Референдум в Иракском Курдистане: перспективы и вызовы для Турции

25 сентября 2017 г. в Иракском Курдистане прошел референдум о независимости. Первоначально планировалось провести его в 2014 г., но на фоне споров между Региональным правительством Курдистана (КРГ) и федеральным правительством Ирака его отложили (в 2014 г. провели неофициальный референдум-опрос). Новыми импульсам курдов в сторону независимости послужило вторжение «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Северный Ирак, после чего иракская армия покинула некоторые районы, которые затем были заняты отрядами пешмерга и фактически контролируются курдами. В период с 2014—2017 гг. референдум несколько раз был анонсирован и также несколько раз отложен, поскольку курдские силы сотрудничали с иракским центральным правительством в освобождении Мосула. 7 июня 2017 г. президент курдской автономии Масуд Барзани заявил, что референдум о независимости назначен на 25 сентября 2017 г.[i] В этот день иракские курды проголосовали за создание независимого государства. Центризбирком Иракского Курдистана признал референдум состоявшимся, отметив, что голосование прошло без нарушений. Более 92% принявших участие в плебисците высказались за создание независимого государства.

Турецкая сторона резко осудила проведение референдума: заявила, что любой итог плебисцита в Иракском Курдистане для Анкары не будет иметь никакой законной силы, и что проведение референдума ставит под угрозу мир и стабильность не только в Ираке, но и во всём регионе[ii], назвал Масуда Барзани «предателем», а курдский референдум «авантюрой», которая может привести к многолетнему конфликту, так как в Северном Ираке живут не только курды, но и арабы, туркоманы, которые не согласны на контроль «одной группы» (президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган)[iii]. Был сформирован координационный центр из представителей различных ведомств, который будет принимать решение о санкциях против курдской автономии Ирака в ответ на прошедший там референдум о независимости[iv]. Анкара приняла решение исключить cвязанный с администрацией курдской автономии Ирака телеканал Rudaw из пакета спутникового вещания (Высший совет по телевидению и радиовещанию Турции — RTÜK) [v], начала военные учения на границе с Ираком (недалеко от КПП «Хабур» в районе уезда Силопи в провинции Ширнак), одобрила законопроект о продлении на год полномочий ВС на проведение операций в Сирии и Ираке, срок которых истекает 30 октября (турецкий парламент) и так далее[vi].

Отметим, что референдум о независимости в Иракском Курдистане создает и вызовы, и перспективы для Турции.

 

