Оценки китайских специалистов референдума о независимости Иракского Курдистана

Как известно, на территории Иракского Курдистана 25 сентября 2017 г. был проведен референдум с целью определения уровня общественной поддержки руководства территориального образования в создании независимого государства Курдистан. Результаты стали известны 28 сентября 2017 г. По данным китайских источников, проголосовало 3 086 000 человек из которых 92,73% высказалось «за» независимость и 7,2% «против», при этом всего на  территории Ирака проживает около от пяти до семи миллионов курдов – что составляет около 1/5 от общей численности населения страны.

Согласно данных китайских источников, на территории Сирийской Арабской Республики проживает два миллиона курдов, на территории Исламской Республики Иран еще восемь миллионов. Для сравнения на территории Турецкой Республики проживает  18 миллионов курдов.  На территории бывших республик СССР на Северном Кавказе, а также в других странах мира проживает еще  два миллиона курдов.

Как указывает заместитель начальника отдела исследований стран Западной Азии  и Африки Шанхайского института вопросов международных отношений Цзинь Лянсян,  именно общественная поддержка курдского народа, основанная на успехе курдских вооруженных формирований в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России)  в Ираке и Сирии, позволила президенту курдской автономии Масуду Барзани провести этот референдум. Представители МИД КНР отмечают, что референдум никогда не будет признан легитимным поскольку голосование проведено только на территории автономии, а не на территории всего Ирака.

Профессора Института международных отношений при МИД КНР понимают, что Масуд Барзани хочет продемонстрировать способность курдов к объединению во имя создания единого государства, однако сам курдский народ, проживающий на территории четырех современных государств Ближнего Востока упустил возможность создания независимого государства еще по окончанию Первой мировой войны.

Контр-адмирал в отставке Чжан Чжаочжун отмечает, что при организации референдума и анализе его последствий (военная операция официального Багдада, вооруженная блокада границы со стороны Ирана и Турции) руководство курдской автономии полагается на военные возможности курдских военизированных отрядов пешмерга.

В рамках ответных действий официальный Багдад признал данное голосование нелегитимным, потребовал передать под контроль правительственных войск пограничные контрольно-пропускные пункты и аэропорты в городах Эрбиль и Сулеймания. Очевидно, что Багдад не сможет смириться с потерей контроля над 1/5 территории государства и над самыми ценными нефтепромыслами, а также теми территориями (примерно 1/3 от площади Иракского Курдистана), которые пешмерга контролирует после вытеснения отрядов ИГ.

Китайские специалисты по Ближнему Востоку отмечают, что даже если М.Барзани и удастся создать независимый Курдистан на территории Ирака, то у него не получится объединить усилия соплеменников из Ирана, Турции и Сирии, которые больше заинтересованы в ведении мирного бизнеса, чем войны с центральным правительством.

Кроме того, еще 23 сентября 2017 г. военно-политическое руководство Турции санкционировало нанесение авиационных бомбово-штурмовых ударов по позициям отрядов Рабочей партии Курдистана. В настоящее время отдельные подразделения ВС Турции проводят в первые в своей истории совместные учения с ВС Ирака, которые не носят практического характера, а просто отражают единство мнений Анкары и Багдада в вопросе курдской автономии.   Одновременно с указанными мерами, официальная Анкара блокировала работу нескольких спутниковых телеканалов на территории Турции, освещающих события в сопредельном Ираке.

От внимания китайских специалистов не укрылось и официальное негативное отношение Вашингтона к вопросу о создании независимого Курдистана, однако как отмечают сотрудники НИИ Ближнего Востока Шанхайского университета иностранных языков, ВС и специальные службы США активно сотрудничают с Эрбилем в вопросах проведения специальных операций еще с 1991 г.

По данным сотрудников указанного НИИ, американские специалисты и военные используют территорию Иракского Курдистана для базирования передовых отрядов Сил специального назначения, которые периодически выполняют задачи по ликвидации «антиамериканских» полевых командиров в Ираке.  По оценкам китайских политологов иракские курды не в полной мере согласовали вопрос о своей независимости с американскими партнерами, которые планировали больше разыграть «карту» сирийских курдов – создать курдскую сирийскую автономию в противовес российским усилиям по стабилизации ситуации в САР. Вполне вероятно, что основная цель Вашингтона на данном этапе – покровительство курдских формирований к северо-востоку от Евфрата и одновременное сдерживание сирийских курдов от чрезмерной активности в борьбе с ИГ и другими группировками.

