Каире не прекращались демонстрации против президента Хосни Мубарака, организованные оппозиционным движением «Кифайя» («Достаточно») и другими организациями. Первая из них, проведенная 3 августа, собрала до 300 человек и проходила под лозунгами «Достаточно коррупции», «Мавритания, мы пойдем за тобой» (ссылка на недавний военный переворот в Мавритании. — Прим. авт.). Несколькими днями ранее аналогичная манифестация вылилась в столкновения между противниками и сторонниками режима Мубарака. Тогда полиция арестовала 24-х активистов «Кифайи», которые после выплаты штрафа через два дня были освобождены. Этому в немалой степени способствовал резкий протест Вашингтона. Похоже, пристальное внимание США к выборам в Египте вынудило Мубарака заговорить об «иностранном вмешательстве» в процесс подготовки к голосованию. Можно считать, что своей политикой Вашингтон невольно подтолкнул часть антиамерикански настроенных египтян голосовать за Мубарака. «В конце концов, победит справедливость, так как египетский народ хорошо информирован. Он сможет сделать свой собственный выбор и увидеть разницу между дутыми лозунгами и моей серьезной избирательной программой» — заявил Мубарак в одном из интервью. Впрочем, все больше наблюдателей говорят о том, что, борясь за очередной мандат, Хосни Мубарак прокладывает дорогу своему сыну Гамалю.

14 августа на улицы Каира вышли сторонники «Братьев-мусульман». Манифестация проходила под лозунгами «Нет — пролонгации (президентского мандата)», «Нет — передаче власти по наследству».

В августе Египет активно, но в то же время достаточно скрытно готовился к периоду после ухода израильтян из сектора Газы. Будущее этой территории по соображениям безопасности оказалось одинаково небезразличным как для Израиля, так и для Египта. Как считает египетский политолог Имад Гад, «не может быть и речи о том, чтобы у нас под боком было исламское государство». В то же время, по мнению другого политолога, Диа Рашвана, «не может быть и речи, чтобы Египет забыл о том, что за сектором Газы придет очередь Западного берега реки Иордан». В начале августа в Газу прибыли 34 египетских офицера, которые взяли на себя функции инструкторов при палестинских силах безопасности. Их цель — не допустить к власти в секторе Газы исламистов. «Египет будет действовать против любого сценария, предусматривающего появление в той или иной форме исламского государства в Газе», — подчеркнул И. Гад. Однако он не сомневается, что в случае проведения в секторе свободных и демократических выборов победу на них скорее всего одержат исламисты из «Хамаса» и «Исламского джихада».

26 августа Египет косвенно подтвердил опасения тех, кто полагает, что под прикрытием программы мирных ядерных исследований он работает над военным атомом. В тот день Каир отказался подписывать дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия. Этот протокол позволяет инспекторам МАГАТЭ проводить внезапные проверки подозрительных объектов. Египет обусловил свое присоединение к дополнительному протоколу аналогичным шагом со стороны Израиля.

28 августа египетские власти освободили Махмуда Эззата, считающегося вторым лицом в иерархии «Братьев», сделав тем самым попытку привлечь часть исламистов в лагерь Мубарака.

52.21MB | MySQL:103 | 0,577sec