Вызовы

  1. Турция опасается, что если Иракский Курдистан станет де-юре независимым государством, то это воодушевит в первую очередь сирийских курдов, которые можно сказать, что уже де-факто стали независимыми, а также курдам самой Турции, где их численность свыше 20 миллионов.
  2. Если Анкара продолжит занимат жесткую или враждебную позицию в отношении Иракского Курдистана, то в Турции усилится борьба РПК (власти Иракского Курдистана будут помогать и поддержать РПК). Отметим также, что сирийские курды вряд ли забыли, что в 2014 г. пешмерга М.Барзани пришла на помощь им, когда «Исламское государство» ( ИГ, запрещено в России) осадило город Кобани.
  3. Для Турции нежелательно, чтобы Киркук, население которого в основном составляют курды, туркоманы и арабы, вошел состав в независимого курдского государства (местные туркоманы выступают против этого, требуя присвоить Киркуку особый статус). В апреле 2017 г. Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что «Киркук исторически был туркоманским городом»[vii], а в сентябре 2017 г. министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что угроза в отношении этнических туркоман в Ираке также будет расценена Анкарой в качестве повода для военной операции[viii].
  4. Референдум о независимости в Иракском Курдистане и его последствия могут способствовать к росту влиянию Ирана среди курдов Ирака, если Тегеран, несмотря на первоначальную жесткую позицию, в итоге смягчит ее в сравнении с позицией Турции. Таким образом, Иран будет попытаться оттолкнуть Турцию от Иракского Курдистана, навредить связям между Анкарой и Эрбилем, воспользовавшись референдумом независимости.
  5. Референдум о независимости в Иракском Курдистане и его последствия могут способствовать тому, чтобы Иран полностью захватил рынок Иракского Курдистана и остановил поток турецкой продукции в курдскую автономию. В 2016 г. экспорт Турции в Ирак составил 7.2 млрд долларов, а в первой половине 2017 г. этот показатель вырос на 30 процентов и составил 4.5 млрд долларов.
  6. Референдум о независимости в Иракском Курдистане и его последствия могут способствовать тому, чтобы нефть Иракского Курдистана попала на мировые рынки через Иран, а не через Турции. Иракский Курдистан, включая Киркук, добывает 600 тысяч баррелей нефти в сутки, из них 550 тысяч баррелей идут на экспорт через Турцию (в Иракском Курдистане сосредоточено порядка 50 млрд баррелей нефти или 3% мировых запасов нефти). Напомним, что ранее Турция хотела построить газопровод из Северного Ирака, даже говорили, что цена этого газа будет намного ниже российского газа.
  7. Референдум о независимости в Иракском Курдистане и его последствия могут способствовать тому, что в будущем усилится влияние Израиля в Иракском Курдистане. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что Израиль поддерживает законные шаги курдов по обретению государственности в преддверии референдума о независимости. Таким образом, создается новый очаг напряженности между Израилем и Турцией, что может поставить под вопрос и перспективу построения газопровода Израиль-Турция[ix].
  8. Если Турция попытается вторгнуться в Иракский Курдистан, она будет иметь сильные проблемы с США, а также с Израилем. Несмотря на то, что ранее США призывали М.Барзани отложить или отменить референдум о независимости, можно предположить, что именно США стояли за проведением этого референдума, учитывая, что Барзани отклонил все призывы отложить или отменить референдум о независимости. Для США выгодно будет ослабить Турцию, которая в последнее время стала более самостоятельной. Кроме того, учитывается, что независимый Иракский Курдистан в итоге станет региональным союзником Израиля.
  9. Если Турция закроет границу с Иракским Курдистаном, это навредит обеим сторонам. Отметим, что ранее Турция осуществляла торговлю со странами Ближнего Востока (сухопутным путем) через Сирию, с которой она имеет самую длинную сухопутную границу – 911 километров, однако война в Сирии положил этому конец. После этого Турция стала сильнее зависеть от Иракского Курдистана, с которым имеет 384-километровую границу, а также от Египта (Суэцкого канала). Вся торговля сухопутным путем стали осуществляется через Северный Ирак. И не удивительно, что в 2016 г. Турция хотела, во-первых, расширить возможности КПП «Хабур», где каждый день проходили около 2000 грузовиков (годовой объем торговли с Ираком составлял 10-12 млрд долларов), а во-вторых, хотела построить новые КПП на границе с Иракским Курдистаном[x]. Даже министр экономики Турции Нихат Зейбекчи после референдума Иракского Курдистана признал, что закрытие границы с Ираком осложнит торговлю с Багдадом, грузы придется доставлять через Иран[xi].
  10. Напряженные отношения с Иракским Курдистаном будут вредить турецким бизнесменам, фермерам, экспортерам, вызывая их недовольство. Ожидается, что в этом году турецкий экспорт в Ирак составит 9-10 млрд долларов. Однако референдум в Иракском Курдистане и его последствия могут негативно повлиять на эти результаты. Все это может осложнить экономическую ситуацию в Турции, где все основные политические силы уже готовятся к местным, парламентским и президентским выборам 2019 года. Для победы на этих очень важных выборах от властей Турции требуется держать страну подальше от экономических потрясений (именно после этих выборов Турция официально станет президентской республикой). В последние 15 лет экономические успехи страны были и остаются для нынешних властей одним из основных залогов, чтобы победить на выборах всех уровней.

 

