Ахмед Уяхья «с условиями» реанимирует сланцевый проект в Алжире

Вслед за бывшими премьер-министрами АНДР Абдельмалеком Селлалем и Абдельмаджидом Теббуном новый председатель алжирского правительства Ахмед Уяхья заявляет о включении проекта запуска «сланцевой энергетики» в стратегию развития страны.

По словам А.Уяхьи, «это обязанность государства подготовить энергетическое будущее Алжира».

Так, в своем выступлении на совещании работников энергетической отрасли Алжира 1 октября текущего года в Оране он указал, что использование нетрадиционных нефти и газа рассматривается «не вариантом, а необходимостью» текущей обстановки, требующей «мобилизовать все имеющиеся ресурсы страны, поскольку времени для раздумий и обсуждений нет». И поэтому он включает их задействование в план действий своего правительства.

Важно напомнить, что ранее ряд американских геологических организаций определили Алжиру без проведения исследований на местности третье место среди самых крупных обладателей запасов сланцевого газа в мире после Китая и Аргентины.

Несмотря на то, что осуществленные в 2015 году работы по разведке не доказали наличие заявленных объемов нетрадиционных углеводородов, они дали достаточно существенные цифры по их объемам.

Так, если американские предположения сводились ориентировочно к 28 – 40 трлн куб. м только сланцевого газа, то теперь, согласно источникам в алжирской энергетической компании Sonatrach, эти данные снизились до 19.8 трлн куб. м. Основные его запасы расположены в основном в бассейнах Муйдир, Анет, Беркин-Гадамес, Темимун, Регган и Тиндуф на юге, юго-западе и юго-востоке страны.

В любом случае – это очень внушительные объемы, учитывая то, что ежегодно общий объем добычи «голубого топлива» в АНДР не превышает 200 млрд куб. м, при том, что почти половина этих ресурсов расходуется для закачки в пласт нефтегазовых месторождений и поддержания дебета нефтяных скважин.

Как бы там ни было, до сих пор добыча в Алжире сланцевых нефти и газа так и не началась.

Отчасти на это повлияли массовые протесты населения южных районов страны, опасавшегося, что при их производстве, требующего применения токсических химикатов пострадают огромные подземные запасы пресной воды.

Речь идет о выступлениях 2015 года в течение нескольких недель населения газодобывающих регионов Ин-Салах и Уаргла, протестовавших против готовящейся добычи «газа смерти».

Напомним, что имеющийся проект предусматривает производство сланцевого газа с 2022 года объемом 20 млрд куб. м.

Впрочем, как представляется, главным доводом стало заметное снижение цен на энергоресурсы, наблюдаемое в последние три года, которое и уменьшило привлекательность для АНДР сланцевого проекта ввиду высокой себестоимости нетрадиционных углеводородов.

Однако теперь А.Уяхья в свойственной алжирским премьерам последних лет манере в очередной раз возвращается к теме использования «альтернативных нефти и газа», несмотря на то, что цены на энергоресурсы остаются на низком уровне, а мнение экологов осталось по-прежнему негативным, несмотря на то, что премьер-министр уверяет, что правительство также озабочены экологическими проблемами и что его действия вовсе не являются «авантюрными».

Причина же подобного возвращения к данной теме объясняется позицией самого президента Абдельазиза Бутефлики и его ближайшего окружения. Для них в первую очередь является привлекательным пример США, которые не только активно используют сланцевые нефть и газ не только на своей территории, но и наращивают их продажи на международных рынках.

Необходимо напомнить, что глава АНДР на встрече с членами правительства страны проинструктировал их, чтобы они «больше ценили все ресурсы и богатства, которыми располагает страна, включая ископаемые углеводороды, традиционные и нетрадиционные, а также возобновляемые источники энергии».

По его мнению, «в условиях продолжающегося кризиса правительство обязано использовать все природные ресурсы, которыми располагает страна для восполнения дефицита».

В этой связи возникает вопрос: будет ли А.Уяхья в данном случае более убедительным для общественного мнения, чем А.Селлаль?

Предположим, что это представляется весьма сомнительным. Ведь в условиях непрекращающегося снижения жизненного уровня населения А.Уяхья рискует не только вызвать ненависть к своей персоне, но и спровоцировать новые волнения в проблемных для властей АНДР южных районах страны, где традиционно происходят массовые выступления безработных.

Однако в отличие от А.Теббуна и А.Селлаля, А.Уяхья не готов в данном случае по традиции становиться «козлом отпущения» президента А.Бутефлики.

Формально, «беря под козырек» исполнять подобные распоряжения президента, он, тем не менее, пытается обезопасить себя и одновременно выставляет его в явно не лучшем свете.

Так, выражая на словах поддержку указанию А.Бутефлики, он открыто заявляет, что данные установки будут работать лишь в том случае, если руководство Алжира пересмотрит действующее законодательство в отношении инвесторов, чтобы стимулировать их приход в страну и одновременно повысить ее доходы.

Для этого, по мнению А.Уяхьи, необходимо изменить законодательство таким образом, чтобы работа в АНДР была выгодна не только государству, но и инвесторам, деньги которых так нужны стране для развития ее энергетики, в том числе и сланцевой.

Кроме того, по словам алжирского премьера, «международный рынок сильно изменился» и поэтому в такой обстановке требуется работать по иным правилам и от того, каким образом, по его словам, будет учтено это мнение, и будет зависеть конечный успех нынешней энергетической политики Алжира.

Следует заметить, что это достаточно показательный знак для самого президента, установки которого пытается корректировать премьер, в своих действиях полностью подчиненный решениям из президентского дворца «Эль-Мурадия».

Более того – он даже прилюдно заявляет о необходимости коренного изменения устройства страны, фактически присоединяясь к выступающим за это оппозиционерам, что, в свою очередь, свидетельствует о состоянии, близком к расколу среди правящей элиты страны, по сути, загнавшей Алжир в нынешний экономический тупик.

Впрочем, на данное событие можно взглянуть и с другой стороны, ведь это заявление А.Уяхьи демонстрирует, что у высших представителей алжирского правящего режима нет реального плана выхода из кризиса и они по-прежнему рассматривают энергоресурсы в качестве рычага для дальнейшего развития страны. И поэтому они продолжают тешить себя надеждами на «скорое повышение нефтегазовых цен», что, по их мысли, автоматически решит все проблемы.

53.14MB | MySQL:103 | 0,412sec