Китайские военные специалисты отмечают, что командование ВС Ирака «не горит желанием» идти в наступление на курдские территории, поскольку местные ополченцы имеют преимущество в знании местности. Как показал штурм Мосула, такое знание приводит к огромным потерям как среди элитных подразделений ВС Ирака, так и среди иностранных наемников.

По оценкам китайских наблюдателей, в арсеналах курдских военизированных формирований накоплено вооружения и боеприпасов стоимостью более одного млрд долл. США. По данным китайских источников, в случае начала вооруженного противостояния между Эрбилем и Багдадом курды в состоянии выставить до двух хорошо вооруженных пехотных бригад, которые будут иметь на вооружении как стрелковое оружие, так и реактивные системы залпового огня, минометы, гаубицы, противотанковые управляемые ракеты, а также автомобили повышенной проходимости с этим установленным вооружением.

На протяжении последних трех лет руководство США, Великобритании, Германии и Италии активно финансировало закупку вооружения для отрядов курдского ополчения, которое не позволяло ИГ расширить свою зону влияния на север Ирака. Западные партнеры активно передавали курдам:

– автоматы и пулеметы Калашникова (около 1 млн  единиц; восточноевропейского и американского производства);

– снайперские и штурмовые винтовки «Хеклер и Кох»;

– ручные противотанковые гранатометы РПГ;

– противотанковые ракетные системы «Милан», «Хот» и безоткатные орудия;

– реактивные системы залпового огня (пр-во КНР);

– боеприпасы к указанным типам и моделям вооружения, а также ручные гранаты, приборы ночного видения и бронежилеты.

Следует отметить, что лучшие боеприпасы для РСЗО китайского и советского производства, стоящих на вооружении курдского ополчения, выпускают предприятия ОПК Израиля.

По оценкам некоторых немецких специалистов, иракские курды могут «поставить под ружье» по тревоге около 130 000 человек. Особое внимание китайских специалистов приковано  к  «Второму батальону борцов за свободу Курдистана» (сформирован в 1996 г.), «Солнечному женскому полку» и «Женским силам самообороны Сирии». Указанные формирования составлены полностью из представительниц слабого пола курдской национальности в возрасте от 16 до 30 лет, однако только первые два из них действуют на территории Ирака. По данным китайских источников, бойцы и командиры данных отрядов проявили изобретательность при организации обороны и контратак на позиции ИГ, а также чрезвычайную жестокость в обращении с пленными боевиками –  расстрелы исламистов фиксировали на видеокамеру для доказательства эффективности женского батальона.

Китайские специалисты отмечают, что Иракский Курдистан на 80% зависит от поставок продуктов питания из Турции, через территорию которой проходит 90% нефти, добываемой на территории курдской автономии. По оценкам китайских аналитиков, у курдов нет возможности организации транзита нефти через территорию Сирии, поскольку они продемонстрировали свои навыки в заигрывании с ИГ, что не позволит им установить доверительные контакты ни с Дамаском, ни с Москвой.

Единственным государством, которое официально поддержало решение М.Барзани о создании независимого Курдистана стал Израиль. Китайские политологи обратили внимание на слова премьер-министра Б.Нетаньяху, который с одной стороны признал, что курды имеют право на создание независимого государства, а с другой стороны указал, что Рабочая партия Курдистан это террористическая организация, тем самым сделал все возможное для успокоения внутриполитических настроений и «сделал реверанс» перед Анкарой.

В данной ситуации китайские специалисты проводят параллель с признанием РФ независимости Абхазии и Южной Осетии, которые в вопросах обеспечения независимости, военной безопасности, экономической стабильности полностью зависят от официальной Москвы.  По мнению китайских аналитиков, если Багдад, Анкара, Дамаск и Тегеран не признают независимость Курдистана даже в отдаленной перспективе, то ценность данного референдума остается под большим сомнением.

Китайские аналитики ожидают, что ажиотаж вокруг обретения курдской автономией статуса независимого государства приведет к новому витку напряженности в регионе.

52.26MB | MySQL:103 | 0,625sec