      Перспективы

  1. Референдум о независимости в Иракском Курдистане и его последствия способствуют некоторому сближению Турции с Ираком и с Ираном. Последние дни осуществляются взаимные визиты высшего уровня между этими тремя странами, во время которых стороны обсуждают последствия референдума в Иракском Курдистане и свои будущие действия. Несмотря на это, Иран и Турция остаются региональными соперниками, а Ирак вряд ли забыл все свои разногласия по разным вопросам с Турцией, в том числе касательно курдов[xii].
  2. Референдум о независимости в Иракском Курдистане и его последствия могут способствовать к некоторому сближению Турции с Сирией. Позиции Турции и Сирии в последнее время стали совпадать в отношении сирийских курдов, которые при поддержке США уже контролируют 23 процентов территории страны, 65 процентов границы Сирии с Турцией (силы Б.Асада контролируют 46 процентов территории Сирии). Власти Сирии и Турции очень обеспокоены военными и политическими успехами курдов региона, и не хотят усиление их позиции.
  3. Иракский Курдистан давно стал де-факто независимым государством, и Турция использовал это ранее. Анкара и Эрбиль еще в ноябре 2013 г. договорились, что нефть из региона будет поступать через Турцию в страны Европы, несмотря на протесты центрального иракского правительства. В 2013-2014 гг. напряжение между автономией и центральным правительством Ирака нарастало из-за решения Эрбиля экспортировать нефть через территории Турции без санкции Багдада. Эти действия Турции создали напряжение между Анкарой и Багдадом, и между Багдадом и Эрбилем. Таким образом, если Иракский Курдистан де-юре станет независимым государством, то Турция получит свободу действий в этом контексте.
  4. Для Турции появилась возможность вторгнуться в Северный Ирак, хотя это представляется маловероятным. Также представляется маловероятным, что власти Ирака призовут Турцию к таким действиям (в последнее время Багдад все время обвиняли Анкару в нарушении территориальной целостности Ирака). Отметим, что турецкие провластные СМИ стали напомнить Анкарский договор 1926 г., который, по их утверждениям, дает право Турции на проведение военной операции на территории Ирака на глубину до 75 километров (давно известны амбиции Турции по отношению Киркука и Мосула)[xiii]. Р.Т.Эрдоган в свою очередь 25 сентября подчеркнул, что Турция примет все меры при наличии любых угроз её национальной безопасности. «Это не их личная территория, они зря стараются. Однажды ночью мы можем прийти неожиданно (bir gece ansızın gelebiliriz)», — добавил турецкий лидер[xiv]. Напомним, что это не первый случай, когда Р.Т.Эрдоган употребляет эти слова. В конце апреля 2017 г. он пригрозил сирийским курдам, что будет проведена военная операция против Партии демократического союза и использовал те же слова. В связи с этим, турецкие СМИ отметили, что все это напоминает июль 1974 г. – Кипрский кризис. Тогда турки-киприоты ждали, что Турция придет им на помощь, а греческая радио возле разделительной линии запускал песню «Я ждал, ты не пришел»(Bekledim de gelmedin), чтобы воздействовать на психику турок-киприотов. В ответ на это турки-киприоты начали через радиостанции Bayrak транслировать песню «Не зовите меня так много, однажды ночью я могу прийти неожиданно» (Bu kadar yürekten çağırma beni/Bir gece ansızın gelebilirim). Уже 20 июля 1974 г. турецкие войска вошли в Кипр и до сих пор остаются там[xv].
  5. Турция может превратить Иракский Курдистан клин между Ираном и Сирией, помешать, чтобы иранский газ коротким путем вышелк Средиземному морю. В ноябре 2015 г. командующий КСИР Ирана, генерал Мехди Рабани, комментируя испытание ракеты «Имад», объявил, что она способен достичь до Тель-Авива, отметив, что глубина иранской линии обороны уже достигла Средиземного моря. Таким образом, де-юре независимый Иракский Курдистан сможет ослабить позиции Ирана в регионе, что на руку Турции. Однако для того, чтобы Иракский Курдистан стала «протурецким»», Анкара должна сильно смягчить свою позицию по отношению Эрбилю до той степени, чтобы позиция Тегерана стала еще жесткой. В Иракском Курдистане наверняка считают Турцию более перспективной страной, учитывают, что она географически более ближе к Европе, чем Иран, что Турция член НАТО и G-20, кандидат на вступление в ЕС, и что в настоящее время США проводят политику изоляции Ирана в регионе, обвиняя его в спонсировании терроризма и критикуяядерную сделку.

[i] Kuzey Irak’ta referandum tarihi belirlendi, Cumhuriyet, 07.06.2017

[ii] Dışişleri Bakanlığı’ndan referandum için yeni açıklama!, Yeni Çağ, 25.09.2017

[iii] Erdoğan’dan Barzani’ye «ihanet» suçlaması, Deutsche Welle Türkçe, 26.09.2017

[iv] Турция создала центр для принятия мер по курдскому референдуму в Ираке, РИА Новости, 25.09.2017

[v] RTÜK, Rudaw’ı Türksat’tan çıkardı, NTV, 25.09.2017

[vi] Meclis’te savaş tezkeresi kabul edildi, Evrensel.net, 23.09.2017

[vii] Cumhurbaşkanı Erdoğan: Kerkük tarihi itibarıyla bir Türkmen şehridir, Anadolu Ajansı, 04.04.2017

[viii] Mevlüt Çavuşoğlu askeri müdahale şartını açıkladı, Yeni Akit, 26.09.2017

[ix] Габриелян Айк, Курдский вопрос между Турцией и Израилем, Институт Ближнего Востока, 16.09.2017

[x] Can Mumay, Ticaret yolunu bulur, Sözcü, 18.09.2017

[xi] Ekonomi Bakanı: Kuzey Irak’la Ticaret Sürmeli, Bianet, 27.09.2017

[xii] Габриелян Айк, Курдский вопрос в турецко-иракских отношениях, Институт Ближнего Востока, 12.06.2017

[xiii] Türkiye Musul ve Kerkük’e girebilir mi? Son dakika 1926 Ankara Anlaşması maddeleri, Akşam, 26.09.2017

[xiv] Erdoğan: Bir gece ansızın gelebiliriz, Habertürk, 25.09.2017

[xv] Erdoğan’ın ‘Bir gece ansızın gelebiliriz’ sözleri Kıbrıs Harekatı’nı hatırlattı, Yeni Şafak, 30.04.2017

52.23MB | MySQL:103 | 0,470sec